4 мин.

Лучшая русская биатлонистка просит пощады: капкан перед ЧМ-2016

Алексей Авдохин – о том, как за 3 месяца в российском биатлоне не провели ни одного внятного эксперимента.

Вообще, конечно, не оставляет ощущение, что эстафетные составы в Америке выбирали другие тренеры. Не те, что должны знать спортсменов лучше себя, подводить их к гонкам и иметь на руках все расклады по готовности. А тренеры из параллельной реальности.

Тренеры, которые ставят на последний этап Цветкова, зная, что против него, скорее всего, побегут старший Бо и Долль; которым только что в спринте он проиграл по 1,5 минуты ногами и вообще в Америке потерялся. В эстафете обошлось тремя десятками секунд и сведенными ногами, и то только потому, что к финишу норвежец и немец добегали поодиночке почти без сопротивления.

Тренеры, которые выбирают на третий этап Подчуфарову, которая еще в Кэнморе выглядела отчаянно усталой, а здесь публично жаловалась и с трудом доползала до финиша в спринте. В эстафете Ольге (как и Максиму) не помог и день отдыха вместо пасьюта – весь этап прошел в муках (11-й ход и 72 секунды отставания) и завершился полуминутным проигрышем Соукаловой и Шевалье на двух последних километрах.

Тренеры, которые в первоначально объявленном составе не находят место Акимовой, которая как раз в Преск-Айле разбежалась и почувствовала стрельбу. Зато, выученные горьким опытом, выбирают полубольную Виролайнен.

Тренеры, которые назначают финишером Шумилову, еще ни разу в сезоне не заезжавшую в топ-15 (и только дважды в топ-20). И вообще, кажется, пребывающую в команде только из-за эстафет и вроде как не подводившую прежде (на самом деле подводившую, просто другие делали это чаще, поэтому успелось забыться). Зато прекрасно чувствующую себя Юрлову, прямо здесь подтверждающую свое состояние результатами, прячут на втором этапе.

Полные результаты женской эстафеты в Преск-Айле: два круга Шумиловой

***

Наверное, единственное и самое правильное, что могут сделать тренеры после мужской эстафеты (женской, кажется, не поможет уже ничего) – прямо сегодня объявить о том, что Александр Поварницын поедет на чемпионат мира в Осло. И обязательно побежит там связку спринт-пасьют – вместе с Шипулиным, Гараничевым и кем-то еще, громче всех выстрелившим на чемпионате Европы в Тюмени.

Вообще это же крутая история, когда парень лепит свое будущее вот так – случайно заняв чье-то место на никому не нужном этапе, пока остальные готовятся к чему-то более глобальному, воспользоваться этим шансом назло всем – наверное, даже тем, кто этот шанс давал.

Да, у Поварницына не было полутора десятка попыток в сезоне, потраченных на то, чтобы дважды заехать в десятку (как Малышко) или даже один раз в тройку (как Цветков) и как бы воспользовался ими он – неизвестно. Быть может и хуже, так и в Осло столько шансов тоже не будет. Там нужно оказаться готовым ровно к той гонке, когда потребуется – у парня с этим вроде порядок. И к эстафете тоже – хорошо если за оставшиеся четыре недели Цветков вернется к своему январскому состоянию, а Волков – к декабрьскому.

Что если нет?

Но так было бы в любой сборной, где результат важнее прошлых заслуг и данных обещаний. Где ротацию проводят ради поиска лучших, а не для того, чтобы отчитаться перед начальством. Где удачные эксперименты, во-первых, случаются, а во-вторых – заканчиваются логичными выводами.

Увы, эксперименты, особенно удачные, у нас редкость. С выводами еще хуже.

Вот взять мужские эстафеты – сегодняшняя четвертая в сезоне (были еще две смешанные, но это немного другая история) и последняя перед чемпионатом мира.

С чем мы к нему подходим?

1) Тренеры ни разу не проверили вариант быстрого первого этапа. Волков (его минимальный проигрыш в Эстерсунде – 8 секунд, максимальный сегодня – 28 секунд) и Цветков (максимальный в Антхольце – 22 секунды) – другие варианты старта давно не рассматриваются. Да, сила обоих в надежности (не завалят, пройдут без кругов), но минус еще очевиднее – ни тот, ни другой никогда не приезжали на передачу первым. В ближайшее время и не приедут – не проиграть бы много.

Да, наши парни забыли, что можно начинать эстафету не отставая, а с преимуществом. Хотя случалось это не так давно – год назад в Оберхофе, когда первый этап бежал Гараничев. Правда, уже через два месяца повторение закончилось печально – поэтому отказались даже от проб? Или потому, что или Волкова, или Цветкова ставить в четверку вроде как нужно, а на любом другом этапе, кроме первого они практически бесполезны.

2) Весь сезон в эстафетах участвовали 5 биатлонистов, так и не подпустили никого из стучащейся в команду молодежи, которые повод давали. Сегодняшнее спонтанное появление Поварницына, конечно, не в счет – если это и было накатывание, то на какое-то совсем отдаленное будущее, изначально никак не связанное с чемпионатом мира. Да, было еще явление Слепова на последнем этапе микста к Кэнморе, большее, правда, напоминавшее затыкание дыр, а не проверку.

3) В отсутствие Шипулина (это уже про миксты и сегодняшний старт) на последнем этапе пробовали кого угодно, кроме тех (того?), кто в случае форс-мажора мог бы заменить Антона по-настоящему. Сколько минут нужно привезти на передачу Цветкову и Слепову для спокойной работы на четвертом этапе, если сзади побегут Бо, Шемп и Фуркад?

А ведь коммерческие старты, где можно было экспериментировать, закончились. Дальше на кону только престиж страны.

Полные результаты мужской эстафеты в Преск-Айле: из Цветкова финишер не вышел

Фото: biathlonrus.com/NordicFocus