Шаг вперёд, два назад. Итоги конгресса IBSF в Генте
“Хотели как лучше, а получилось как всегда” – именно под таким девизом стоило бы проводить в бельгийском Генте конгресс международной федерации бобслея и скелетона, на котором было принято несколько важных решений. К сожалению, некоторые изменения прямо противоречат развитию бобслея и ставят под сомнение план работы руководства “зимней Формулы-1”.
Начнем с вещей, не вызвавших споров. Международная федерация бобслея и тобоггана (FIBT) официально переименована в Международную федерацию бобслея и скелетона (IBSF). Не понятно только, почему смена названия заняла 2 года.
Местом проведения чемпионата мира по бобслею и скелетону 2019-го года был выбран Уистлер. Пожалуй, расстроились только швейцарцы, чья трасса в Санкт-Морице являлась главным конкурентом пригорода Ванкувера. Кроме того, право проведения чемпионата мира-2016 по бобслейно-скелетонным стартам получила Румыния. Пройдёт сие мероприятие в местечке Мамая, что в 8-ми километрах от города Константа.
И наконец, было решено следующий конгресс международной федерации бобслея и скелетона провести через год в Великобритании. Встреча будет приурочена к 90-летию создания британской федерации бобслея.
От протокольных вещей перейдем к изменениям в правилах бобслея. Именно бобслей вызывает опасения специалистов в последнее время. Со скелетоном же всё в порядке. Благодаря своей доступности скелетон активной развивается, чего нельзя сказать о его старшем брате. Мы уже писали о проблеме женского бобслея и даже выдвигали свои предложения. Более того, оформив свои мысли в письме, мы отправили послание президенту IBSF Иво Ферриани. Жаль, но на конгрессе наша идея даже не всплыла. Видимо, ни одна из федераций ничего подобного не вынесла на обсуждение, а “специалисты с улицы” не сильно вдохновляют руководство всемирного бобслея. Ладно, мы не гордые. Что же нам предложили штатные умные головы? А решили они снизить в женском бобслее суммарный вес боба и экипажа на 30 кг. Хорошо хоть изменения будут поэтапными. В сезоне 2015/16 вес боба будет снижен со 170 кг до 165 кг, а вес боба вместе с экипажем – с 340 кг до 325 кг. Начиная с сезона 2016/17 будет действовать такой порядок: вес боба – 160 кг, вес вместе с экипажем – 310 кг.
Собственно, что означает потеря этих 30 килограммов? Спортсменкам придется держать свой вес в пределах 75 кг. Нет, чиновники не заботятся таким образом о фигурах атлеток. Как пояснил вице-президент IBSF Даррин Стил, данное решение поможет привлечь в бобслей спортсменок из других видов спорта. Безусловно, здесь имеется в виду легкая атлетика. В данный момент средний вес в женском бобслее равняется 75.6 кг, т.е. худеть придется многим. И вот тут у самих спортсменов пошли вопросы. Элана Майерс пишет: “К черту!...я соревнуюсь на мужском поле сейчас. Нет, как я могу избавиться от 30 кг?!”. Ей отвечает канадская скелетонистка Жаклин Лаберж: “Ха! Может быть они хотят, чтобы скелетонисты, не попавшие на Олимпиаду и чемпионат мира, перешли в бобслей”. Элана продолжает: “Я полностью за изменение правил, если они приведут к расширению участия женщин в бобслее, но 30 кг? Кто-нибудь проверял это на безопасность?”. Дело в том, что Элана Майерс весит 79 кг, её главная конкурентка Кэйли Хамфрис – 77 кг. Вес Ани Шнайдерхайнце также равняется 79 кг. Казалось бы, что не так и много придется скинуть, но вопрос в другом – а разве проблема женского бобслея в весе? Абсолютно правильное, на наш взгляд, замечание в адрес IBSF делает британская бобслеистка Пола Уокер: “Это уменьшит число(ред.: спортсменов) и вы потеряете некоторых отличных атлетов в процессе. А всё потому, что “некоторые” думают, будто у них появилась хорошая мысль”. Пола Уокер знает о чём говорит, ведь ей с весом в 85 кг теперь можно даже не думать о возвращении в бобслей.
И всё же, поможет данное решение или нет? Зависит ли развитие женского бобслея от килограммов или есть еще кое-что, о чем предпочитают публично не говорить? Здесь нам на выручку приходит всё та же переписка в Twitter. Один из болельщиков интересуется у Даррина Стила о причине подобных изменений и получает ответ: “Спорт умирает. Большинство стран пытаются найти быстрых тяжелых женщин”. Тут же американская бобслеистка Жазмин Фенлэйтор замечает: “Этот сезон для экипажа-двойки может стоить около 30 000 долларов США, не считая расходов на тренеров и прочих расходов”. И подытоживает беседу лидер сборной Бельгии Элфе Виллемсен: “Причина, из-за которой спорт умирает, - финансовая, а не физическая”. Вот, собственно, главная проблема женского бобслея, но решить её руководство IBSF, похоже, не в состоянии. Приведем пару примеров. Если вы внимательно следите за женским бобслеем, то, наверное, обратили внимание на того, что на любом этапе Кубка мира экипажи делятся на 2 своеобразные лиги. В первой лиги выступают те, кто борются за подиумы. Эти команды имеют хорошую технику. А во второй лиге катаются девушки на старой технике. Как перейти из второй лиги в первую? Просто купить новый боб. Элфе Виллемсен из Бельгии и Мария Константин из Румынии не дадут нам соврать. Или вот, например, Миша МакНилл из британской команды. Миша – девушка миниатюрная и при этом отличный пилот. Казалось бы, нынешние изменения правил должны сыграть ей на руку и вот-вот она уже будет собирать коллекции медалей на этапах Кубка мира. Как бы не так! Бобслей – технический вид спорта, и пока Мише приходится ездить на бобе 2011-го года выпуска, ни о каких медалях на высшем уровне не может быть и речи.
В своем предложении мы пытались делать акцент на массовости и дополнительных возможностях поиска спонсоров. Как теперь понятно, у Иво Ферриани и IBSF другая тактика. Сработает ли она, узнаем зимой.
И еще одно важное изменение, которое было принято на конгрессе в Генте. Теперь на Олимпийских играх и чемпионатах мира команды не смогут выставлять третьи экипажи. То есть от каждой страны в бобслее на главных стартах будет не более двух экипажей. Правда, остаются wild-card для победителей юниорских чемпионатов мира. Мы не знаем, кто лоббировал это решение, но знаем, против кого – против немцев. Регулярно побеждая на юниорских “мундиалях”, сборная Германии выставляла на взрослых чемпионатах мира аж 4 команды. Учитывая силу немецкой сборной, шансов на медали у других стран было всё меньше. Ну хорошо, подвинули бундестим. А для развития бобслея есть какая-нибудь польза? Узнав об этом решении, бывший американский бобслеист Кори Батнер отреагировал: “Вау! Как будто шутка или шаг назад”.
Давайте вспомним олимпийский сезон перед сочинскими Играми. У сборной Германии ничего не получалось тогда из-за технических проблем и чего-то никто не требовал урезать квоту. Всех всё устраивало. Еще бы, ведь немцев обгоняли все, кому было не лень. Так может попробуем уровнять команды по технической части? Почему бы не ввести в бобслее единый каркас бобов? Это удешевило бы постройку техники и немного уровняло бы её. Ребят, может хоть обсудим идею? В DTM сработало, когда вводили единый монокок. Нет, технические вопросы обсуждать IBSF не хочет. Просто теперь за победу будут бороться не три, а два немецких экипажа, а на третье место с секундным отставанием приедет кто-нибудь еще. Зато всем что-нибудь достанется и неважно, что накал борьбы станет меньше. Этот вот так рассуждал Иво Ферриани или мы слишком утрируем?
В международную федерацию бобслея и скелетона входит 64 страны, включая: Американский Самоа, Андорру, Азербайджан, Бермуды, Чили, Ирак, Мексику, Нигерию, Тринидад и Тобаго и др. Кто-нибудь вообще видел хоть раз на трассе людей из этих стран? Нет, это конечно, не FIFA, где маленькие страны нужны для круговорота взяток. В бобслее все эти Нигерии и Бермуды числятся только для статуса олимпийского вида спорта. Однако в протоколе чемпионата мира в Винтерберге мы насчитали 18 стран. Если бы международный олимпийский комитет ориентировался на реальную картину, то бобслей уже должен был бы вылететь из программы Олимпийских игр. Куда делись команды Украины, Аргентины, Эстонии и Панамы? Почему сборные Монако, Италии и Нидерландов предпочитают ездить в Кубке Европы? Почему Канада и Швейцария не используют свою квоту в Кубке мира по полной? Вот лично нас эти вопросы интересуют, а президента Иво Ферриани, видимо, нет. И вместо действий, направленных на развитие спорта, принимаются решения для банального перераспределения медалей.
Кроме того, снижением квоты фактически останавливается эксперимент со смешанными экипажами четвёрок. Хотя формально дисциплина еще существует, и у руководства международной федерации есть козырь для быстрого закрытия ртов каким-нибудь безумным феминисткам. Впрочем, откуда феминистки могут знать про бобслей?! Ну мало ли, всякое в жизни бывает. Объявить о провале дисциплины – это для Иво Ферриани всё равно, что расписаться в своей некомпетентности. Раз уж мы не берём на себя ответственность за провал сочинского этапа Кубка мира и отмену чемпионата Европы по скелетону в Ла-Плане, то и тут будем молчать. Пусть смешанные четверки умрут сами, по-тихому.
Фото: Charlie Booker