Немного о психологических факторах стрельбы биатлониста
Решила поделиться с вами своим научным исследованием, вернее, маленькой его частью. Возможно, кому-то будет интересно прочесть :) Не только биатлонисту, но и любому другому человеку может пригодиться в жизни) Статья сокращена и максимально упрощена для понимая всеми читателями.
Данная статья была подготовлена мною для конференции (оригинальное название: "Индивидуально-психологические факторы эффективности стрельбы биатлониста: обоснование, диагностика и комплекс рекомендаций"). В сборнике тезисов
Автор: Куйдина Е.С.
Специфическая особенность биатлона, отличающая его от других видов лыжного спорта, заключается в комплексном сочетании двух упражнений - лыжной гонки и стрельбы - в одном соревновании, что в свою очередь увеличивает влияние неблагоприятных факторов при ведении стрельбы [3]. Стрельба — важный компонент биатлона, и ее значимость в конечном результате соревнований весьма высока. Итоги выступлений спортсменов высокой квалификации на соревнованиях показывают, что при незначительной разнице в скорости гонки и времени пребывания на огневых рубежах конечный результат определяет меткая стрельба (Кривенцов А.Л. (1980), Маркин В.П. (1984), Носкова Л.Н. (2004) и др.).
На стрельбу, тем самым, оказывается наиболее сильное влияние, именно от нее зачастую зависит исход всей гонки. Один из основополагающих факторов эффективности стрельбы – ее результативность. Среди факторов, способных помешать высокой эффективности стрельбы, безусловно, огромную роль играют технические, физиологические, метеорологические, но и не меньше, а в некоторых случаях и больше, влияют психологические факторы.
Под психологическим фактором понимают причину, движущую силу какого-либо явления, процесса, определяющую его характер или отдельные его черты [Анцупов].
Целесообразным считаем изучение таких психологических факторов, которые предположительно наиболее сильно влияют на эффективность стрельбы, как: самооценка, мотивация достижения, уверенность, такие черты личности как экстраверсия-интроверсия и нейротизм – эмоциональная стабильность, тревожность.
В процессе исследований мотива достижения такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.
Мы опираемся на исследования Х. Хекхаузена. Согласно ему, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче [ Хекхаузен Х., 2001].
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [ К.Хорни,1996]. На основе самооценки обычно формируется Я-концепция как базовое ядро личности, ее представлений о себе, взаимоотношений с другими людьми и регулятор поведения. Самооценка представляет собой внутреннее условие регуляции поведения (включая и взаимоотношения с другими людьми, и деятельность), и она способна изменяться с течением времени.
Т.е. с адекватной самооценкой, зная о своих сильных и слабых сторонах, особенностях проявления определенных черт и реакций в определенной ситуации, к примеру, при работе на огневом рубеже, биатлонист гораздо успешнее, увереннее и эффективнее справляется со своей задачей, чем его соперник с менее развитой саморефлексией как способом познания, отражения себя и своей самооценки, в частности. Самооценка, тем самым, тесно связана с уверенностью, решающим образом влияет и определяет ее.
Определение уверенности в себе по Рюдигеру и Рите Ульрих: Уверенность в себе - способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) [Ромек В.Г].
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе [Д. Майерс;С.Л. Рубинштейн].
Согласно теории Г.Айзенка, элементы личности могут быть расположены в иерархическом порядке. Автор полагает, что у каждого человека есть определенные суперчерты, или типы, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. В основе его концепции лежит соотнесение учения о типах высшей нервной деятельности И.П.Павлова и взгляда на природу личности с точки зрения ее направленности К.Г.Юнга.
Г.Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность. Автор описал четыре категории людей на основе выраженности двух независимых параметров. Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким или низким уровнем стабильности и нейротизма.
Помимо вышеназванных индивидуально-психологических факторов, на эффективность стрельбы могут влиять работоспособность, утомляемость как функциональные состояния, влияющие на готовность и продолжительность определенное действие в течение определенного времени. Они включают в себя и психологические, и физические, и технические, и тактические, и другие факторы, представляя собой некий собирательный образ их взаимодействия, и их диагностирование требует особых условий.
Диагностические методики: тест Райдаса на уверенность в себе, опросник Т.Элерса на диагностику мотивации к успеху [1], методика диагностики самооценки С.А. Будасси [2,4], а также с целью изучения направленности личности, ее динамической стороны (темперамента), оказывающих влияние на поведение, был проведен личностный опросник Г.Айзенка. В дополнение к опроснику Айзенка был проведен тест на тревожность Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Метод обработки и интерпретации данных: Анализ единичного случая.
Исследование проведено. На основе данных психодиагностических методик были составлены и рекомендации, разработаны упражнения.
Упражнения:
На уверенность и самооценку: 1. Техника «Sic volo»: Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Упражнение желательно проводить ежедневно на протяжении одной-двух недель [Техника «Sic volo» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 1.05.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/volya/sic_volo.html (1.05.2011)].
2.Техника «Самовнушение. Повышение уверенности». Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми [Самовнушение "Повышение уверенности" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 26.05.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/volya/samovnushenie_povyshenie_uverennosti.html (26.05.2011)].
3. Техника «Формирование уверенности». Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый»[Техника "Формирование уверенности" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 23.06.2009. – Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/uveren.html (23.06.2009)].
4. Упражнение «Ода о себе»
На снятие тревожности:
Антистрессовая техника «Словесный натюрморт». Техника направлена на восстановление самоконтроля в стрессовой ситуации. На бумаге записывается маленький рассказ – «словесный натюрморт». Техника позволяет не снять стресс как таковой, а вернуть себе самоконтроль при стрессовой ситуации. Стрессовой ситуацией биатлониста является предстартовая ситуация соревнования [Антистрессовая техника "Словесный натюрморт" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 18.03.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/health/slovesnye_naturmorty.html (18.03.2013)].
Комплекс концентрационных упражнений.
Плюс дыхательные техники: Прогрессивная мышечная релаксация (Э.Джекобсона), Связывающее дыхание и др. (снимают напряжение, приводят к эмоциональной устойчивости).
Из общих рекомендаций: отслеживание своих эмоций, состояний при стрельбе на тренировках, соревнованиях.
Лит-ра, использованная при написании статьи:
Учебники по общей психологии: С.Л.Рубинштейна, А.Г. Маклаков, Ю.Б. Гиппенрейтер,
1. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006. - 440с.
2. Будасси, С.А. Методика исследования самооценки / С.А. Будасси // Вопросы психологии. - 1971. - № 3. - С. 87-91.
3. Гельмут В.Я. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных биатлонистов на основе формирования специальной подготовленности в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2000. – 17 с.
4. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А.Будасси) / Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М., 2007.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.
6. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 2000. — с.207-225 — ISBN 5-8297-0123-6
7. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.
8. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.
_____
При использовании данных ссылка на этот пост, указание автора и полного названия статьи - обязательно! Копирование без указания источника запрещено.
Но все-таки, если резюмировать, есть ли у Вас ощущение, что в этом сложном комплексе индивидуальных психологических особенностей, факторов текущего психологического состояния, функционального состояния, тактических факторов гонки (накал борьбы, погодные условия и т.д. и т.п.) можно разобраться, дойдя на конкретных рекомендаций? Утрируя, в конкретном провале в стрельбе виновата физика, недосып, плохой завтрак, топтание соперника на соседнем коврике...что? Я понимаю по факту что-то может оказаться решающим, и это может спортсмен для себя отметить, но в другой раз будет другой определяющий факт, либо не будет определяющего, а сработает комплекс, всего понемножку.
Важно, наверное, выискивать закономерности в проблемах. Почему, например, Свенсен не может уже очень много гонок подряд пройти на ноль, хотя за эти сезоны он переживал самое разное функциональное состояние, психологически тоже был (условно) в эйфории, в депрессии, спокойным, в запале борьбы, выступал при ветре и в безветрие?
Почему Устюгов не может справиться со стойкой? Только физика (колено)?
Эти вопросы вот к чему - обозначив в общем виде возможные причины и проблемы, видимо,
очень конкретно надо разбираться с каждым спортсменом. Кому-то надо с психологом позаниматься, кому-то хирург или окулист больше помогут, кому-то оружие подобрать. Отсюда все-таки вопрос к психологу - есть ли какие-то общие психологические рекомендации? Не получается ли, грубо говоря, что одному надо прививать уверенность, а у другого эти же приемы разовьют самоуверенность, и это тоже будет плохо?
Прошу прощения я за большое число букв! ))
2. Упражнения подобраны специальным образом, их возможно максимально проделывать самостоятельно. Мой конкретный клиент способен их делать сам, я ему доверяю. И, конечно, некая проверка от психолога все равно важна - это 100%. Диалог - возможен, разумеется. Зарубежные спортсмены точно с этим справляются (у Бьорндалена долгие годы был психолог), но у наших... Но лично я не в курсе, как у нас, работают ли столь тесно психологи со спортсменом, если даже при главной сборной его нет (психолога). Один психолог - один клиент, одна-две встречи в неделю - в месяц, в зависимости от желания самого спортсмена, на самом деле было бы идеально. Я бы так работала :) а пока я на добровольных началах, и не имею никакой возможности часто выезжать из своего региона
3. Готовить надо долго. Вообще, зависит от возраста, от желания самого клиента, от его мировоззрения, т.е. насколько он зрелый и самостоятельный человек, насколько у него "там все накипело", что он действительно готов доверять кому-то, кроме себя, скажем, ну и тренера, например. Все индивидуально, не под каждого подойдет. Это с любым человеком так, а спортсмены - сложнее вдвойне. Я подобрала бы что попроще, например, для Антона Шипулина :) А это предложила бы Устюгову, или даже Малышко.. Это так, навскидку, как пример)
Свенсен и Устюгов - у меня есть догадки, почему и как им нужно работать, но вопрос, нужно ли им это знать, хотят ли они помощи со стороны?) Но в стрельбе чаще всего влияют психологические факторы, дело явно не в одном лишь колене у Жени. Эмиль отработал на 0 на Гонке Чемпионов - и бог знает, что у него в голове творится )
Да, психолог может дать вполне себе рекомендации, исходя только из индивидуальных особенностей только одного конкретного спортсмена (я поэтому в посте не привожу их, потому что они разработаны для одного конкретного человека). Основные вещи, связанные с с одним каким-то фактором, уверенностью, например, можно выяснить довольно скоро и быстро, если дело только в ней, а для комплексной работы с такими систематическими провалами в стрельбе - это уже процесс более длительный и трудоемкий, но нет ничего невозможного ) все это решается, я уверена. И, конечно, в идеале психолог должен сотрудничать с тренеом, врачом - и т.п. ведь причины не всегда и не только " в голове" - но это в идеале, если спортсмен и все эти специалисты это понимают и им это нужно.