«У винтовки Лапшина нет «парусности», ее тяжело сдуть». Андрей Гербулов – о том, как стрелять в непогоду
Самый авторитетный специалист по стрельбе объясняет, как правильно работать в шквальный ветер. Таких тонкостей биатлона вы точно не знали.
Оберхоф – самый ветреный этап в Кубке мира?
Скажем так, в среднем Оберхоф – самый тяжелый этап по погоде: метели, дожди. Постоянные ветра. Но для России это еще и одно из самых успешных мест. Побеждать можно в любую погоду – я считаю, убирать такой этап из календаря нельзя, несмотря на неудобства. Спортсмены, тренеры, болельщики любят Оберхоф.
На моей памяти самый сильный ветер был в Поклюке в 2006 году – тогда бежали одну из первых смешанных эстафет в рамках чемпионата мира. Коврики сдувало. Но нам удалось выиграть при более-менее нормальной стрельбе – только один штрафной круг у Чепикова.
Как нужно готовиться к стрельбе в ветер?
Прежде всего, вовремя и правильно реагировать на поправки. Точка отсчета для спортсменов – пристрелка, коррективы вносятся по ней. Все много раз видели флажки на стрельбище, они служат ориентиром. С годами спортсмены запоминают отклонение флажков при различной силе ветра и, исходя из этого, делают поправки в гонке. Это навыки ориентирования – они достигаются только тренировками.
Разумеется, по гонке тренеры с рубежа доносят информацию на трассу: ветер стих, усилился, стал порывистым, поменял направление. Но при стрельбе спортсмен должен принимать решение сам – прислушаться к тренеру или нет. Указание тренера должно железно выполняться только в том случае, если изменение ветра кардинально по силе и/или направлению.
В Оберхофе, кроме прочего, бывают проблемы с передачей информации: здесь настолько шумно, часто даже по рации можно ничего не расслышать.
Стрельба в ветер – лотерея?
Отчасти. Здесь важен опыт. Если его недостаточно – бороться в любом случае сложно. Сегодня было хорошо видно, как разумно и спокойно вели себя на рубежах Бьорндален и Фуркад. Менее опытные ребята метались, делали поправки чуть ли не наугад.
Я скажу, что Тимофей Лапшин в плане стрелковой работы тоже очень опытен. Если помните, он дебютировал в команде в 2011-м, как раз когда я там работал. Так вот Тимофей уже на тот момент обладал поставленной стрельбой. Он прошел хорошую школу в молодости и на момент прихода в сборную разбирался в стрельбе: сам натягивал ремни, подгонял ложи. Было видно, что парень все понимает.
Я бы назвал его работу агрессивной, наглой. Он не боится рубежа. Но надо понимать, что любая уверенность подкрепляется мастерством. Без навыков, без умений никто не сможет стрелять быстро.
Почему именно Лапшин стал лучшим из россиян в стрельбе?
Если будет возможность – посмотрите на конструкцию его ложи. Скажем так, она подходит под ветер – размеры оптимальны, это видно даже по телекартинке: худенькое цевье, за которое он держится, узкие ремни. Все заужено, лишнее убрано.
Что это означает? У оружия мало площади, на которую влияет ветер – нет «парусности». Плюс важно само положение оружия относительно тела: Тимофей держит винтовку плотно, прижимает к себе – винтовка зажата в мышцах, ее тяжело сдуть.
Тот, кто держит оружие на балансе, в ветер пострадает. Мало того, что самого спортсмена сдувает, так еще и винтовка гуляет.
В чем тогда преимущество «парусности»?
Все зависит от спортсмена, его опыта, удобства стрельбы. Нужен некий компромисс, чтобы и в ветер хорошо стрелять, и в спокойном состоянии.
Винтовка должна весить не менее 3,5 кг – но кому-то удобнее, когда она еще тяжелее. Спортсмены считают, что в этом случае оружие более устойчиво при спокойной погоде. Нередко утяжеление винтовки и достигается за счет «парусности».
Ребята, у которых «парусность» оружия побольше, в ветер могут испытывать проблемы – понятно, что держать оружие в стабильном положении сложно. При ветре 4 м/с отклонение пули от центра мишени составит 35 мм. То есть если в штиль лежа вы стреляете в центр мишени, то при ветре 4 м/с уже будет промах. Нужна или поправка или смещение.
Сегодня ветер явно был сильнее, чем 4 м/с, при порывах даже до 10-12 м/с – в такой ситуации сложно даже угадать, куда полетит пуля.
В чем преимущество крайних щитов?
В Оберхофе слева от стрельбища вал – то есть крайние щиты с левой стороны прикрыты от ветра. Они могут обезопасить спортсмена от порывов – ветер туда или вообще не попадает, или попадает очень мало. Ребята это видят и стараются стрелять стоя оттуда. Естественно, все это актуально только при левом ветре.
Есть общая причина, почему российская команда сегодня стреляла плохо?
Я бы не сказал, что очень плохо. Сегодня средний штраф – три-четыре круга. По такой погоде это нормально. В ветер сложно сравнивать: кто-то мог попасть в штиль, кто-то в порыв. Можно все списать на то, что тренеры не подсказали, спортсмены не сориентировались. Но я бы не стал никого винить, ветер сильно повлиял.
Полные результаты мужского спринта в Оберхофе
Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst и РИА Новости/Евгений Тумашов
А про Гербулова мне дикая мысль пришла - не позвать ли его после ухода Королькевича старшим в женскую сборную? Ну не отдавать же девчонок диновзаврам...
и в той и в другой сборной стреляют кто как может, а не как надо...
Жаль, во первых, что у него дочь-биатлонистка, а во-вторых, что дочь...Был бы парень, мне кажется было бы проще ему, полезнее спортсменам.. Шутка :)