8 мин.

Ноги прекрасные порывы или что такое Окинавское каратэ

 

Статья опубликована в октябрьском номере (2010) MAXIM DETOX

Энциклопедия единоборств, часть 7

Наверняка ты привык к тому, что на любой подделке обязательно есть метка «Made in China»; равно как и к тому, что буквы «Made in Japan» — своеобразная гарантия подлинности. Сегодня мы расскажем тебе об одной из немногих историй, когда Китай имел отношение к созданию оригинального продукта, а японцы этот продукт с успехом присвоили.

 

Если ты думаешь, что каратэ зародилось в Японии, а главными героями этого боевого искусства были хладнокровные японцы, способные голыми руками сворачивать шеи, крушить кирпичи и разламывать толстенные доски, смеем тебя разочаровать. Это известная легенда, которая не имеет ничего общего с настоящей историей образования каратэ. На чистоту, в этой истории нет места не только превращающимся в хлам одним движением руки строительным материалам, но даже самой Японии.

Вначале был остров Каратэ зародилось семьсот лет тому назад на маленьком острове Окинава, который в то время не только не являлся частью Японии, но был вполне себе самостоятельным государством со своими феодалами — андзи. Они, как всякие нормальные феодалы, занимались тем, что делили друг с другом земли. В итоге войн на Окинаве образовалось три королевства: Хокудзан, Тюдзан и Нандзан. В 1350 году королем Тюдзан был провозглашен блестящий стратег и дипломат Сатто. Он объявил себя вассалом китайского императора, и тем самым заручился поддержкой, отбившей у соседей всякое желание вынашивать милитаристские планы в отношении Тюдзан. Положение вассала, конечно, предполагало выплату китайцам дани, но зато сулило немало преимуществ Сатто и другим окинавитянам. Китайские туристы и чиновники стали частыми гостями на острове; в свою очередь студенты, дипломаты и купцы Тюдзан были допущены в Китай. Преемник Сатто, военачальник Се Хаси, объединил весь остров под своим правлением и основал королевство Рюкю. Первым указом он подтвердил вассальную клятву китайскому императору. В 1392 году 36 китайских семей эмигрировали в королевство Рюкю и поселились в местечке Кумэ. Поскольку приставок Dandy тогда еще не было, китайцы привезли с собой технику традиционного кулачного боя и трактат о боевых искусствах «Бубиши», впоследствии ставший библией окинавского карате. У переселенцев быстро появились ученики-островитяне, которые не только изучили приемы импортной борьбы, но и неустанно дополняли ее элементами местного боевого искусства удонти. Свой кулачный бой жители Рюкю называли либо «тоте», («кулак династии Тан», правящей в то время в Китае), либо просто «те» («кулак»).

Японский этап Дальнейшая история островного искусства связана с правлением короля Се Неи и историческим недоразумением. Дело в том, что в соседней Японии первый сегун Иэясу Токугава шел на всё, чтобы распространить свое влияние на максимум самурайских родов. Так, род Сацума, находившийся в оппозиции к власти, получил от Токугавы титул «властители десяти тысяч островов». Что именно это за острова, сегун не уточнил. Впрочем, об этом никто и не спрашивал: Сацума были уверены, речь идет об островах Рюкю (к тому времени государство распростерлось на целый архипелаг). «Дело стоящее», — прикинули князья Сацума и предложение с удовольствием приняли. Считая Рюкю собственным владением, во время вторжения японской армии в Корею, Сацума потребовали от Окинавы военной помощи. Се Неи, разрываясь между уязвленной гордостью и страхом, тянул с ответом. Гордые самураи расценили нерешительность окинавского короля как плевок в лицо, и в 1609 году князь клана Сацума Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Несмотря на то, что небольшая армия Рюкю была разбита закаленными в корейских походах воинами, вторжение не стало для Окинавы бедствием. Озабоченные пополнением клановой казны, представители Сацума стремились взять под контроль внешнюю торговлю разгромленного государства, при этом не возражая против сохранения его вассальной зависимости от Китая. Сбор дани в Рюкю составлял около двадцати процентов всех доходов клана, при этом наибольшую прибыль Сацума получали от китайско — окинавской торговли. Роль труффальдино привела Рюкю к новому витку развития, в том числе в вопросе кулачного искусства. Тоте начинало впитывать в себя элементы японских дзю дзюцу, а после революции мейдзи, когда королевство Рюкю официально вошло в состав Японии, получило современное имя «каратэ», означающее «пустая рука».

Кривая окинавской мечты Решение изменить название своего искусства окинавские мастера приняли под давлением как политических, так и экономических интересов. Для многих из них поездка с целью преподавания в куда более развитую, нежели маленькая Окинава, метрополию стала мечтой о финансовом благополучии и возможностью развивать собственные школы. Стоит отметить, что в японском обществе того времени милитаристские настроения были неотъемлемой частью повседневности, так что сенсеям, или учителям, ради спокойной жизни и успеха необходимо было как можно глубже спрятать китайские корни карате. Вот почему «кулак династии Тан» превратился в «пустую руку», а в Токио, Киото и Осаке стали открываться японские школы каратэ. Именно в этот момент в каратэ образовалось две ветви. Одна, бережно хранившая традиции, привезенные из Китая, продолжала жить на Окинаве. Вторая, ассимилировавшись с боевыми искусствами самураев, начала свое шествие по Японии, Америке и Европе.

Мягким по жесткому Окинава по-прежнему бережно оберегает свои традиции, сохранив в дояпонском виде самые известные стили окинавского каратэ: Годзю Рю, Уэчи Рю и Серин Рю. Первый, в виду особой его популярности, мы вынесли в отдельный пункт, так что поговорим о двух остальных. • Уэчи рю — один из самых молодых окинавских стилей каратэ, основанный выходцем из богатой семьи Уэчи Канбуном. Впрочем, был ли он действительно богат, историки никак не договорятся. Учился герой у Чжоу Цзыхэ (1847 — 1926), который был всего на три года старше своего подопечного, но, тем не менее, обладал репутацией крупного мастера. Главные особенности стиля — повсеместное использование в ударах пальцев рук и ног и характерные дугообразные движения. • Серин рю — так называемое физкультурно-оздоровительное каратэ, автором которого выступил Итосу Анко. Мастер создал методику обучения каратэ больших групп, сделав особую ставку на детей и предложив окинавским властям преподавать «новое каратэ» в школах. Губернатор Нарахара Сигрэу охотно согласился.

Гармония тела и духа Годзю рю, — пожалуй, самая известная школа безоружного боя, дошедшая до наших дней в практически неизменном виде. Создание стиля связывают с именем знаменитого мастера Канрио из города Наха Канрио Хигаонна, который, будучи еще очень молодым человеком, отправился в Китай, где под руководством местного наставника Рю Рю Ко изучал ушу. Вернувшись домой, Канрио основал свое искусство и начал преподавать его массам. Но всю полноту знаний и все секреты стиля, как, и положено настоящему восточному мастеру, сэнсэй оставил своему лучшему ученику Тседзюну Мияги, который усовершенствовал стиль своего мастера, а заодно дал ему название «годзю рю» («школа мягкого и жесткого»). Философия годзю рю заключается в том, чтобы во всем находить оптимальный баланс — только так можно достичь максимального эффекта и превзойти самого себя, а, значит, и противника. Годзю рю учит гармонии тела и духа за счет постановки дыхания, правильной координации в пространстве и концентрации сознания. Как ты понимаешь, навыки, обретенные в додзе годзю рю (зале для занятий каратэ годзю рю) пригодятся тебе не только в условиях боя, но и в повседневной жизни. Сегодня годзю рю — самый распространенный стиль окинавского карате не только на острове, но и в мире. Дело основателя продолжает мастер Морио Хигаонна Сенсей, которого известный исследователь истории японских боевых искусств Дон Дрегер назвал тигром каратэ и самым опасным человеком в Японии. В свои 72 года этот невысокий, улыбчивый человек демонстрирует невероятное владение своим телом и потрясающую мощь движений. Именно он привез Годзю рю в Россию во время своего первого визита в 1991 году. Сегодня в нашей стране годзю рю развивают его ученики: автор этой статьи, Роман Айвазов, Георгий Хачидзе и Павел Клопов.

Как это бывает Если тебе когда-нибудь приходилось видеть тренировку по каратэ, спешим заверить — происходящее в додзе годзю рю сильно отличается от привычного зрелища. Все начинается с гимнастического комплекса дзюмби ундо — специальных движений, цель которых подготовить ученика к непривычным нагрузкам, и дыхательных упражнений. Затем каратисты берут в руки предметы, отдаленно напоминающие старинные утюги, каменные вантусы, глиняные кувшины и прочее подобие хозинвентаря не совсем понятного назначения. Этот этап называется ходжи ундо. Упражнения с этими предметами не только увеличивают силу занимающегося, но и укрепляют кости, связки, а также учат управлять собственным телом. Дальше — хуже: каратисты становятся друг напротив друга и начинают с возрастающей силой колотить по рукам, ногам и корпусу. В сочетании с правильным дыханием, удэ танрен, или укрепление тела, позволяет выдерживать атаки противника без вреда для своей боеспособности и организма. После сеанса добровольного мазохизма наступает самая важная часть подготовки — ката, что в переводе с японского означает «формы». Говоря современным языком, это форма интегральной тренировки, цель которой — полностью изменить двигательную модель человека. Ката — это код к техническим аспектам ведения поединка. Каждый элемент — своего рода узелок на память, развязывая который можно обнаружить целый куст техник, объединенных единым принципом. Самое главное ката — сан чин или «три битвы». В отличие от других форм, оно выполняется медленно и с глубоким дыханием. Именно сан чин учит каратистов в совершенстве управлять своим телом и дыханием. Заканчивается тренировка упражнением какие, во время которого годзюрюки учатся действовать в ближнем бою: выполнять броски, заломы и делать сопернику больно. Цель тернировок — достижение гармонии духа (кокоро) и тела (карада). Что до возможности применения этого стиля каратэ в опасной ситуации, то Годзю Рю — это комплексная боевая подготовка, позволяющая побеждать быстро и эффектно.

При звании До  30-х годов прошлого века в окинавском каратэ занимающимся не выдавали никаких поясов и прочих званий. То есть ты мог стать сперва учеником, и только потом, после многих лет изнурительных тренировок, мастером. Пояса (белые, желтые, зеленые и коричневые) появились под влиянием дзю до, а точнее Дзигоро Кано — его основателя. Он решил сделать ставку на иностранцев и молодежь, и быстро смекнул, что этим людям жизненно важны видимые результаты собственного роста. Потом успешный маркетинговый ход с выдачей поясов приметили мастера каратэ и быстренько слизали эту систему.

О Пригодности

Окинавское карате - не просто единоборство, но и философия, определенный образ жизни и мысли. Вот почему детей до 10 лет лучше отдавать в секции попроще, например в борьбу. А вот в карате мастера советуют приходить уже после 10-11 лет. Верхней возрастной планки, как это принято во многих восточных единоборствах, нет. В группах автора этой статьи занимаются ученики от 17 до 50 лет. Не так давно Российское представительство Международной Федерации Окинавского Годзю Рю каратэ-до провело эксперимент в вологодском психотерапевтическом центре. Из пациентов стационарного и амбулаторного отделения были организованы группы, которые занимались изучением базовых ката, в том числе сан чин. В эти группы входили люди с ограниченными возможностями и заболеваниями дыхательных путей, и с проблемами опорно-двигательного аппарата, и перенесшие инсульт. Эксперимент прошел успешно: заниматься смогли все желающие. Так что единственный способ оправдать себя, что ты все еще не занимаешься карате, - притвориться девятилетним. Правда тогда придется заниматься борьбой.

Богдан Курилко.