7 мин.

Гай Ричи против русского биатлона - в чем режиссер оказался умнее нас и как это исправить

Как режиссер оказался прозорливее руководства и тренеров женской сборной России по биатлону на примере Ульяны Кайшевой

http://www.dolomitenstadt.at/wp-content/uploads/2013/02/Biathlon-WM-2013-Slideshow-7.jpg

Многие из вас знают Гая Ричи, и почти все знают русский биатлон. Казалось бы, ничего общего. А что если связь все таки есть, и Ричи оказался умнее нашего руководства и тренеров женской сборной? Одним из моих любимых фильмов в его коллекции является «Револьвер». Не будем вдаваться в сюжетные перипетии: кто смотрел – поймет, кто не смотрел – советую непременно это сделать. В начале фильма режиссер предлагает нам четыре цитаты - четыре правила успешной игры, и я поймал себя на мысли что они (сами по себе, безотносительно к фильму) очень точно характеризуют ситуацию с женской сборной России по биатлону и Ульяной Кайшевой. Сразу хочу заметить, что Ульяна выбрана как самый красноречивый пример, но, к сожалению, она не единственная. Наш тренерский штаб и руководство с гордостью пренебрегли всеми четырьмя правилами, но обо всем по порядку.

«Единственный способ стать умнее — играть с более умным противником», — основы шахмат, 1883 г.

Конкуренция всегда была одним из двигателей прогресса. Постоянная борьба с более сильными на данный момент соперниками заставляет спортсмена прогрессировать, воспаляет желание доказать всем свою силу, быть на вершине. В то время как соперничество со слабыми дает обратный эффект – спортсмен замедляется в развитии. Именно это и произошло с Ульяной – ей не давали выступать с сильнейшими в тот момент, когда она в этом нуждалась. Выигрывая всех и вся на второстепенных кубках на протяжении нескольких лет прогресса достичь сложно. Тем временем ее соперницы, которых она обыгрывала, уже являются чемпионками мира. Это одно из самых простых и очевидных правил, которое работает не только в спорте. Но для нашего тренерского штаба оно таковым не является – они выше этого, они умнее, у них свои методы, свое видение. Тренеры и руководство намеренно ограждали биатлонистку от соревнований на высшем уровне, мотивируя это глупейшими словами – еще рано, у нее нет опыта. Хотя на самом деле причина одна – трусость, страх тренерского штаба. Они боялись верить в спортсменку – гарантии ее непременного успеха нет, все-таки это спорт. «Выкатывать» молодую минимум год на кубке мира, зная, что в этот год она не принесет медалей, что ей нужно освоиться и постепенно прогрессировать. Постоянно отвечать на вопросы «зачем она нам». Понимать – с огромной вероятностью в конце сезона тебя уволят и в случае отсутствия прогресса всех собак спустят на тебя, а в случае успеха – лавры достанутся другому. И это все в реалиях русского биатлона. Чтобы воплотить данное в жизнь тренер должен обладать отменными качествами – это должен быть очень сильный человек и профессионал. Такого не нашлось. И сдается мне, если бы не провальный старт этого сезона место на кубке мира Ульяна не получила бы еще несколько лет. Но ей все-таки дали шанс дебютировать среди сильнейших, на третьем этапе кубка мира, на высоте, с двумя гонками в сезоне за плечами на второстепенном кубке – лучше и придумать нельзя. Шикарный шанс для тренерского штаба после неудачного выступления сказать: «ну мы же говорили – она еще не готова». Конечно, не готова, но это полностью ваша вина – соберите всю вашу волю в кулак и признайте это. Вы опоздали минимум на два года.

«Первое правило бизнеса — защищайте свои инвестиции», — этикет банкира, 1775 г.

Специалисты футбола знают, что есть такие клубы (например, в Италии), которые зарабатывают на том, что воспитывают высококлассных футболистов и продают их в другие клубы за немалые деньги. В начале своего пути – это простые мальчишки, хоть и с огромным потенциалом. Но они еще многого не умеют, многого не знают. Задача клуба беречь эти дарования – тренировать, воспитывать и постепенно раскрывать потенциал. В случае с Кайшевой все остановилось на стадии признания у нее огромного потенциала. Дальше не было ничего. Точнее что-то было, но этого оказалось явно не достаточно. Наш тренерский штаб не счел нужным поставить ее развитие в приоритет, создать благоприятные условия, дать лучших тренеров. А зная российскую действительность – выплыть в одиночку у нее не было ни единого шанса. Когда у вас в команде есть девушка, которая объективно не слабее, а даже сильнее всех своих сверстниц – она должна стать для вас главной инвестицией. Она ей не стала. На лицо полное отсутствие системы перехода из юниорской команды во взрослую. Ее попросту нет. На нее всем плевать. Складывается ощущение, что мы выигрываем всех и вся – нам не нужно новое поколение. Ах, если бы это было правдой. Но об Ульяне вспомнили. Вспомнили на фоне полного провала. Вспомнил тренерский штаб. Вспомнил великий комментатор, с подачи которого на спортсменку сразу легла немалая ответственность. Остается только надеется, что Кайшевой дадут время, дадут постоянную практику на кубке мира – лучше поздно, чем никогда. Остается только надеется, что время еще не упущено. Остается только надеется, что с другими перспективными юниорками не поступят также.

 «Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника», — Никколо́ Макьяве́лли, 1502 г.

Если под войной представить сражения за медали кубка и чемпионата мира, то цитата выдает всю суть происходящего на данный момент. Войну мы намеренно избежали – Ульяна в ней не участвовала. Мы считали ее слишком юной, не готовой, не опытной. Здесь красноречиво просматривается история отношений Кайшевой с немецкой биатлонисткой Франциской Пройс. Ульяна всего на три дня старше Франциски. Январь 2012 – первые зимние юношеские Олимпийские игры в Инсбруке. Пройс выигрывает спринт, Кайшева берет бронзу. В преследовании уже наоборот – Ульяна завоевывает золото, Франциска вторая. Прошел год. Январь - чемпионат мира по биатлону среди юниоров, юношей и девушек в австрийском Обертиллиахе. Кайшева выигрывает все среди девушек (до 19 лет) – спринт, преследование, индивидуальную гонку и эстафету с огромным преимуществом (отрыв от второго места меньше минуты был только в эстафете). Вы спросите – а где же Франциска? Немецкие тренеры хорошо усвоили нашу первую цитату. Пройс заявляется в старшую возрастную группу – юниорки (до 21 года), хотя могла бы спокойно выступать среди девушек. Делает она это потому что там выше конкуренция – там выступали Дальмайер, Подчуфарова, Хинц, Куммер, Хаузер, Фенне и другие. Знакомые фамилии, правда? И ведь они были старше Пройс на полтора-два года. И в этом соперничестве Франциска становится пятой в спринте, третьей в преследовании и индивидуальной гонке, первой в эстафете. Со следующего сезона (13/14) Пройс имеет постоянное место в немецкой команде на кубке мира, в 19 лет выступает на олимпиаде в Сочи (неудачно, но тоже опыт), в дальнейшем становится призером и победителем этапов кубка мира, выигрывает золотую медаль на чемпионате мира. Кайшева же продолжает ездить на юниорские чемпионаты европы и мира (2014 и 2015 годы). Как говорится, почувствуйте разницу. Войну мы отсрочили – извините за сленг, «промариновали» спортсменку,  и выгоду с этого получили наши противники, причем выгоду настолько огромную, что сейчас  тяжело даже говорить об этом. На данный момент даже войны не получится  - слишком большое преимущество одной из сторон.

«Величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать», — Юлий Цезарь, 75 г. до н. э.

Пожалуй, это самая важная цитата из всех. В любых неудачах или просчетах всегда хочется найти того самого врага – это он во всем виноват, я не причем. Такова сущность всех людей – и лишь избранные способны признавать свои ошибки. Многие до последнего будут искать виноватых вокруг себя. И, как будто, доказывая это, наши тренеры и руководство находятся в постоянном поиске этого врага. Они находят его в других людях, ситуациях, обстоятельствах. Но забывают поискать его в самом очевидном месте, там, где они меньше всего его ждут – в себе. В своих мыслях и поступках. Именно там и кроется главный враг. Враг этот искусно прячется за их высокомерием и самолюбием, за страхом и трусостью, за уверенностью, что они самые умные и профессиональные, что они не могли нигде ошибиться. Враг заставляет их после трех провальных этапов заявлять,  что провала в подготовке не было, что на тренировке мы круче всех. Враг прячется за шкурный интерес, за желание наживы, за страх перед вышестоящим руководством и другими людьми. Враг не дает смелости взять на себя ответственность и поставить перспективную спортсменку в состав на кубок мира и постепенно выводить ее на топ уровень. И враг этот не стоит на месте – он разрастается и захватывает новые головы. И вот уже им заражены все тренеры и руководство. Он поражает головы некоторых комментаторов и корреспондентов.  И даже сама Кайшева, после нескольких вчистую потерянных лет, в интервью говорит, что она не готова к кубку мира, что не уверенна - стоит ли. Какой победитель думает о поражении?

Это уже система. А бороться с системой в нашей стране нет ни единого шанса – эти азы мы постигаем еще в детстве. Эта система должна изжить себя сама. Люди должны прозреть и понять, что и для кого они делают. Я искренне надеюсь и верю, что это когда-нибудь произойдет, хотя время продолжает с упорством доказывать мне обратное. Но на то она и надежда, чтобы никогда не умирать…