7 мин.

Игорь Высоцкий: «Боксерам надо чаще использовать наш знаменитый удар ломом»

Один из самых популярных тяжеловесов сборной СССР Игорь Высоцкий рассказал блогеру Sports.ru Христиану Юла, почему ему не удалось нокаутировать Мухаммеда Али, что мешает Александру Поветкину «наконец, выстрелить», как правильно подготовиться к бою против одного из братьев Кличко и зачем боксерам нужен лом.

«Игорь Высоцкий никогда не добивался в ринге таких рейтинговых достижений, как, скажем, Лев Мухин и Ионас Чепулис, кому удалось взять серебряные медали на Олимпийских играх в тяжелом весе; ему было далеко до всенародной славы своих предшественников Николая Королева, Альгирдаса Шоцикаса, Андрея Абрамова; на внутреннем ринге он оставался в тени таких тяжеловесов, как Евгений Горстков и Пётр Заев. Все так, но при одном только звучании имени Игорь Высоцкий сердце российского поклонника бокса начинало биться неровно, а уж за рубежом из наших боксёров его знали и почитали больше других».

«Победитель Стивенсона», А.Сребницкий.

***

- Мне не раз доводилось слышать мнение, что в семидесятых годах прошлого века поколение советских боксёров тяжёлого веса было одним из самых талантливых в истории отечественного бокса. Согласитесь?

– В то золотое время была очень сильной вся сборная Советского Союза – на сборы выезжало по три, четыре состава. Через тренировки мы передавали друг другу столь необходимые знания и опыт – слабый что-то берёт у сильного, усваивает это и, продолжая интенсивно работать, в итоге получает очень хороший результат. А конкуренция заставляла нас регулярно поднимать планку максимальной отдачи.

- Отечественные поклонники бокса наслышаны про две ваши громкие победы над знаменитым кубинским мастером Теофило Стивенсоном, а какой из своих поединков на внутренней арене можете выделить?

– Это финальный поединок за звание абсолютного чемпионата СССР 1974 года против Евгения Горсткова. Под нашу с Женей встречу, как это не странно для вас сегодня прозвучит, была проведена большая рекламная кампания. Бой прошел на арене старого цирка на Цветном бульваре. Свободных мест в зале не было.

Что до самого боя, то я работал в своей стандартной манере, старался прорваться в ближний бой, зацепиться и нанести акцентированный удар, комбинацию или целую серию, а Горстков боксировал с дистанции. Во втором раунде мне был засчитан нокдаун, а в третьем я получил рассечение и бой проиграл.

***

- Очень интересно узнать ваше мнение о знаменитых матчевых встречах советских боксёров со сборной США.

«Тренерским штабом всё-таки была поставлена задача попытаться досрочно победить Али»

– Американцы были очень сильными бойцами. Очень! У них не было как у нас и кубинцев по несколько равных составов, но те ребята, что выходили с нами биться, были великолепными мастерами ринга. Сейчас в США, как среди любителей, так и среди профессионалов, таких выдающихся боксёров нет, но, я уверен, что скоро придёт новое сильное поколение.

- Ваш давний знакомый Евгений Горстков сказал, что по таланту и технической оснащённости советские боксёры не особенно уступали американцам.

– Здесь я с ним согласен. Тот же Евгений, если бы ему дали шанс, вполне бы мог попробовать свои силы в профессионалах, так как по своим природным и наработанным данным он был очень силен.

- В вашей карьере же был и бой с Мохаммедом Али, который принято считать выставочным.

– Это был лёгкий, вольный бой, без нокаутирующих ударов, но мне нашим тренерским штабом всё-таки была поставлена задача попытаться досрочно победить Али. Не получилось. Мохаммед был технически очень сильным бойцом и подойти к себе для результативной атаки так и не позволил. А отработали мы очень хорошо.

- Вы согласны с теми, кто признал Мохаммеда Али лучшим боксёром ХХ столетия?

– Конечно. Али действительно был лучшим боксёром минувшего столетия без каких-либо «но». Он обладал великолепной скоростью, прекрасно думал, а техническая оснащённость у него была просто запредельная!

- Какой из его поединков для вас является образцовым?

– Я не буду оригинальным и назову вам его знаменитые встречи с Сони Листоном, Джо Фрейзером и Джорджем Форманом. Это всё наивысший класс, такие бои можно смотреть бесконечно.

***

- Как вы считаете, в чём основная причина кризиса современного профессионального бокса, и в первую очередь боксёров Соединённых Штатов?

– В наше время очень много модных, коммерческих видов спорта, которые для современной молодёжи более интересны и выгодны.

- Таких как Тайсон в ближайшее время не будет?

– Не думаю. Майк был, конечно, редкого таланта боксер. Я очень хорошо помню, каким он был в период своего расцвета: взрывной, обладающий потрясающей скоростью, с поставленными, мощнейшими ударами с обеих рук. После кончины своего наставника Каса Д’Амато Тайсон «сгорел». Другие тренеры не были для него авторитетами, он их не слушал. Майк достиг вершины и пытался дальше по ней идти один, но, увы, этого у него не получилось. Тем не менее, в богатой истории мирового профессионального бокса он останется одним из лучших бойцов.

«Братья Кличко сегодня лучшие среди не самых лучших»

- Что скажете про наших современных отечественных тяжёловесов?

– Если говорить про Валуева, то, на мой взгляд, когда он активно выступал, был слишком затянут. Если бы ему увеличили скоростные данные, то бокс Николая был бы другим, более зрелищным.

Конечно, мы ждём, что, наконец, в профи выстрелит Александр Поветкин. Я его хорошо знаю ещё по любительскому боксу, Саша действительно классный боксёр. И мне кажется, что он пока не смог громко заявить о себе в профессионалах из-за слишком большого веса. Ведь при лишнем весе теряется скорость, мощность и выносливость.

- Братья Кличко?

– Дай им бог побеждать и дальше, но надо признать, что братья сегодня лучшие среди не самых лучших.

- Очень много критикуют технику братьев Кличко. Но здесь непонятно – их арсенал действительно ограничен или они намеренно его сократили до минимума, потому что это работает?

– Здесь дело не в их технической оснащённости, а в том, что сегодняшнее поколение тяжеловесов боится рисковать и во время боев с братьями не идёт на обострение. Большинство противников Кличко боятся входить с ними в ближний бой, а на дистанции украинские чемпионы спокойно разбивают их прямыми ударами.

А чтобы войти в ближний бой с братьями Кличко не нужно обладать львиным сердцем, здесь нужна хитрость. О том, как уходить от прямых ударов за счёт нырков и уклонов, написаны тома специальной литературы, есть множество наглядных пособий благодаря боям прошлого, вариантов для реализации здесь море, но никто ими не пользуется так, как надо.

***

- На прошедшем в Баку чемпионате мира сборная России выступила неудачно, завоевав три медали – золотую и две бронзовые. Как выходить из этого кризиса?

– Тренироваться, как можно больше тренироваться. Многое, конечно, зависит и от тренеров. С нами работали очень хорошие наставники, которые отдавали все свои знания и качественный уровень каждого боксера сборной рос неуклонно. А когда я смотрю на то, как сейчас боксёры работают в ринге, то бросается в глаза, что очень много из наработанного ранее утеряно. Я имею в виду технический арсенал. Это всё происходит по причине отсутствия специальных знаний у тренеров, которые постоянно работают с молодёжью. Бокс – это не только прямые удары. Во время поединка очень редко можно увидеть хороший косовидный удар, качественные удары снизу с обеих рук, боковые, точечный удар навстречу или наш знаменитый русский удар ломом (смеётся).

- В чём, на ваш взгляд, основная причина того, что за последние 20 лет так сильно упал уровень любительского бокса и интерес к нему?

– Здесь причин целый комплекс. Это и введение новых перчаток, в которых боксёр толком не может сжать кулак, ограничивающие обзор шлемы, перевод формата боёв в четыре раунда по две минуты. От последнего, слава богу, отказались, но в итоге это все равно привело к тому, что из бокса ушли яркие краски, ради которых зрители десятилетиями приходили на стадионы и переживали за боксёров. В наше время ребята боксировали, отправляли соперников в нокдауны, сами падали, но вставали и шли в бой снова. Зрителям ведь нужны проявления силы духа, воли, а сейчас это редкость, обмельчали характерами боксеры.