КАМАЗ может получить штраф за использование образа Хабиба для рекламы беттинг-партнера
КАМАЗ из Набережных Челнов выложил в инстаграме пост, в котором приглашает Хабиба Нурмагомедова дебютировать в большом футболе за их клуб. На изображении бойца представили в форме с логотипом беттинг-партнеров команды.
Некоторые подписчики уже указали на то, что по Корану ставки на спорт являются харамом – для мусульман любые виды азартных игр запрещены.
Предполагается, КАМАЗ также может получить штраф за нарушение закона «О рекламе»:
- Введение в заблуждение/недостоверная реклама (клуб рекламирует сам себя за счет более известного субъекта спорта);
- Использование образа человека при рекламе БК, так как Хабиб не игрок клуба.
Для подробной оценки ситуации мы уже запросили комментарий эксперта по юридическим вопросам в индустрии беттинга – Марии Лепщиковой.
«Исходя из текста комментируемого поста в Instagram, ФК КАМАЗ только приглашает Хабиба Нурмагомедова на сборы, то есть если рассматривать использование его изображения в форме ФК КАМАЗ с нанесенными на ней наименованиями Букмекеров, без согласия самого Хабиба на использование его изображения, а также в случае «фотошопа» его изображения, то можно выделить ряд нарушения законодательства:
1.В соответствии с п.1 ст.152.1 ГК РФ (охрана изображения гражданина), обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина.
Также согласно п.3 указанной статьи 152.1 ГК РФ, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Обратимся также к ст.152 ГК РФ (защита чести, достоинства и деловой репутации), в соответствии с п.1 указанной статьи – гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Согласно п.5 названной статьи – Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
Таким образом, Законодатель недвояко говорит о том, что, если изображение гражданина было использовано без его согласия и при этом опорочило его честь, достоинство и деловую репутацию – гражданин вправе обратиться за судебной защитой его нарушенных прав. Кроме того, помимо требования об удалении изображения и опровержения информации, гражданин вправе требовать согласно п.9 ст.152 ГК РФ возмещения убытков и компенсации морального вреда – в рассматриваемом случае к ФК КАМАЗ, так как размещение было допущено на их странице в Instagram.
Поясню, почему я обратилась к нормам ст.152 ГК РФ – согласно сведениям из открытых источников (в том числе спортивных СМИ, например – https://www.championat.com/bets/article-3842315-habiba-podstavili-nurmagomedov-nikogda-ne-budet-reklamirovat-bukmekerov.html), Хабиб неоднократно критически высказывался об азартных играх и отказывался от своего участия в рекламе организаторов азартных игр. Поэтому полагаю, что, если его изображение на фото в форме с изображением ТЗ Организаторов азартных игр – Букмекеров (как мы видим это Olimp.bet и Bwin), такая публикация, следуя из его предшествующего поведения может вызвать у него негативное отношение.
2.Нарушение Федерального закона «О рекламе».
2.1.В соответствии ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч.9 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.27 ФЗ «О рекламе», реклама основанных на риске игр, пари не должна использовать образы людей и животных.
Что касается ответственности за недостоверную рекламу – ответственность за недостоверную рекламу несет рекламодатель и рекламораспространитель.
При условии, что Хабиб в рассматриваемом изображении вообще «не участвовал» в его изготовлении (если был применен фотошоп), также во взаимосвязи с требованиями к рекламе организаторов азартных игр, ответственность за такое нарушение несет Рекламодатель (БК) и рекламопроизводитель (если будет доказана его вина).
Под рекламодателем в приведенных случаях понимаются – и ФК КАМАЗ и Букмекеры, под рекламораспространителем - ФК КАМАЗ.
При нарушении законодательства о рекламе, ответственность наступает по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ у всех в отдельности – рекламодателя, рекламораспространителя и у рекламопроизводителя:
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Напомним, недавно Хабиб выложил видео в своем инстаграме, под которым написал, что готовится дебютировать в большом футболе.