3 мин.

Спортсмены и математики. Проблемы те же, подход разный

Завершился биатлонный сезон. Все, кто имеет отношение к этому виду спорта, говорят об одном — «будем анализировать». В академических университетах на начальных курсах преподается никому ненужный предмет — логика. Сам сдавал с трудом и только спустя годы понял его значение. Так вот, в логике два принципиальных метода — анализ и синтез. Оказывается, абсолютно каждый способен к анализу, а к синтезу способны единицы. Анализ я услышал в высказываниях профессионалов спорта, а вот синтеза нет.

А две недели назад ко мне обратилась руководитель математического кружка, сама аспирантка Политеха, с предложением поработать с командой математиков 15–16 лет, которые готовятся к Всероссийской Олимпиаде по математике. Я удивился, ведь работаю со спортсменами. Мне объяснили, что по материалам «записок» знают, чем я занимаюсь. А у математиков проблемы те же — мандраж, неспособность собраться, зажатость, страх проиграть.

Ладно, согласился встретиться. Первая встреча — никакая. На вопрос о цели участия в Олимпиаде, получил традиционный наш ответ — «ПОБЕДИТЬ!!!» Команда как в баскетболе — 12 человек. Ребята разные — по экстраверсии-интроверсии все на крайних значениях шкалы. Что-то говорил об эмоциях, о том, как они сами справляются с ними. Один парень занимается спортом, имеет разряд, выступает на соревнованиях — использует элементы медитации, визуализации, дыхания перед стартом. Предложил попробовать успокаивающее-мобилизующее дыхание. На мой вопрос — будем ли встречаться — ни да, ни нет. Руководителя попросил на ребят не давить — пусть придут те, кто придет.

Через неделю пришли не все. Оказывается, за это время двое участвовали в престижной Олимпиаде. Один занял призовое место, другой провалился. Прошу поподробнее рассказать, как всё было. Что чувствовал, какие мысли посещали во время решения задач.

Олимпиада длится два дня, по 5 часов каждый. В первый день оба выступили успешно. На следующий день один работал так же — проверяя каждую логическую операцию, и завершил участие на Олимпиаде дипломом призера. Второй, почувствовав возможный успех, стал торопиться решить все — «потом проверю». В очередной задаче выбрал неверное решение — «всё, проиграю». Растерялся и в оставшиеся 40 минут не смог собраться и оформить решенные задачи.

Сидим в кругу, как полагается на групповой консультации. Попросил ребят высказаться по поводу услышанного, и был поражен, как 15-летние математики разложили поведение каждого и вывели известные ученому миру, но не им, две принципиально различающиеся установки — «достижение успеха» и «избегание неудачи».

Рассказал ребятам об этих установках — что происходит с волнением и мышлением. Не стал использовать термины эмоции, рефлексия, сознание-подсознание, когнитивные процессы. Увидел, как у них загорелись глаза. Появился интерес и посыпались вопросы.

Договорились, что будем встречаться. Займемся организацией внешних факторов их деятельности — чтобы они помогали, а не мешали. Оказывается, ребята знают о важности не напрягаться. Условились, что будем заниматься расслаблением на «паузах отдыха».

И ключевое, согласились, что успех будет следствием того, как удастся организовать свою деятельность и контролировать поведение во время участия в Олимпиаде.

Главное, ребята поразили меня своими способностями к синтезу — обобщению фактов и выведению общего правила.

Может на тренерских факультетах стоит ввести курсы математики?

alt