8 мин.

МакГрегор - менталитет ирландца (2/2)

Не нашлось ирландского Клотера Рапая, чтобы так же провести исследования и расписать культурные коды Ирландии. Однако при наличии американских рамок, в кои с успехом вписался МакГрегор, остается лишь рассмотреть, с каким культурным багажом он это сделал. 

safdsgg

Особое происхождение = жизнеспособность на мировой сцене

Своего рода симбиоз двух культур обеспечил МакГрегору (на первых порах) поддержку не только ирландских фанатов, но и американских. Спортивный комментатор UFC Джо Роган, тренер МакГрегора Джон Кавана – многие эксперты так или иначе отмечали контраст: американских бойцов освистывают, а МакГрегору аплодируют стоя. Он является не только национальной гордостью ирландцев, но и примером воплощения мечты для американцев.

Клотер Рапай не раз на протяжении своего исследования называл американскую культуру незрелой, юношеской. Отсюда и любовь со стороны американцев к действиям МакГрегора, легковеса, окруженного большими телохранителями. Когда МакГрегор заявил одному из репортеров, что Америка никогда не станет его домом, американские фанаты, скорее всего, не восприняли это на свой счет: МакГрегор является национальной гордостью Ирландии, он является «экзотическим» персонажем, он подчеркивает свое особое происхождение.

Уместно провести аналогию с продуктом на мировом рынке. Место происхождения может создать неизгладимое впечатление о бренде. Продукт настолько ассоциируется «со своей деревней» (в нашем случае с Ирландией), что его практически невозможно продвигать на рынок как-то по-другому. Наоборот, бренды, которые не идентифицируют продукт с местом, откуда они родом, вскоре обнаруживают, что у них вообще нет отличительного признака. Потребитель связывает себя с брендом, когда сам бренд представляет собой нечто уникальное. Когда делается попытка изменить имидж продукта так, чтобы он был всем для всех культур, его уникальность уступает место ультрадоступности. Бренды, которые чураются собственного происхождения в угоду международному облику, теряют идентичность.

Пресловутая непунктуальность

Существует несколько черт национального характера, которые отмечают многие авторы. Во-первых, это непунктуальность ирландцев. Анна Мурадова пишет: «о специфической ирландской пунктуальности можно уже эпические произведения писать. Одна из ирландских пословиц гласит: «Говорят, что когда Бог создавал время, он создал его предостаточно». Об отношении жителей Изумрудного острова ко времени точнее не скажешь. От многих мне приходилось слышать, что ирландцы отличаются крайней необязательностью. «Если ирландец говорит "сегодня в восемь мы сделаем то-то и то-то", это значит — просто вечером или даже завтра», — делилась впечатлениями одна моя коллега, в свое время изрядно натерпевшаяся от милых, душевных, гостеприимных, но абсолютно лишенных понятия о точном времени ирландцев». Также она пишет, что «ирландские полчаса» - это тот период от получаса и более, который проходит от назначенного времени до появления ирландца.

Еще Генрих Белль в середине XX века обратил внимание на непунктуальность ирландцев: «Когда бог создавал время, - говорят ирландцы, - он создал его достаточно». Спору нет, это изречение столь же метко, сколь и достойно, чтобы над ним поразмыслить: если представить себе время как некую материю, которая отпущена нам на улаживание наших земных дел, то этой материи нам отпущено даже больше, чем нужно, потому что время всегда «терпит». Тот, у кого нет времени, - это чудовище, выродок; он где-то крадет время, утаивает его».

«Подобно тому, как у расточителя денег всегда можно попросить взаймы, - пишет Белль, -  так и расточители времени - это, по сути, сберегательные кассы, куда Господь складывает про запас свое время и держит его там на случай, что оно вдруг понадобится, поскольку какой-нибудь бережливец истратил свое не там, где надо».

safdgs

Вспомните: на пресс-конференцию, посвященную UFC 202 (реванш с Нейтом Диазом), Конор МакГрегор опоздал, чем спровоцировал уход Диаза с мероприятия. На мероприятия, посвященные UFC 200, он вообще отказался приходить, а на пресс-конференцию к UFC 205 он вновь опоздал.

Джон Кавана в своей книге обнажает эту самую непунктуальность ирландского бойца: «Конор не слишком пунктуален, и он, вероятно, не смог бы тренироваться там, где все делается строго по расписанию! Если вы занимаетесь в большом зале в США и пропускаете групповую тренировку, которая начинается днем в половину второго, это ваши проблемы. А в часовом поясе Конора МакГрегора в это время только начинается рассвет. Я хорошо изучил Конора и стараюсь максимально упростить его жизнь. У него есть свой ключ от зала, и он часто приходит туда потренироваться после полуночи».

Сам Джон Кавана не экстраполирует эту черту характера МакГрегора на весь ирландский народ. Весь фокус повествования сведен к личности бойца. Кавана считает, что именно из-за непунктуальности Конору МакГрегору не нужно становиться тренером: «Я не думаю, что тренерская работа – его будущее, но это не имеет никакого отношения к его педагогическим способностям. Все дело в том, что он просто совершенно не способен приходить хоть куда-нибудь вовремя! Когда Конор вел занятия по ударной технике в «СБД», он был великолепен. Даже сейчас в спортзале он всегда помогает товарищам по команде. У него это получается естественно. Но если вы договорились о том, что проведете тренировку в семь вечера, то нельзя, придя в девять, удивляться, что все ученики ушли. Пунктуальность – важнейшая часть тренерской работы. Если люди физически и психологически настраиваются на тренировку в определенное время, нельзя заставлять их ждать. Возможно, Конор перестанет быть столь необязательным, когда станет старше и остепенится, сейчас нечто подобное трудно представить. Я работаю с ним десять лет, и он никогда и никуда не приходил вовремя. Но если кто-то задаст Конору вопрос, когда он находится на татами, он может отвечать 45 минут. Подобное я часто видел в зале, и не важно, кто обращается к нему с вопросом – начинающий или профессионал. Именно это имеет прямое отношение к педагогическому таланту, а не способность приходить вовремя. За последние годы Конор потратил много денег на красивые часы. Возможно, когда-нибудь он начнет ими пользоваться».

Андердог из Западной Европы

Генрих Белль писал об Ирландии: «На этом острове живет единственный народ Европы, который никогда никого не завоевывал, хотя сам бывал завоеван неоднократно - датчанами, норманнами, англичанами». У некоторых жителей острова этот факт рождал фрустрацию, желание и невозможность достичь целей. Конор МакГрегор стал средоточием этой национальной фрустрации. Пусть прозвучит банально, но октагон UFC стал именно той платформой, на которой ирландский боец смог прославить Ирландию и совершить несколько «завоеваний». Ярче всего МакГрегор акцентировал внимание на истории своей страны еще до боя с Алду, первым чемпионом, «свергнутым с престола».

На пресс-конференции перед UFC 189, пока Жозе Алду еще не был снят с главного карда, МакГрегор взял в руки микрофон: «Этот город принадлежит мне. Рио-де-Жанейро принадлежит мне. Я сижу тут, положив ноги на стол. И никто ничего с этим не сделает. Моя фамилия МакГрегор. Это значит, что во мне течёт королевская кровь. Так что, если бы Алду сказал, что он король, а я - шут, в прежние времена, я приехал бы в его фавелы верхом на коне и убил всех, кто не пригоден к работе. Но сейчас новые времена. Так что я надеру ему задницу». И во время того же мероприятия Конор выхватил пояс Алду у того из-под носа.

В случае с МакГрегором имеет место угнетаемое положение ирландского народа. В конце 2016 года, на вручении награды «Главная персона спорта в Ирландии», Конор МакГрегор сказал в интервью: «Во мне сомневались всю мою карьеру, меня не брали в счет. До меня ни одного ирландца там не было (имеется в виду UFC). И я помню, до того, как я выиграл титул чемпиона в Cage Warriors, на ирландской MMA-сцене говорили, что не может ирландец взять титул в Cage Warriors, мол, вы что, серьезно? И это было на местном, региональном, пусть даже европейском, уровне! Еще жестче было: «Забудь про пояс в UFC!». Они говорили: «Да быть такого не может! Мы не можем соревноваться с этими людьми! Они слишком хороши, у них слишком много опыта, слишком много навыков!». Я пришел и опроверг это». 

Злопамятность

Еще в начале XX века Генри Мортон писал об исторической памяти ирландцев следующим образом: «Ирландцы, конечно же, бывают иногда несправедливы. Я думаю, причина в том, что они не обладают способностью забывать прошлое. Даже образованные ирландцы говорят о кампании Кромвеля, как если бы это были происки нынешнего британского правительства. Ирландия никогда не забудет причиненного ей зла. Все несправедливости отпечатались в ее сердце, и времена графа Стронгбоу для них так же реальны, как прошлогодний бюджет. Они не делают скидок на грехи, совершенные несколько столетий назад, а если вы попытаетесь возразить, вам припомнят английские карательные отряды в качестве доказательства, что «саксы» всегда были грубыми дикарями. История Ирландии — это история борьбы ирландских кельтов. Их лишали собственности, но подавить не могли. Они находили возможность к сопротивлению, даже если для этого приходилось служить в иностранных армиях. Боролись, иногда безнадежно, в иностранных государствах. Какой-нибудь Мак с вилами чувствовал себя в Ирландии настоящим хозяином страны и отпрыском королей». Примечательная параллель с «прежним» Конором, который до спортивной карьеры был сантехником.

***

Клотер Рапай подводит черту: «По мере того как мы становимся гражданами этого глобального мирового сообщества, каждый из нас — как и каждый бренд — не должен забывать о местечке, откуда он родом». 

Конечно же, не стоит забывать и о том, что история США – это также история восстания против Британской империи. А Ирландия чуть ли не дюжину веков была угнетаема «британским соседом». Пусть МакГрегор и не бился в UFC с англичанами, американцы, возможно, видели в нем своего рода предводителя повстанцев.