Вы знали, что турнир по ММА в России можно провести за 150 тысяч рублей?
Разобрали все цифры.
Все чаще бывшие бойцы запускают промоушены и проводят турниры по правилам ММА, кулачных боев или вообще с неким оригинальным регламентом поединков. Например, в Америке это пробуют Хорхе Масвидаль и Майк Перри.
В России некоторое время существовала лига Хабиба Нурмагомедова. Александр Шаблий объявил о создании кулачного промоушена. Экс-боец UFC Магомед Бибулатов стал главой АСА, а Марат Балаев проводил локальные селекционные турниры в Петербурге.

Мы узнали, во сколько сегодня обходится проведение турнира в России, и поговорили об этом с несколькими представителями индустрии.
Провести турнир по ММА можно даже за ₽150 тысяч
Теоретически турниром по ММА можно считать любое мероприятие, где дерутся несколько человек, а результаты их поединков заносятся в ресурсы Sherdog и Tapology. В этом на сегодня, вероятно, главный феномен ММА: статистику профессиональных боев (главный показатель развития карьеры) ведут два независимых коммерческих ресурса.
При условии, что многие начинающие бойцы готовы подраться бесплатно, чтобы улучшить статистику (или попасть на большое шоу), вы можете договориться с несколькими парами спортсменов. Потом арендовать зал с клеткой или рингом (а, может быть, зал у вас и так есть, раз вы по какой-то причине этим занимаетесь). И соблюсти пару формальностей: судейская бригада, работа врача и уборка помещения.

Экс-боец ММА Андрей Власов, работавший в Федерации ММА Московской области и участвовавший в организации нескольких турниров в регионах, говорит, что такой турнир будет стоить около ₽100 тысяч: «Думаю, работа судей будет стоить около 50 тысяч. Предположим, что еще 20 вы заплатите за оператора, потому что сейчас все стало чуть строже и Sherdog просит видео с подтверждением, что бой состоялся. Еще 50 уйдет на другие расходы: врач, уборщица, скотч, вода, может быть, лед и полотенца.
В ВК есть люди, которые заносят бои в Sherdog, стоит от 5 до 20 тысяч. Присылаете видео, скидываете результаты – и вот вы провели турнир, а у бойцов появились победы и поражения. Тут еще все сильно зависит от того, с кем вы знакомы: может, вы знаете врача, который будет работать, может – судей. Договоритесь ли вы с бойцами, что они принесут свои перчатки или нет. В регионе съемку могут сделать дешевле, в столице более качественно, это все влияет на цену. Я лично проводил турнир, где смета была 148,5 тысяч».
Как отмечает Власов, раньше требования к занесению боев в профессиональную статистику были ниже. Это можно легко отследить по карьере Хабиба: бои Нурмагомедова на Кубке Атриума (11 октября 2008 года) проходили на ковре, а поединок с другом Эльдаром Эльдаровым на турнире Tsumada Fighting Championship не зафиксирован на видео, при этом в книге Нурмагомедова, интервью Эльдарова и официальной статистике указаны разные варианты концовок боя. Сегодня, если вы не представляете популярный промоушен, для занесения турнира в базу вам понадобятся видеодоказательства.

«Мы проводили мероприятия на очень маленьких площадках без зрителей. Там просто базово стоит клетка и все. Эти бои все равно попадали в Sherdog, потому что дрались парни с профессиональным бойцовским рекордом, был ведущий, были официальные судьи. Такое мероприятие можно провести за миллион или 500 тысяч, но крупные промоутеры на это идут, потому что усилий все равно тратится много, риски есть, а хлопот не меньше, чем при проведении большого турнира», – рассказывает глава АМС Fight Nights Камил Гаджиев.
Большой турнир со зрителями и трансляцией стоит ₽30 млн: площадка – от 2 до 4, съемка – от 1 до 7
Современные ММА-турниры проходят или на хоккейных площадках (ЦСКА Арена, ВТБ, G-Drive или «Уралец»), или на спортивно-концертных площадках (Live Арена, Арена КСК, «Дворец спорта имени Ирины Винер»).
«Узнаваемый качественный ММА-турнир сегодня обойдется в среднем в ₽30 млн, – говорит Камил Гаджиев. – Сюда входит и продвижение, и гонорары бойцов, и главный бой, который заинтересовал бы федеральный канал.
Стандарт для главного боя вечера я бы оценил в ₽10 млн. Но не говорю про истории из ряда вон типа Минеев против Исмаилова или Шлеменко против Токова. Обычно федеральные каналы говорят, что есть список из 15 фамилий, кто им интересен. Сделать бой из этой категории с интригой для зрителя стоит около 10-15 млн. Еще 5 млн – остальной кард. И еще 10 – на прочие расходы. Когда мы говорим о самых громких именах, то гонорары могут составлять до 70% от всего турнира – и тут бюджеты уже другие».
Проведение большого турнира потянет за собой еще несколько статей расходов. Например, площадка и свет (в случае если съемку берет на себя канал).

Аренда большой площадки в Москве уровня ЦСКА или «Дворца спорта Ирины Винер» стоит от ₽2 до 4 млн. Дальше в дело вступают нюансы: входит ли в стоимость работа охраны, уборка, кейтеринг и дополнительные услуги. Будет ли соглашение на один турнир или на несколько мероприятий. Есть ли давние деловые отношения у промоушена и владельцев площадки.
Для сравнения: небольшой клуб в регионе будет стоить ₽300-400 тысяч. Большая площадка в 1000 км от Москвы, по информации Спортса” об одном из турниров, вышла организаторам в 1,3 млн.
Крупный турнир предполагает, что за 2-3 недели до начала организаторы должны провести совещание с представителями городской администрации, МЧС и силовых структур. Последние уточнят, какие планируются поединки, количество зрителей и какая примерно аудитория прогнозируется организаторами. В зависимости от этого определяется количество полиции и меры безопасности.
С 2019 года стало понятно, что ММА-промоушенам уже не так сильно нужны федеральные каналы. Одновременно с UFC в Санкт-Петербурге Амиран Сардаров устроил бой Вячеслава Дацика с Артемом Тарасовым и показал грандиозные цифры на ютубе. С этого момента началась точка отсчета турниров, которые транслируются и публикуются на видеохостингах. Спортивный менеджер Виталий Тарасов говорит, что профессиональная съемка одного турнира в самом простом исполнении обойдется в ₽1 млн. Цена за картинку в 4К, с использованием крана и на большее количество камер может доходить до 5 млн.

«Полагаю, что максимум, который могут взять за работу под ключ – 7 млн, если продакшн берет на себя дополнительные опции. Здесь очень много переменных, которые часто зависят от площадки: есть там свет или нет… Надо ли готовить помещение, закрывать черным какие-то элементы, хочет ли заказчик что-то особенное», – говорит Тарасов.
Трансляция ММА-турнира требует очень качественного света на арене. UFC привозит оборудование с собой. Арендовать и настроить свет на площадке в России обойдется в сумму сопоставимую с затратами на съемку – от 1 до 5 млн.
Как продать билеты на турнир и кто на этом зарабатывает, кроме лиги?
Российские лиги крайне редко публикуют доходы от продажи билетов, но в феврале-2025 президент АСА Магомед Бибулатов сообщил журналистам, что турнир в Краснодаре принес ₽10,75 млн. А Камил Гаджиев рассказывал, что самый прибыльный турнир в истории его организации прошел в июне-2016, в главном бою дрались Федор Емельяненко и Фабио Мальдонадо. Билетов в продаже не осталось, были выкуплены даже те, на которые для эксперимента установили цену 999 999 рублей.
«У нас есть конкретный сервис, с которым мы работаем уже много лет, – говорит глава отдела PR и маркетинга АСА Александр Зубехин. – И я руками туда завожу билеты. То есть прописываю все данные: стоимость, площадку, турнир. Сервис берет комиссию от 4 до 10% за распространение, а дальше либо они, либо мы сами подключаем другие сервисы: Кассир, Яндекс, Афиша. Это довольно удобно, потому что ты можешь видеть всю аналитику по продажам билетов. А я могу через этот же сайт сделать виджет, чтобы продавать билеты, например, через официальный сайт лиги».
На что еще можно потратить от 100 тысяч до миллиона?
● «Мы проводили турнир в регионе, где нужно было заплатить ₽250 тысяч за стулья, чтобы их привезли, расставили и увезли после мероприятия», – рассказывает Андрей Власов.
● «Довольно большие затраты уходят на трансферы и размещение бойцов, если речь идет о больших турнирах. У нас может быть около 70 номеров на 4-5 дней в одной гостинице (средняя стоимость номера в гостинице, где АСА размещает бойцов – ₽4,2 тысячи). Плюс трансферы для нескольких бойцов из Бразилии. Если посчитать все в совокупности, получится заметный процент от общего бюджета», – говорит Александр Зубехин.

● Услуги главного ринг-анонсера Александра Загорского, по информации Спортса’’, стоят от ₽250 тысяч за вечер, некоторые из коллег берут в районе 100 тысяч.
● Работа одного комментатора, если гонорар не берет на себя телеканал, – от ₽15 до 40 тысяч.
● У больших лиг клетка находится в собственности и хранится на складе, но от мероприятия к мероприятию меняется настил (он же покрышка). Привезти и смонтировать клетку стоит ₽150 тысяч. Взять в аренду и смонтировать – 350 тысяч. Напечатать покрышку – 40 тысяч.
● Как правило, в больших лигах работает команда катменов, которая тейпирует руки бойцов и обрабатывает рассечения во время поединков. Стоимость услуг команды – от ₽50 до 100 тысяч.
● Еще ₽50-100 тысяч стоит работа человека, который согласится вести соцсети для одного турнира, рассылать новости и пресс-релизы и может даже снимать вертикальные видео для шортсов и рилсов.
Телеграм-канал Вадима Тихомирова. Подписывайтесь!
Фото: АСА ММА; FIGHT NIGHTS