Михаил Пореченков: «Для меня каждый выход на сцену, словно выход на боксерский ринг»
Место для встречи со звездой отечественного театра и кино было выбрано действительно знаменательное – в двух шагах от Московского художественно академического театра имени Чехова. Я приехал на встречу с популярным актёром гораздо раньше намеченного им времени. Михаил немного опаздывал, и я стал уже волноваться, но, услышав, как со стороны Тверской заревел мощный двигатель байка, сразу же понял, что это может быть только Пореченков. Ко входу в кафе на огненно-красном красавце Harley-Davidson подрулил герой кинобоевиков и любимец российских женщин. В первые мгновения знакомства мне было как-то не по себе, но, вспомнив, каких трудов стоило организовать эту встречу, я всё же начал интервью, которое в итоге получилось под стать его герою – интересным и эмоциональным.
«Весь бой уложился в два моих удара»
- Михаил, вы из семьи военнослужащего?
– Мой отец моряк, а мама строитель. Из военнослужащих в нашей семье только я один, так как выпускник военного училища.
– Тем не менее, ваша молодость прошла в годы «развитого социализма», когда из бойцовских видов спорта были доступны лишь секции борьбы и бокса. Вы их посещали?
– Благодаря моей маме я долгие годы занимался плаванием, и это привело к тому, что у меня произошло устойчивое «отторжение» к этому виду спорта, и ко всем циклическим дисциплинам вообще. Я понял, что такое потеть в воде и осознал, что это не для меня, стал искать что-то другое. Здесь дело ещё вот в чём. Последние три класса средней школы, с 8-го по 10-й, я учился в Польше. Для меня там мир был открыт гораздо шире, чем в СССР. Там было карате, тхэквондо и даже такая экзотическая борьба, как «кексуль». Там же я посмотрел первые фильмы с Брюсом Ли! Это было с 1983 по 1986 года. Когда мы вернулись в Союз, здесь только-только начинались видеосалоны, а я всё это уже видел и для меня это был большой мир великого спорта, и любительского, и профессионального, и киношного. Поэтому я и смотрел на спорт немного по-другому и за наших боксёров переживал всегда. С одной стороны, бокс меня пугал, а с другой, мне всегда хотелось к нему прикоснуться, и по настоящему я стал им заниматься только в военном училище, отдав этому прекрасному виду спорта девять лет жизни. Я нормально боксировал, ездил выступать на соревнования и после окончания военного училища, уже живя в Петербурге.
– Вы помните свой дебют в ринге, и в какой весовой категории вы выступали?
– Я начал выступать в категории до 63,5 кг, а закончил в среднем весе, – до 72,5 кг. Первый бой я вот так сразу не и вспомню, но, если говорить о самом запоминающемся моём поединке, то это был мой пятый по счету выход в ринг. После первого же моего удара рефери открыл сопернику счёт, а вторым ударом я его нокаутировал. Весь бой уложился в два моих удара. И так же очень хорошо помню один их самых тяжёлых боёв, где по вине секундантов мне продлили третий раунд на целых полминуты и я, как говорят в таких случаях, просто умер. Я выступал уже с первым разрядом, а мой противник был мастером спорта. Выигрывал у него по очкам, и вот эти полминуты меня просто убили, достоял только на морально-волевых.
– В вашей актёрской профессии опыт боксёра-любителя помог в создании мужественных и героических образов?
– Думаю, что нет. Если обратиться к звездочётам, то в тот момент, когда я родился, надо мной стояла звезда Марс. Так что где-то внутри я всегда был человеком воинствующим. В один со мной день и год родился Олег Маскаев, случилось это второго марта 1969 года, и вообще я знаю много бойцов, которые родились, когда звезда Марс стоит высоко и светит ярко! Мои спортивные достижения, правильные габариты, учеба в военном училище, где научился с оружием обращаться правильно, в итоге всё это и сыграло главную роль в том, что меня ставили на роли военных. А в дальнейшем ко всему этому приложилось то, что я занимался спортом и в боевых моментах съёмок мог себя показать.
«У Поветкина все будет нормально»
– Раз уж вы упомянули Олега Маскаева, вы помните два его знаменитых боя с Хасимом Рахманом, в то время с очень сильным американским тяжеловесом?
– А как же, конечно. И оба раза Олег укатал Рахмана по полной программе. Особенно впечатляет их первая встреча, где американец от сумасшедшего по силе удара Маскаева улетел на столы боковых судей! Такое невозможно забыть. И очень знаменательно то, что через полтора года после боя с Маскаевым Хасим вышел на Леннокса Льюиса, уложил его и стал чемпионом мира в тяжёлом весе по двум версиям WBC и IBF!
Олег Маскаев потрясающий человек. Серьёзный, взрослый, крепкий и очень мужественный. Настоящий мужик. Он поднимался после очень тяжёлых поражений и всегда находил в себе силы всё начать сначала! Я знаю по себе, как это непросто, собраться и идти дальше. Для этого действительно нужно очень большое мужество.
– Михаил, а с кем вы ещё знакомы из плеяды российских боксёров?
– С Сашей Поветкиным. Я очень за него болею, переживаю и надеюсь, что его анонсированный бой с Владимиром Кличко все-таки состоится. У Александра замечательный, просто фантастический тренер Тедди Атлас, и я считаю, что он один из самых великих тренеров нашего времени. Он абсолютно грамотно выводит нашего боксёра на бой с чемпионом мира Владимиром Кличко. Я знаю, что как на тренировках, так и вне зала, у Атласа и Поветкина сложился эффективный тандем, и я уверен, что у Саши всё будет нормально.
– Вы считаете, что Александр способен прорваться через этот убивающий всё живое левый джеб Владимира, выйти на удобную для него дистанцию и там начать работать?
– Да, этот левый джеб можно обмануть. Надо двигаться, надо закручивать чемпиона мира, заходить за его левую руку, обманывать, сближаться с ним, уходить и крутить его, крутить! Развернуть его во фронт и ударить! Владимиру уже очень давно не попадались такие подвижные боксёры, как наш Саша Поветкин. В основном он встречается в ринге с большими, тяжёлыми и малоподвижными бойцами. А Саша и по скорости, и по количеству выброшенных ударов, и по темпу, и по рваному ритму, и по умению сближаться, и по способности держать удар, и по умению находить моменты для атак ведёт бой, как настоящий средневес. Братьям Кличко еще не попадалось настолько технически вооружённого соперника.
– Александр может стать для Кличко такой же не разрешимой проблемой, как Фрейзер для Али?
– Знаете, наверное, да. Али был велик, но он не смог найти подход к своему неуступчивому противнику. А Фрейзер всегда был одноруким бойцом, с двух рук практически не бил. Он как автомат пробивал, пробивал и всё-таки пробил левым хуком защиту Али. Александру нужно так же быстро двигаться, менять направления, прорываться на среднюю и ближнюю дистанцию, вымотать и сокрушить своего именитого соперника. Конечно, всё это сделать будет очень тяжело, но всё это возможно.
– Я не просто так упомянул Джо Фрейзера, так как в октябре исполнилось 35 лет знаменитому Триллеру в Маниле. Ваше мнение об этом суперпоединке ХХ века?
– Я смотрел все бои Мохаммеда Али. Фрейзер для него был, конечно, самым неудобным соперником из всех, с кем он встречался. Думали, что Форман станет для Али палачом в ринге, но с ним Мохаммед смог разобраться, а вот с уступающим огромному и могучему Джорджу в статности и габаритах Фрейзером не смог. Джо очень грамотно выстроил манеру боя, заставив соперника играть в свою игру.
«Я всегда стараюсь найти схожесть между боксом и профессией актера»
– Здесь ещё подоплёка и в личной неприязни Джо Фрейзера к Мухаммеду Али. В их отношениях угли тлеют и спустя тридцать пять лет…
– Психология вещь многослойная, как пирог или лазанья, которую можно проткнуть насквозь. Здесь всё зависит от того, как ты настроишься и, что ты берешь за основу. Ты хочешь его ненавидеть, или ты будешь действовать, как Федя Емельяненко, который всегда говорил и говорит, что просто выходит делать свою работу. И вот это самоё страшное. Есть кодекс самурая, где написано, что не надо нервничать, не надо злиться, не надо бояться, а нужно просто честно выполнять свою работу. Ты должен с холодной головой и горячим сердцем, абсолютно спокойно, откусывая кусок за куском, съедать своего противника. А если ты дашь волю злости, то она тебя съест.
Мы, актёры, точно так же готовимся к выходу на сцену, и каждый выход – такой же поединок, такой же выход в ринг. На нас смотрят тысячи глаз, которым нужно доказать, что ты состоятелен. Ты обязан взять эту публику, научиться работать с ней, чтобы она смеялась, когда ты захочешь, плакала, когда ты этого захочешь, слушала тебя, переживала за тебя. В общем, всё то же самое, что и в ринге. Поэтому каждый раз все настраиваются по-разному. Я не знаю, где ключик к этой настройке, но правильно настроиться очень и очень важно. Ты должен сделать определённые вещи для того, чтобы они тебя вывели в правильный градус, и потом в этом градусе ты начинаешь чётко работать, работать с холодной головой. Да, иногда и в запале истерики происходит чудо, но лучше на это не полагаться. У нас говорят, что талант это вообще умение, то есть 90 процентов труда, далее идёт удача и после этого приходит момент вдохновения, когда ты становишься не досягаем ни для кого. И ты сам не понимаешь, как это получается. Есть моменты, когда вдохновение приходит спонтанно, а есть моменты, когда человек умеет вызывать вдохновение. Поэтому надо сначала научиться работать, а вдохновение придет.
Для примера можно вспомнить бой Кости Цзю против Заба Джуды, талантливейшего американца, которого гением считали. В течение первых двух раундов мы думали, что Джуда просто Костю убьёт, Заб просто рвал его на высочайшей скорости. Но великий труд нашего боксера принес ему вдохновение, а все вместе вылилось в гениальную победу нокаутом, которую будут вспоминать и пересматривать еще многие годы. Ну и Джуду, надо, конечно, отблагодарить за это, спагетти-танец ему удался.
– Ко всему этому Заб Джуда ещё и левша.
– Да, противник был очень и очень хороший. Но произошло то, о чём я говорил ранее. Пролетел ангел и задел его своим крылом! Бам и всё. Американец после этого боя так в себя и не пришел. Кувыркался, кувыркался и куда-то вся его гениальность улетучилась.
Понимаете, в таком жёстком и эмоционально-напряжённом виде спорта, как бокс, я всегда стараюсь найти схожесть с моей профессией. Бокс это очень серьёзные, как физические, так и психологические нагрузки, и мне очень нравится наблюдать за поединками. Я вижу, когда боксёр боится, когда он не понимает, что ему делать, когда он терпит. Я всё это вижу и поэтому мне всё это очень интересно.
«Не знаю, как Фёдор всё это делает, не знаю…»
– Интересно ваше мнение о громком заявлении Фабрицио Вердума, который хочет биться с Федором Емельяненко в матче-реванше не в США, и не в Бразилии, а в Москве.
– Фабрицио Вердум парень крепкий, действительно прекрасный, серьёзный боец, но я ему сейчас не завидую. До боя с Вердумом у Федора в карьере было поражение в поединке с японцем Цуёси Косака. Тогда встречу остановили из-за сильного рассечения у нашего бойца. И вы видели, что Емельяненко сделал с этим японцем в матче-реванше? На нем живого места не осталось. Федор никогда не скажет, что зол на соперника, он просто выйдет и вмажет, вмажет так, что забудешь надолго, кто ты и где. Здесь к месту будет и Арловского вспомнить.
– Вы имеете в виду встречный правый кросс Федора, от которого белорусского бойца развернуло в воздухе на 180 градусов?
– Да, именно этот его пушечный правый кросс. И то, как он это сделал.
– К этому бою Андрея Арловского специально готовил не кто-то, а сам Фредди Роуч.
– Тоже далеко не самый последний на нашей Земле парень, а что из этого вышло? Я не знаю, как Фёдор всё это делает, не знаю… Ведь по боксёрским меркам он все исполняет абсолютно неправильно, но он же попадает, и как попадает! Здесь ведь на какие-то миллиметры чуть-чуть ошибешься, и всё, удар будет испорчен, но Фёдор кладёт его в цель с точностью буквально до миллиметра. Многие скептики говорят, что и в бою с Арловским Емельяненко бросил удар вслепую. Ничего подобного! Он всё прекрасно видел и рассчитал, как в баллистической экспертизе.
А как не вспомнить ещё его один суперпоединок Федора, в котором ему противостоял бывший офицер полиции Хорватии Мирко Филиппович. Вы видели глаза Кро Копа в том бою? Они по кругу бегали! Мирко не мальчик и не трус, но он вообще не знал, что делать. Всё же говорили, что Емельяненко будет бороться, попытается перевести бой в партер, а хорвата давай ногами бить, да так, что у Филиповича от этих ударов весь бок синий стал.
Вот так. И я думаю, что в реванше с Фабрицио Вердум всё сложится абсолютно успешно для Емельяненко. Я очень переживаю и за Фёдора, и его брата Александра. Они оба большие молодцы.
«Валуева у нас так по-настоящему и не оценили»
– Михаил, все мы смотрели замечательные картины о боксе «Бешеный Бык» с Робертом Де Ниро, «Али» с Уиллом Смитом, «Ураган» с Дензелом Вашингтон, «Нокдаун» с Расселом Кроу. Все это очень серьёзные психологические драмы. В российском кинематографе когда-нибудь появится что-то подобное? Возможно, с вашим участием?
– У нас уже есть фильм «Бой с тенью» с Денисом Никифоровым в главной роли. Денис, кстати, никогда серьёзно боксом не занимался, но, тем не менее, как же здорово он овладел боксёрской техникой. И вообще фильм отлично снят.
Но надо понимать, что отношение к боксу играет очень важную роль. Что такое бокс для американцев и для нас… США – это Мекка мирового бокса, все ключевые бои проходят там, и именно поэтому они в нём очень хорошо разбираются. И не забывайте, что и Дензел Вашингтон, и Рассел Кроу, и Уилл Смит ко всему ещё и очень хорошие спортсмены. А то, что делает Де Ниро в картине «Бешеный Бык», это вообще чума.
– А вы знакомы с ними?
– Нет. Где я и где они… Но я много наслышан, например, о том, как Де Ниро работал над ролью итало-американского боксёра Джейка ЛаМотта. Роберт проделал такую колоссальную работу, что мог бы в момент съемок выйти на реальный ринг и там бы не потерялся. Как он двигался, бил, какие бешеные глаза! Вот так, не зная, кто он на самом деле, действительно поверишь, что это настоящий профессиональный боксёр.
– «Нокдаун» с Расселом Кроу действительно потрясает …
– Прекрасная картина! Правда, история противостояния Джима Бреддока и Макса Бэра была немного другой, но героя времен великой американской депрессии Рассел Кроу сыграл просто бесподобно.
Не забывайте, что во всех фильмах, которые мы сейчас вспомнили, сыграли великие артисты. И также отметьте, что в основе любого спортивного поединка есть глубокая драматическая основа. И, конечно, и у нас в России должно появиться такое кино, не просто развлекательное, а действительно глубокое. Я помню замечательный английскую ленту «Такова спортивная жизнь» про профессионального регбиста. Какая же это драма! Не важно, кто главный герой – боксёр, регбист или кто-то ещё. Если в основе есть глубокая психологическая драма, то такое кино обязательно должно пойти.
– Закрывая тему глубоких психологических драм о профессиональном боксе, я не могу вас не спросить о картине «Каменная башка», где главную роль сыграл российский тяжеловес Николай Валуев.
– Колю я очень давно знаю, и Колюня мной нежно и горячо любим. Мы ходили в одни и те же залы и сейчас поддерживаем очень тёплые отношения, а когда встречаемся, искренне радуемся этому.
Я считаю, что Валуев у нас так по-настоящему и не оценили, к нему нужен был другой подход, особый такой ключик. Как к явлению, как к человеку, как к спортсмену, а теперь и как к актёру. Я знаю многих людей, которые приходят на съёмочную площадку и не выдерживают физических и психологических нагрузок съемочной площадки, кого-то только на полтора дня хватает, а Николай всё это выдержал, став центральным героем сильной драматической истории. Он создал очень интересный образ, характер, поэтому я хотел бы увидеть Валуева в новых картинах, и с удовольствием бы с ним снялся.
– Михаил, что пожелаете на прощание поклонникам профессионального бокса?
– Вы знаете, желать надо очень простые, понятные человеческие вещи. Удачи! Счастья! И Любви! И, если всё это будет, то всё остальное, независимо от того, занимаетесь вы боксом или не занимаетесь, будет хорошо. Вот и всё.
Было интересно. Спасибо автору
Пореченков - яркий и умный человек, инетерсно действительно было почитать его мысли и увлечение