6 мин.

Как мы это сделали

Тренеры – люди часто не самые финансово благополучные. Однако одни из самых счастливых. Потому что им порой удается поймать благодарный взгляд человека, которого они хоть на миг сумели сделать счастливым.

Расскажу подробности хорошей истории – мой ученик стал победителем чемпионата Москвы по боксу среди фитнес-клубов. За время подготовки были сделаны наблюдения и проговорены мысли, которые могут быть интересны как начинающим боксерам, так и любителям бокса, которым любопытно заглянуть на «кухню» тренировочного процесса.

Итак, полгода назад в мою группу пришел парень по имени Денис, который до этого еще полгода занимался в другом клубе. Молодой (23 года), хорошо координированный, с начатками нормальной техники и с очень хорошими данными – рост 190 см, вес 83 кг. Сразу заявил, что хочет выступить на чемпионате Москвы по фитбоксингу – такое название дали организаторы турниру, в котором принимают участие клиенты фитнес-клубов, то есть не профессиональные спортсмены, а физкультурники (подробности об этом турнире и организаторах на сайте www.fitboxing.ru). Я скептически отнесся к этой идее – как бы не отбили голову, у парня ведь ни одного боя, да и спарринговой практики явно не хватало.

Но Денис не собирался отступать. Времени на подготовку на первый взгляд хватало. Но все мы помним экстремально жаркое лето, и оно прошло бесплодно – почти никто не тренировался. В сентябре Денис вернулся из отпуска совершенно разобранным, с подсевшей дыхалкой. В общем, активная фаза подготовки началась примерно за полтора месяца за турнира. За это время невозможно устранить все недочеты и подготовить бойца, за которого бы не было боязно. Первое, что надо было сделать – проанализировать сильные и слабые стороны своего бойца, чтобы оценить его возможности. Я заглянул на сайт турнира и просмотрел видео поединков с прошлых чемпионатов. Турнир, конечно, игрушечный – все проводят по одному бою и победитель становится «чемпионом», т.е. никакого отбора на выбывание нет. Формула боя – три раунда по полторы или две минуты (по договоренности) – как у юношей. С другой стороны, эмоций, желания победы и нервов у бойцов было не меньше, чем на Олимпиаде.

Итак, что бросилось в глаза. У взрослых начинающих точно такие же проблемы, что и у начинающих подростков. Абсолютно все идут вперед прямолинейно, финты-уклоны-нырки-смещение по фронту – недостижимо высший пилотаж. Примитивная работа передней рукой. У всех в атаке расстраивается стойка, удары идут с замахом как в деревенской драке (и это не оттого, что не учат, а просто в турнирной обстановке неокрепшие условные рефлексы теряются из-за психологической скованности – об этом подробнее чуть ниже). Что еще – плохая работа ног, слабая защита (при пропущенном ударе почти все теряются, отворачиваются и прячут голову подмышку, долго приходят в себя). И самое главное – победу почти во всех случаях одерживают те ребята, кто «подуховитее». То есть кто лезет напролом, лучше терпит и бьет больше ударов. Это не совсем то, чему я учу в своей группе. Однако факт тот, что на этом уровне характер и желание играют намного более важную роль, чем техника и физподготовка.

С одной стороны, обилие недостатков у соперников было хорошей новостью. Плохая новость в том, что те же недостатки характерны для всех новичков, и мои ребята не исключение. Задача была очевидна: скрыть и нивелировать свои недостатки и суметь воспользоваться недостатками других. Теперь о сильных и слабых сторонах Дениса. Он молод, высок, и при этом не слабак (хотя подкачаться и не мешало бы), довольно быстр (хотя и не «молния»), хорошая левая рука и хороший ударный потенциал. То есть при его данных он не просто может бить, а обязан «убивать», да еще с обеих рук. Однако на тот момент его удары казались мне немного легковесными для его категории.

Но главное все-таки характер–он по-хорошему нахальный парень плюс целеустремленный трудяга. Вот только я не знал, насколько он сохранит свой победительный настрой в обстановке турнира – часто люди дают слабину в экстремальной ситуации. Слабые стороны – прежде всего отсутствие боевой практики. У себя на тренировках я немного жалею ребят – все-таки это фитнес, а не спортсекция. Поэтому вольный бой давал в основном передней рукой, остальное – отработка. Из-за этого было отставание в защитных рефлексах: бить-то научились все, а защищаться толком никто. Оттого и не форсировал спарринги.

Вот и у Дениса была проблема – против «задумчивых» ребят он действовал успешно, но стоило кому-то броситься решительно вперед, то ловил все удары справа. Это еще из-за технического брака – его левая рука, пусть и быстрая, после удара привыкла возвращаться не к виску, а к груди. Руку нужно чуть выдвинуть вперед и держать повыше. Плюс ноги стоят недостаточно фронтально, а идут в «кильватере», из-за этого при атаке справа задняя нога часто отстает и провисает. Это недостатки стойки, но ломать стойку за такой короткий период опасно – не успеет закрепить, только запутается.

Своей первой обязанностью как тренера я считаю максимально обезопасить своего бойца, и лишь второй – максимально вооружить. Поэтому начал с того, что стал обучать уходам в стороны. В фитнес-клубах занимается немало физически крепких и жестко бьющих парней-агрессоров, которые стараются смять соперника как бумажку. Для опытного боксера такие прямолинейные противники – легкая добыча и удовольствие, но для неопытного встреча с таким агрессором – всегда неожиданность и стресс. Поэтому мы много времени посвятили «челноку», уходам в стороны, контратакам и встречным ударам. Задача была в том, чтобы не дать сопернику вообще прикоснуться к защите. Забегая вперед, скажу, что почти ничто из этого не пригодилось – все оказалось не так страшно, но, как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть. По-любому когда-нибудь пригодится.

Еще одна задумка была в том, чтобы ловить соперника на встречный левый хук – в момент, когда тот делает замах справа (это общая ошибка всех новичков). Но потом понял, что на данном этапе ему это будет слишком сложно исполнить. Другой сюрприз – встречный правый кросс через руку. Это реальнее, но для этого требуется определенная смелость, и я не был уверен, пойдет ли это в бою. Зато очень хорошо пошла на тренировке комбинация, которую я сам придумал и навязал Денису – левый джеб в голову-левый в туловище-левый боковой в голову. То есть игра на природных рефлексах – противник защищает голову от легкого прямого, но пропускает в туловище, рефлекторно опускает руку вниз и думает, что на этом его неприятности закончились – и тут же пропускает жесткий левый хук в голову. На тренировке это проходило на «ура», причем по нескольку раз подряд с одним и тем же противником за раунд, что подтверждает истину – если вы не натренировали до автоматизма условные рефлексы в защите, то в ближайшие полгода вам суждено пропускать одну и ту же комбинацию раз за разом.

Беспокоило одно – как все это сработает в боевой обстановке. Известно, что как бы новичок красиво ни выглядел перед зеркалом, на мешке, на лапах и даже в самом жестком спарринге в родном спортзале со знакомыми партнерами – все это куда-то пропадает даже в самом легком официальном бою. Там, где сидит публика и где рефери поднимает руку победителю. Потому что там совсем другая мотивация и совсем другая психологическая обстановка, вызывающая волнение, скованность и судорожную нервозность. И дай Бог новичку показать на турнире хотя бы 10-15% от того, что он умеет в зале.

Перед боем Денис попросил меня написать для него «дебильник». Я не знал этого слова, и он объяснил: так у студентов называют набор простейших правил и фактов, позволяющих сносно сдать экзамен. Я поначалу его высмеял: нет списка простейших решений, позволяющих выиграть бой. А потом подумал и понял, что он прав: можно составить список правил, позволяющих если не гарантированно выиграть, то хотя бы учесть главные опасности – что необходимо и чего нельзя делать перед боем.

Что было в «дебильнике», как справляться с «мандражем» (волнением, предстартовой лихорадкой) и как была добыта победа – читайте в следующем тексте. Comingsoon!…

Мой блог в ЖЖ – ссылка