Спортсмены и математики. Проблемы те же, подход разный
Завершился биатлонный сезон. Все, кто имеет отношение к этому виду спорта, говорят об одном — «будем анализировать». В академических университетах на начальных курсах преподается никому ненужный предмет — логика. Сам сдавал с трудом и только спустя годы понял его значение. Так вот, в логике два принципиальных метода — анализ и синтез. Оказывается, абсолютно каждый способен к анализу, а к синтезу способны единицы. Анализ я услышал в высказываниях профессионалов спорта, а вот синтеза нет.
А две недели назад ко мне обратилась руководитель математического кружка, сама аспирантка Политеха, с предложением поработать с командой математиков 15–16 лет, которые готовятся к Всероссийской Олимпиаде по математике. Я удивился, ведь работаю со спортсменами. Мне объяснили, что по материалам «записок» знают, чем я занимаюсь. А у математиков проблемы те же — мандраж, неспособность собраться, зажатость, страх проиграть.
Ладно, согласился встретиться. Первая встреча — никакая. На вопрос о цели участия в Олимпиаде, получил традиционный наш ответ — «ПОБЕДИТЬ!!!» Команда как в баскетболе — 12 человек. Ребята разные — по экстраверсии-интроверсии все на крайних значениях шкалы. Что-то говорил об эмоциях, о том, как они сами справляются с ними. Один парень занимается спортом, имеет разряд, выступает на соревнованиях — использует элементы медитации, визуализации, дыхания перед стартом. Предложил попробовать успокаивающее-мобилизующее дыхание. На мой вопрос — будем ли встречаться — ни да, ни нет. Руководителя попросил на ребят не давить — пусть придут те, кто придет.
Через неделю пришли не все. Оказывается, за это время двое участвовали в престижной Олимпиаде. Один занял призовое место, другой провалился. Прошу поподробнее рассказать, как всё было. Что чувствовал, какие мысли посещали во время решения задач.
Олимпиада длится два дня, по 5 часов каждый. В первый день оба выступили успешно. На следующий день один работал так же — проверяя каждую логическую операцию, и завершил участие на Олимпиаде дипломом призера. Второй, почувствовав возможный успех, стал торопиться решить все — «потом проверю». В очередной задаче выбрал неверное решение — «всё, проиграю». Растерялся и в оставшиеся 40 минут не смог собраться и оформить решенные задачи.
Сидим в кругу, как полагается на групповой консультации. Попросил ребят высказаться по поводу услышанного, и был поражен, как 15-летние математики разложили поведение каждого и вывели известные ученому миру, но не им, две принципиально различающиеся установки — «достижение успеха» и «избегание неудачи».
Рассказал ребятам об этих установках — что происходит с волнением и мышлением. Не стал использовать термины эмоции, рефлексия, сознание-подсознание, когнитивные процессы. Увидел, как у них загорелись глаза. Появился интерес и посыпались вопросы.
Договорились, что будем встречаться. Займемся организацией внешних факторов их деятельности — чтобы они помогали, а не мешали. Оказывается, ребята знают о важности не напрягаться. Условились, что будем заниматься расслаблением на «паузах отдыха».
И ключевое, согласились, что успех будет следствием того, как удастся организовать свою деятельность и контролировать поведение во время участия в Олимпиаде.
Главное, ребята поразили меня своими способностями к синтезу — обобщению фактов и выведению общего правила.
Может на тренерских факультетах стоит ввести курсы математики?
Ключевая фраза статьи. Открываем Википедию и читаем: "Синтез - способ собрать целое из функциональных частей. Антипод анализа - способа разобрать целое на функциональные части".
Я понимаю, что разобрать будильник куда проще, чем потом снова его собрать. Но, признаться, не приходилось слышать о такой профессии - "синтетик". А вот о профессии "аналитик" - очень даже. Название неточное или как? К тому же я не знаю, почему обыкновенных сторонних журналистов принято называть "диванными аналитиками". Они-то как раз - ребята не диванные. И не аналитики, а всего лишь наблюдатели и собиратели информации.
И вот тут-то, кстати, жизнь свои сюрпризы и преподносит. Потому что старания истинного диванного аналитика - следующие. Всё у него - строго по науке: наблюдение, анализ и синтез. А если подробнее, то так. Наблюдение: российские биатлонистки плохо выступают. Сбор информации: залез на сайт IBU, вытащил в Excel все гонки. Систематизация: сложил результаты россиянок в подробные таблицы. (Самая, кстати, нудная работа.) Анализ: вот что случилось с Вилухиной, с Романовой, с Глазыриной. Синтез, на который "способны единицы": Пихлер - козёл.
А Михаил Жванецкий рулит: "Если бы я бросил пить, не гулял с друзьями, не тратил столько времени на женщин, был бы усидчив... Я бы читал, изучал, подмечал острым глазом, рассчитывал, изобретал, что-то открыл бы, защитил бы докторскую, выступал в журналах, получил бы премию... И уже тогда бы пил, гулял с друзьями и тратил столько времени на женщин. Что я сейчас и делаю без этих хлопот".