Цитируя Хендри
Высказывание семикратного чемпиона мира породило множество дискуссий на форумах и сайтах. Большинство любителей снукера, высказывавшихся на тему «упал или вырос уровень снукера?» сошлись во мнении, что уровень, несомненно, упал и качество современной игры уступает лучшим образцам. За лучшие образцы, как правило, берутся периоды расцвета великих игроков - Ронни О’Салливана и Стивена Хендри, а также отдельные матчи 1990-х и середины 2000-х годов, в которых показывалась вдохновенная, атакующая игра с блеском и импровизацией. Снукер же современный грешит изобилием тактических действий защитного свойства, на передний план выходит все больше игроков, пропагандирующих сугубо практичный подход к построению серий. Таким образом, на фоне заката карьеры великих игроков и бесконечных инициатив руководства World Snooker, мы становимся свидетелями обезличивания и «усредненения» игры. Все это наводит нас на мысль о том, что спорт входит в фазу упадка.
Позвольте мне не согласиться с таким ходом мыслей и высказать противоположное мнение: уровень современного снукера вырос и продолжает расти. За счет чего же происходит рост и в чем он выражается?
В любом виде спорта уровень и качество игры напрямую зависят от уровня конкуренции. Зависимость прямая – чем выше конкуренция, тем выше уровень игры. Действовавшая ранее рейтинговая система была элитарной и во многом ограничивала конкуренцию. Значит ли это, что она была полностью несправедливой? Конечно же, нет. В конце концов, в рамках этой системы появились игроки, благодаря которым мы и любим этот вид спорта. Более того, принцип «Завидуете элите? Так, выигрывайте и входите в нее!» во многом справедлив. Однако сверхзащищенность и финансовые гарантии для игроков с высоким рейтингом на фоне проблем World Snooker со спонсорами и снижения количества турниров привели к стагнации. Из-за отсутствия игровой практики (а 5 турниров в год – это именно отсутствие) игрок из середины мэйн-тура мог пробиться в элиту только в теории, при этом игрокам из топ-16 на длительное время гарантировалась незыблемость позиций. Конечно же, были исключения. Яркий тому пример – Шон Мерфи. Но это, повторюсь, - исключение.
Инициативы Барри Хирна (одного из самых уважаемых спортивных менеджеров туманного Альбиона) не всегда получают однозначный отклик. Однако, не углубляясь в детальный сравнительный анализ стилей руководства, возьмусь утверждать, что в целом деятельность Хирна подействовала на снукер как вид спорта оздоровляюще. Плотный турнирный график, внедренный новым руководством World Snooker, предоставил столь необходимую игрокам возможность накапливать турнирный опыт. А новая рейтинговая система повышает мотивацию любого вне зависимости от ранга. Теперь, имея стабильную матчевую практику с сильнейшими игроками тура, игрок из середины рейтинга получил возможность прогрессировать быстрее. Это, в свою очередь, оказывает давление на игроков из верхней части списка, так как на их позиции претендует большее число снукеристов. Свой класс нужно подтверждать постоянно. Яркий тому пример – недавнее лидерство в мировом рейтинге, продлившееся менее месяца. Новые условия повышают требования к уровню игры, иначе игроку просто не выдержать конкуренции. Благодаря интенсивному календарю и росту уровня игры появились новые имена, а некоторые из давно известных имен зазвучали по-новому.
Так почему же значительное число людей, которые искреннее любят снукер, считают, что игра начинает терять в качестве?
При обучении бильярдной тактике иногда используется очень четкий и емкий термин – «цена ошибки». Представим знакомую по телеэкранам ситуацию: после отыгрыша биток в секторе D, один из красных шаров встал недалеко от угловой лузы, угол его резки находится в прямой видимости, но при этом выход на цветной и проводка битка к противоположному короткому борту затруднены. Допустим счет в матче до 6 побед равный – 4 :4. Какова цена ошибки, если игрок пойдет на атаку, но не забьет красный? 30 очков? Фрэйм? Матч?
На фоне общего роста уровня игры цена ошибки возрастает в разы. В современном снукере все чаще цена ошибки – фрэйм и матч. Как это влияет на игру? Зная, что непродуманный удар может стоить им очень дорого все больше игроков вынужденно «закрывают» свою игру, ища и создавая предпосылки для ошибки соперника или собственного клиренса.
Мне представляется, что с ростом уровня самой игры снукер теряет в зрелищности для тех, кто любит атакующий стиль. Человеку, не играющему в бильярд, как правило, сложно получать наслаждение от закрытой игры и тактических нюансов. Не любят этого, порой, и многие бильярдисты. Но каждый понимает зрелищность по своему – для меня она заключается, в первую очередь, в упорной борьбе. Без нее не будет ни уровня, ни качества.
Да и так ли скучен современный снукер? Термин «закрытая игра», пожалуй, суховат и не слишком точно описывает игровые качества новых лидеров. Правильнее сказать, что сейчас в цене сбалансированная игра. Я не являюсь поклонником какого-либо либо отдельного стиля или игрока, я люблю снукер во всем его многообразии. Стив Дэйвис в 80-е и Стивен Хендри в 90-е это два абсолютно разных игрока, но при этом оба – великие. Так зачем противопоставлять О’Салливана и Селби? Игра сама все расставит на свои места.
Да, снукер меняется. Он не стал «умнее», он просто стал другим. Это естественный виток его развития. Давайте видеть в этом не угрозу, а возможность узнать любимую игру с новой стороны. И внимательней слушать великих.
Там тоже часть болельщиков любит только быструю атакующую игру:)
"На фоне общего роста уровня игры цена ошибки возрастает в разы. В современном снукере все чаще цена ошибки – фрэйм и матч..."
Это утверждение можно поставить как заголовок матча Селби-Перри, за каждую ошибку Селби, Джо наказывал фреймом, как итог 0-4... Так что находясь даже в хорошей форме, топ игрок рискует проиграть уступающему в классе игроку в укороченных матчах. Вывод один: играть закрыто и тактически верно, иначе можешь проиграть )))
Ронни это вообще везде и всегда - отдельная тема!