6 мин.

Немного о психологических факторах стрельбы биатлониста

 Решила поделиться с вами своим научным исследованием, вернее, маленькой его частью. Возможно, кому-то будет интересно прочесть  :) Не только биатлонисту, но и любому другому человеку может пригодиться в жизни) Статья сокращена и максимально упрощена для понимая всеми читателями. 

Данная статья была подготовлена мною для конференции (оригинальное название: "Индивидуально-психологические факторы эффективности стрельбы биатлониста: обоснование, диагностика и комплекс рекомендаций"). В сборнике тезисов

Автор: Куйдина Е.С.

 Специфическая особенность биатлона, отличающая его от других видов лыжного спорта, заключается в комплексном сочетании двух упражнений - лыжной гонки и стрельбы - в одном соревновании, что в свою очередь увеличивает влияние неблагоприятных факторов при ведении стрельбы [3]. Стрельба — важный компонент биатлона, и ее значимость в конечном результате соревнований весьма высока. Итоги выступлений спортсменов высокой квалификации на соревнованиях показывают, что при незначительной разнице в скорости гонки и времени пребывания на огневых рубежах конечный результат определяет меткая стрельба (Кривенцов А.Л. (1980), Маркин В.П. (1984), Носкова Л.Н. (2004) и др.).

  На стрельбу, тем самым, оказывается наиболее сильное влияние, именно от нее зачастую зависит исход всей гонки. Один из основополагающих факторов эффективности стрельбы – ее результативность. Среди факторов, способных помешать высокой эффективности стрельбы, безусловно, огромную роль играют технические, физиологические, метеорологические, но и не меньше, а в некоторых случаях и больше, влияют психологические факторы.   

  Под психологическим фактором понимают причину, движущую силу какого-либо явления, процесса, определяющую его характер или отдельные его черты [Анцупов].  

    Целесообразным считаем изучение таких психологических факторов, которые предположительно наиболее сильно влияют на эффективность стрельбы, как: самооценка, мотивация достижения, уверенность, такие черты личности как экстраверсия-интроверсия и нейротизм – эмоциональная стабильность, тревожность.  

   В процессе исследований мотива достижения такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.   

  Мы опираемся на исследования Х. Хекхаузена. Согласно ему, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче [ Хекхаузен Х., 2001].  

  Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [ К.Хорни,1996]. На основе самооценки обычно формируется Я-концепция как базовое ядро личности, ее представлений о себе, взаимоотношений с другими людьми и регулятор поведения. Самооценка представляет собой внутреннее условие регуляции поведения (включая и взаимоотношения с другими людьми, и деятельность), и она способна изменяться с течением времени.   

  Т.е. с адекватной самооценкой, зная о своих сильных и слабых сторонах, особенностях проявления определенных черт и реакций в определенной ситуации, к примеру, при работе на огневом рубеже, биатлонист гораздо успешнее, увереннее и эффективнее справляется со своей задачей, чем его соперник с менее развитой саморефлексией как способом познания, отражения себя и своей самооценки, в частности. Самооценка, тем самым, тесно связана с уверенностью, решающим образом влияет и определяет ее.

    Определение уверенности в себе по Рюдигеру и Рите Ульрих: Уверенность в себе - способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) [Ромек В.Г].   

  Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.  

   Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе [Д. Майерс;С.Л. Рубинштейн].

  Согласно теории Г.Айзенка, элементы личности могут быть расположены в иерархическом порядке. Автор полагает, что у каждого человека есть определенные суперчерты, или типы, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. В основе его концепции лежит соотнесение учения о типах высшей нервной деятельности И.П.Павлова и взгляда на природу личности с точки зрения ее направленности К.Г.Юнга. 

   Г.Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность. Автор описал четыре категории людей на основе выраженности двух независимых параметров. Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким или низким уровнем стабильности и нейротизма.

  Помимо вышеназванных индивидуально-психологических факторов, на эффективность стрельбы могут влиять работоспособность, утомляемость как функциональные состояния, влияющие на готовность и продолжительность определенное действие в течение определенного времени. Они включают в себя и психологические, и физические, и технические, и тактические, и другие факторы, представляя собой некий собирательный образ их взаимодействия, и их диагностирование требует особых условий.  

 Диагностические методики: тест Райдаса на уверенность в себе, опросник Т.Элерса на диагностику мотивации к успеху [1], методика диагностики самооценки С.А. Будасси [2,4], а также с целью изучения направленности личности, ее динамической стороны (темперамента), оказывающих влияние на поведение, был проведен личностный опросник Г.Айзенка. В дополнение к опроснику Айзенка был проведен тест на тревожность Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Метод обработки и интерпретации данных: Анализ единичного случая.  

  Исследование проведено. На основе данных психодиагностических методик были составлены и рекомендации, разработаны упражнения. 

Упражнения

На уверенность и самооценку: 1. Техника «Sic volo»: Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Упражнение желательно проводить ежедневно на протяжении одной-двух недель [Техника «Sic volo» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 1.05.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/volya/sic_volo.html (1.05.2011)].

2.Техника «Самовнушение. Повышение уверенности». Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми [Самовнушение "Повышение уверенности" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 26.05.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/volya/samovnushenie_povyshenie_uverennosti.html (26.05.2011)].

3. Техника «Формирование уверенности». Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый»[Техника "Формирование уверенности" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 23.06.2009. – Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/uveren.html (23.06.2009)].

4. Упражнение «Ода о себе»

На снятие тревожности:

Антистрессовая техника «Словесный натюрморт». Техника направлена на восстановление самоконтроля в стрессовой ситуации. На бумаге записывается маленький рассказ – «словесный натюрморт». Техника позволяет не снять стресс как таковой, а вернуть себе самоконтроль при стрессовой ситуации. Стрессовой ситуацией биатлониста является предстартовая ситуация соревнования [Антистрессовая техника "Словесный натюрморт" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 18.03.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/health/slovesnye_naturmorty.html (18.03.2013)].    

Комплекс концентрационных упражнений.  

Плюс дыхательные техники: Прогрессивная мышечная релаксация (Э.Джекобсона), Связывающее дыхание и др. (снимают напряжение, приводят к эмоциональной устойчивости).

Из общих рекомендаций: отслеживание своих эмоций, состояний при стрельбе на тренировках, соревнованиях.

 

Лит-ра, использованная при написании статьи:

Учебники по общей психологии: С.Л.Рубинштейна, А.Г. Маклаков, Ю.Б. Гиппенрейтер,

1. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006. - 440с.

2. Будасси, С.А. Методика исследования самооценки / С.А. Будасси // Вопросы психологии. - 1971. - № 3. - С. 87-91.

3. Гельмут В.Я. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных биатлонистов на основе формирования специальной подготовленности в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2000. – 17 с.

4. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А.Будасси) / Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М., 2007.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.

6. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 2000. — с.207-225 — ISBN 5-8297-0123-6

7. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.

8. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.

 

_____

При использовании данных ссылка на этот пост, указание автора и полного названия статьи - обязательно! Копирование без указания источника запрещено.