7 мин.

Кунг-фу: история и философия

Сегодня о кунг-фу знает практически каждый, кто интересуется историей единоборств или историей Востока. Но вплоть до 1970-х годов прошлого столетия об этом виде древнего китайского искусства было известно только в самой стране и немного в других азиатских государствах. В большинстве говорили о японских видах единоборств, главным образом, о каратэ, дзюдо, чуть позже айкидо. Картинку создавал Голливуд, благодаря своим боевикам, которые выходили по всему миру. Изменил представление о единоборствах тоже Голливуд. Точнее актер, который начал популяризировать кунг-фу на экране, звали его Брюс Ли. Именно в 70-е годы появились первые боевики снятые в Америке или совместного производства с Гонконгом, где главную роль играл Брюс Ли.

В 1980-е годы стало выходить много фильмов, где главной составляющей стала китайская история, и действие, соответственно, происходило в Поднебесной. Тут знакомство с кунг-фу стало еще более обширным. У нас в стране тогда стали узнавать про это древнее искусство не только из боевиков, но и из телепрограммы «Клуб путешественников», в которой на протяжении долгого времени демонстрировались фильмы гонконгских режиссеров по 10-15 минут за одну передачу. Правда, тогда кунг-фу считали таким же видом единоборств, как и многие другие. Понимание того, что это целый комплекс физических и духовных практик, цель которых сделать человека более совершенным, пришло гораздо позднее.

Как появилось кунг-фу

Надо заметить, что о кунг-фу долгое время не знали, в том числе, по «вине» самих китайцев. Страна консервативная и очень долгое время оставалась закрытой. Само слово тоже происходит из Китая и является общим обозначением обширной группы боевых искусств. Вообще, если быть точным, то изначально это «гунг-фу» и соответствующий иероглиф, который переводится как долгая тяжелая работа над собой, самосовершенствование ради поставленных целей. Работа не только физическая, но и духовная. Ведь совершенствоваться можно в каллиграфии, музыке, танцах, поэзии и многом другом. Сегодня практикой кунг-фу можно заниматься не только в Китае, но и во всем мире, главное самому быть к этому готовым.

Начиналось все очень давно, в те времена, когда зарождалась цивилизация. Первыми стали хорошо известные каждому школьнику Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия и, конечно, Древний Китай. Именно там в XVII веке до нашей эры в эпоху династии Шан появились первые сведения о кунг-фу. Затем спустя еще ряд столетий во время правления династии Чжоу в 221 году до нашей эры появляются более обширные сведения о древнем искусстве. О нем шел рассказ в обнаруженных манускрииптах и других докуметах. Причем все описываемые движения назывались танцами, но это, конечно, не те танцы, о которых мы знаем сегодня. Кунг-фу не было развлечением или обыкновенным времяпровождением.

Подобные движения на занятиях оттачивали солдаты, то есть это такой своеобразный танец, который направлен на поднятие морального духа и выносливости. Показывалось это искусство на больших праздниках, которые китайские императоры устраивали два раза в год. Для демонстрации приглашались лучшие бойцы. Боевые искусства были в почете и переживали свой расцвет. Появлялись разные направления и школы кунг-фу, в них преподавали знаменитые мастера того времени. Параллельно развивалось вооружение, ведь стили кунг-фу предполагали действия не только голыми руками, но и с холодным оружием.

Во время правления разных императоров интерес к кунг-фу поднимался и снова угасал, но искусство всегда оставалось популярным и востребованным. Так продолжалось вплоть до нового времени. Кунг-фу демонстрировали не только во время праздников, но устраивались специальные выступления, на которые приглашали признанных мастеров. Те показывали такую технику, что порой было непонятно, как такое вообще может удаваться человеку. До наших дней дошла история знаменитого легендарного танца с мечом, который демонстрировал мастер Сян Чжуан.

Большие изменения произошли в начале ХХ столетия и в период между Первой и Второй мировыми войнами. Китай на какое-то время был оккупирован японскими войсками. Кунг-фу было под запретом, тем не менее многие мастера выступали против завоевателей. Некоторые были убиты, другие покинули страну, третьи предпочли уединиться. Именно в ту пору появилось много легенд о разного рода народных героях, которые голыми руками дают отпор врагам и восстанавливают справедливость. Некоторые из них были кем-то вроде хорошо известного в Европе Робин Гуда. Но кунг-фу не умерло и после Второй мировой войны стало развиваться вновь.

Философия кунг-фу

Вторая и не менее значимая часть кунг-фу — его философия и духовная составляющая. Подразумевается духовное совершенство, которое можно применять в повседневной жизни и при любом роде занятий. Главное овладеть своим духом, преодолеть внутренние конфликты, поэтому так важны не только физические упражнения, но и тренировка сознания. Физические делятся на внутренние и внешние. Внешний стиль подразумевает изучение практических вещей, примером может служить хорошо известное у-шу.

Внутренний направлен на владение своим телом, на контроль за энергией внутри человека. При изучении внутреннего стиля практика идет от внутреннего к внешнему. Все это присутствует в одном из стилей «тайцзицюань», где происходит концентрация вокруг энергии «ци». Первое и главное, изучить свое тело, его возможности и только потом постепенно приступать к овладению таким тонким понятием как энергия «ци».

Стили кунг-фу

Видов и стилей кунг-фу известно огромное количество, их сотни, некоторые данные говорят о том, что около четырехсот. Нет ни одного человека на свете, кто мог бы овладеть всеми, на это не хватит и нескольких жизней. Мы познакомимся с самыми популярными стилями. Они стали известны во многом благодаря истории Шаолиньского монастыря.

1. Кулак монастыря Шаолинь (Шаолиньцюань). Стиль появился в буддийском монастыре, расположенном на на горе Суньшань. Новичку сложно будет выделить его среди остальных, но профессионал точно сможет отличить характерные акробатические движения в виде прыжков, кувырков и мощных ударов кулаками. Стиль можно часто увидеть в боевиках 1970-1980-х годов.

2. Тайцзицюань. Тут до сих пор идут споры о происхождении стиля, но в отличие от предыдущего здесь движения более плавные и медленные, большое внимание уделяется правильному дыханию.

3. Вин чунь. Стиль был широко распространен во многих фильмах, своеобразная защита без оружия. В данном случае акцент направлен на оборону, когда защищающийся уходит с линии атаки и сам в ответ наносит удары.

4. Багуачжан. Если вы видели как один или другой боец в единоборствах передвигается по кругу, то сможете представить багуачжан, здесь задача за счет круговых движений снизить концентрацию соперника и наносить молниеносные удары.

5. Синъицюань. В древности, да и не только, очень широко применялся в китайской армии солдатами. Особых изысков нет, главное, грубая сила и очень мощные удары.

6. Цайлифо. В чем-то этот стиль напоминает бокс с его боковыми хуками, удары здесь сильные и размашистые, но бьют не только руками, но и предплечьем.

7. Бацзицюань. Много резких взрывных движений и таких же неожиданных ударов. Если видели фильм Квентина Тарантино «Убить Билла», то можете представить молниеносность ударов.

8. Танланцюань. Говоря проще, стиль богомола, его тоже часто демонстрировали в фильмах. Он подразумевает скоростные удары по противнику практически без остановки.

9. Наньцюань. В переводе на русский язык означает «южный кулак», нетрудно догадаться о географии происхождения. Зародился в южных провинциях страны и объединил многие стили и техники той местности.

10. Чанцюань. Стиль тоже демонстрировался на экране. Удары часто происходят в полете, когда нападающий одновременно распрямляет руки или ноги. В результате после такого удара противник отлетает на приличное расстояние.

Биография Нобеля Арустамяна

Биография Анатолия Сульянова