Лучший психолог — это не тренер. Об уникальности спортивного психолога
Владимир Сафонов в блоге на Sports.ru рассказывает об уникальности такой работы, как «спортивный психолог», неоднозначном понимании этой профессии как таковой, а также о том, что в этой сфере должны работать только люди с необходимым образованием.
То, что психология в битве равных соперников в любом виде спорта оказывается решающим фактором, думаю, никто отрицать не будет. Нужны ли спортивные психологи в спорте — этот вопрос уже будет вызывать дискуссию. Хотя для меня он очевиден. За годы работы спортивным психологом я убедился: контакт, общение со спортсменом даёт ему знание, понимание и чувствование себя. А умение управлять своими эмоциями — вообще является основой культуры психики.
Уже достаточное количество лет я веду научно-практический семинар по психологии спорта, на которые собираются молодые и зрелые люди. Часть из них уже работает психологами в детских спортивных школах и клубах или в профессиональных командах. Кто-то только планирует это делать в ближайшее время.Лица с психологическим или со спортивно-педагогическом образованием на этих семинарах составляют всего 50–70 процентов. Остальные в основном бывшие спортсмены и начинающие тренеры. А также родители, озадаченные отсутствием чемпионства у своих детей. Как-то в аудитории оказался 13-летний лыжник (на соревнования возит по 5 пар лыж). На вопрос: «Один?» — «Нет, мама на улице».
Умение управлять своими эмоциями — является основой культуры психики.
Семинар обычно начинаю с разговора о том, что профессия психолога, особенно спортивного, уникальна. Каждый здравомыслящий (и не очень) занимается психодиагностикой и психоанализом. Готовит заключения и выдаёт рекомендации. Более того учит других «психологов». А про спорт и говорить нечего. Кто у нас не разбирается в спорте? Не может назвать причины поражения нашей команды или провального старта известного спортсмена? Подобная уникальность пронизывает весь российский спорт. И чем выше уровень, тем разнообразнее профессиональная принадлежность специалистов позиционирующих себя психологами в спорте.
Сошлюсь на интернет — сейчас есть множество сайтов, которые предлагают спортсменам решить их проблемы. Но в отношении сборных — это закрытая тема. Слышал, что по штатному расписанию в сборных командах по 60 ставок психологов — и все заняты! Ни с одним не знаком. На конференциях не слышал. Публикации их не читал.
Несколько лет назад из федерации биатлона мне сообщили: я — новый психолог мужской сборной. «Ждите звонка старшего тренера». Проходит месяц-два звонка нет. Я понимаю: он будет после чемпионата мира. Так и произошло. Начались телефонные разговоры о том, как я нужен, как многого ждут от психолога. Наконец-то! …Проходит ещё месяц и тренер звонит с извинениями (должен выразить ему признательность). Взяли другого — по команде сверху.
С каждым годом всё чаще тренеры сборных и спортивные начальники в объяснении причин очередных неудач наших спортсменов используют такой термин как психология. Говорят о концентрации внимания, о её потери или отсутствии. На Олимпиаде в Сочи были ребята, с которыми я поддерживаю контакт: «Да, в команде был психолог, но с кем она работает и кто она, я не знаю», — говорят они мне.
Это, безусловно, прогресс в менталитете первых лиц спорта. Ещё 10 лет назад они же говорили: «Психолог нужен слабакам». «Лучший психолог — батюшка». «Если тренер не психолог, то какой он тренер».
Сегодня психология в спорте стала чрезвычайно популярна. Пишутся монографии, где психология спорта называется инновационным направлением науки XXI века. Когнитивные психологи предлагают проблемы ошибок спортсменов решать «ускорением когнитивных процессов» (например, как в случае с фальстартом Усейна Болта). Специалисты по командообразованию (бизнес-тренеры) идут в футбольные команды и решают вопросы коллективной и индивидуальной мотивации. Психиатр предлагает новый метод психологической подготовки — гомеопатиотерапия: «Даешь таблетку и она действует на молекулярном уровне». Экстрасенс по фотографии даёт прогноз на выступление или «не видит, как выступит» тот или иной спортсмен.
Ещё 10 лет назад первые лица спорта говорили: «Психолог нужен слабакам». «Лучший психолог — батюшка». «Если тренер не психолог, то какой он тренер».
Уже ни один год продолжаются разговоры о том, кто должен претендовать на статус спортивного психолога в спорте. Принципиально — это врач (психиатр, психотерапевт, физиотерапевт и др.)? Или если не врач, то с каким образованием? А может, как заявил «главный спортивный психолог страны» Рудольф Загайнов в недавнем прошлом, — спортивным психологом может быть только тот, кому это «свыше дано»?
Однажды на моём семинаре оказался доктор медицинских наук, профессор психиатрии, имеющий отношение к спорту. По его окончании при подведении итогов я задал ему вопрос: «А вам, зачем семинар?» Получил ответ: «Узнать, как работают психологи. Мы лечим, а вы помогаете!».
Много лет назад с известным нашим спортивным психологом Геннадием Дмитриевичем Горбуновым у нас возникла дискуссия. Спортивный психолог воздействует или содействует? Даже цикл семинаров проводили. Моё глубокое убеждение: психолог содействует в подготовке спортсмена. В ситуациях спортивного единоборства тот остается «сам с собой», оказывается «здесь и сейчас», на трибунах, или на соревнованиях… 4-х летней давности.
Спортивный психолог воздействует или содействует? Моё глубокое убеждение: психолог содействует в подготовке спортсмена.
Вопрос статуса и образования психолога в спорте отнюдь не риторический. От понимания сути предмета деятельности психолога в спорте формируются требования к специалисту. В чём предмет работы спортивного психолога? В первую очередь, — это личностные особенности спортсмена, которые необходимы тренеру для его подготовки. Во вторую, — психическое состояние, во всём своём непредсказуемом разнообразии. Именно это и реализуется в рамках психологического обеспечения и психологического сопровождения. Причём одно не дублирует другое. Своим опытом я пришел к заключению: психолог в штате спортивного коллектива не может быть личным психологом спортсмена. Первый занимается психологическим обеспечением, второй — сопровождением. Непонимание этого чревато потерей контакта со спортсменом или командой.
50 лет назад русский психолог основатель факультета психологии ЛГУ Борис Герасимович Ананьев назвал психологию «центром человекознания». Моё глубокое убеждение: практикующий спортивный психолог должен иметь своё личное представление о механизмах функционирования психики человека как целостного образования. Должен знать психические явления и психологические свойства, которые определяют выполнение спортивного дела. И конечно, ему следует понимать, в чём заключается уникальность спорта, ведь это единственная сфера человеческой деятельности, при которой мы сознательно стремимся к максимальным нагрузкам (Во всех остальных работает принцип минимизации). Так что недостаточно иметь какие-либо«корочки» или владеть техниками НЛП, трансактного анализа, гештальтерапии, гуманистической психологии, онтопсихологии и многих других популярных вещей в бизнес кругах.
Спортивный психолог должен иметь психологическое образование со специализацией по психологии спорта. Понимать особенности спортивной деятельности, то есть быть лично знакомым с каким-либо видом спорта. Самому пройти, пусть небольшой и не громкий, но путь спортсмена, познавшего победы и поражения.
Сегодня все состоявшиеся в профессиональной среде спортивные психологи прошли этап получения психологического образования. Хочу остановиться на аттестации спортивных психологов. Мне посчастливилось пройти её ещё 1982 году и получить направление в комплексно-научной группе сборной по лёгкой атлетике. Потом были лыжные гонки и даже премиальные в виде особой очереди на авто.
Ежегодно союзный спорткомитет собирал нас и каждый докладывал о своей работе. С организацией федерации спортивной психологии при спорткомитете, это стало называться научно-практическими конференциями. Сегодня такие конференции также проводятся. Только психологов сборной на них не видно. А это было бы полезно всем: молодым учиться, работающим обмениваться опытом. Ну и наконец, приоткрыть занавес кто же и как работает в сборных командах. Конечно, хотелось бы решить и вопрос: «Ассоциация спортивных психологов» — это профессиональный союз или общество любителей психологии спорта?
В следующий раз поговорим об ошибках спортсменов — с точки зрения психологии. О том, почему футболист даёт неточный пас, а оказываясь перед воротами, бьёт мимо или во вратаря.
Очень интересная тема для блога.
Могут такие тексты помочь болельщикам лучше разбираться в спорте, лучше понимать спортсменов?
Конечно! Причина успеха и причина поражения ВСЕГДА внутри спортсмена. Но при этом в 99% причину поражения ищут во внешних обстоятельствах. Особенно если поражения случаются постоянно. Я больше скажу: объяснение причин неуспеха - это не что иное как признание собственного бессилия в данной ситуации. Пример тому - последняя гонка на чемпионате мира по лыжным гонкам.