5 мин.

Позор недели: куда упал российский велоспорт

В 2016-м Россия отказалась от всех международных гонок и, по сути, закрыла шоссейный велоспорт в стране. Почему?

Российский календарь никогда не был полноценным. 13 гонок в году – слишком мало для такой большой страны. Тут даже не стоит приводить примеры Бельгии, Италии, Испании. Но все-таки куда больше, чем ноль.

Для многих российских гонщиков, не попавших пока в профессионалы, такие гонки были единственной возможностью: а) посоревноваться с профи из «Русвело» и будущими профи из «Итеры-Катюши», б) заработать немного призовых и в) получить необходимую соревновательную практику.

Бюджеты на российские гонки – не самые затратные. Так, организация «Пяти колец Москвы» обходилась примерно в 8-10 млн рублей, Гран-при Сочи, Тура Кубани, Гран-при Адыгеи, Тура Кавказа – 2-5 млн etc. Сравните с бюджетом профессиональной команды «Катюша» (проект бизнесмена Игоря Макарова, который по совместительству президент Федерации велоспорта России), где на ведущих ролях иностранцы, – около 20 млн евро.

Рубли и евро – чувствуете разницу?

И вот гонок не будет. Никаких. Понятно, что в стране экономический кризис. Но причины называются другие. Самые абсурдные. Вот что сказал генеральный директор Федерации Юрий Кучерявый (вернулся на этот пост летом 2015-го) для «Р-Спорт»:

а) «Пять колец Москвы» в связи с чемпионатом мира по хоккею и требованиями по безопасности нужно переносить на другие даты. Это значит ломать вообще весь календарь. Я не исключаю, что «Пять колец» вернутся в календарь в 2017 году»

Ремарка: велоспорт проходит на льду? Или как-то хоккейный чемпионат мира затрагивает этап в Крылатском? Ну ок, нельзя ездить по центру города – найдите другое место; проведите однодневки, которые будут до ЧМ. В конце концов, а что с другими гонками?

б) «Главная причина отмены гонок – подготовка российских спортсменов в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро»

То есть, итальянцы проводят «Джиро» и еще десятки гонок, хотя им тоже нужно в Рио. Ну и раньше Москве и регионам не мешало готовиться к Олимпиаде (где у нас шансов на медали мало), проводя гонки?

Москва на колесах. Чем крута главная велогонка России

***

Надо понимать простую штуку: абсолютно невозможно развивать велоспорт без собственных гонок.

Квоты на крупнейшие старты среди сборных (чемпионат мира и Олимпиада) выделяются согласно рейтингу Мирового тура и Европейскому рейтингу UCI. Россия давно уже не попадает в топ-9 рейтинга Мирового тура и не может обеспечить себе максимальное присутствие на чемпионате мира (9 человек в групповой гонке) и Олимпийских играх (5 человек).

Поэтому главным для наших спортсменов является Европейский рейтинг UCI, в котором в зачет идут результаты, показанные в гонках ниже уровня Мирового тура. Именно туда шли очки, заработанные в российских гонках. Россияне всегда считались фаворитами этих соревнований. Из 125 гонщиков, стартовавших, к примеру, в Гран-при Сочи-2015, 79 представляли Россию.

В итоге россияне заняли 9 первых мест в этом Гран-при и положили в копилку страны все разыгрываемые очки. Ниже на примере команды «Русвело» объясняем, почему Россия потеряет в рейтинге вдвое.

Рейтинг «Русвело» в 2015 году

Всего: 1300.92 (6-е место)

Гонки за рубежом: 646,42 очка (19-е место)

На примере «Русвело» мы видим, что примерно половину очков гонщики набирают в российских гонках. Если гонщики страны будут набирать вдвое меньше очков, Россия по самым оптимистичным прогнозам упадет еще на 4-5 мест в классификации. В этом случае нас ждет квота в 5 человек на чемпионате мира (привет, Турция, Литва, Люксембург) при максимуме в девять. Олимпиады это тоже коснется.

***

Курс евро

11 февраля 2014 – 47,37

11 февраля 2016 года – 90,06

Региональные команды, например, из Самары и Тюмени, еще два года назад могли свободно совмещать участие в «Пяти кольцах Москвы» и Гран-при Сочи с зарубежными гонками. Эти команды финансируются из бюджета и поддерживаются региональными спонсорами. Что-то подсказывает, что при таком курсе евро молодым гонщикам сложно будет рассчитывать на насыщенный международный календарь.

Сокращение команд уже началось.

***

За последние два года вдвое сократилось количество команд. Сокращение коснулось континентального дивизиона, где составы команд были полностью укомплектованы российскими гонщиками.

Примерно 40-45 молодых российских спортсменов (не берем тренеров и персонал команды) попросту лишились работы. Обычно пирамида развития велоспорта выглядит так: много континентальных команд, меньше – проконтинентальных, мало – элитных команд.

На примере Бельгии: 2 команды «Мирового тура», 2 команды профессионального континентального дивизиона, 13 континентальных команд; Германия (1-2-7 соответственно).

В России всего три команды. Все они профессиональные. Все – содержатся на деньги крупных компаний. По иронии судьбы, все они в нынешнем сезоне впервые вместе стартуют на «Джиро д’Италия». При этом у молодых российских гонщиков ни команд, ни соревновательной практики. Кто будет пополнять состав элитных команд и сборной через 3-5 лет, загадка.

***

После расформирования женской команды «Русвело» Россия резко потеряла в рейтинге и лишилась дополнительных квот на чемпионат мира. Та же история нас ждет с Олимпийскими играми. Если кто забыл, в женском велоспорте такое же количество медалей, как в мужском. В рейтинге перед Рио-2016 Россия на 13-м месте и ее подпирает Люксембург.

Да, кстати, женских гонок в России тоже не будет. И чтобы россиянкам, не пробившимся в элитные зарубежные коллективы, хоть где-то выступать… Впрочем, смотрите пункт «Курс евро».

***

Сейчас программы «СТАРТ» нет; вместо нее регионам выдали 50 (всего) беговелов; нет и первенства федерации, где ежегодно участвовали около 400 юных спортсменов из 63 спортивных школ страны.

Впрочем, такими темпами и велоспорта скоро не будет...

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин; Global Look Press/imago sportfotodienst, David Stockman/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Francois Nel, ФВСР