Отголоски прошлого
Гостеприимный шумный Нове-Место радушно встречал команды, приехавшие в Чехию на всеобщий праздник биатлонной жизни. Кто-то феерил по полной, как Тура Бергер и Эмиль Хегле Свендсен, кто-то остался в шаге от медали как, увы, Ольга Зайцева. Многого российские болельщики ожидали также от мужской команды, но на выходе получили скупые бронзу и серебро от Антона Шипулина. А чем дальше в чешские леса, тем всё больше этот чемпионат напоминал прошлогодний турнир в Рупольдинге.
Пока лидеры норвежской сборной соображали на двоих, российская сборная натужно доставала старый пюпитр с еще не выброшенными нотами и начинала играть уже известную мелодию. Грустную, скрипучую, тягучую, из которой изредка выбивались мажорные аккорды. Уже не первый год рука тянется вывести слово «реквием» напротив этой нотной строки. Вот только реквием по чему? По медалям женской сборной на чемпионатах мира или по российскому золоту на подобных турнирах?
Ответ у каждого свой, но имена триумфаторов уже выведены золотыми буквами в отчетной книге этого чемпионата и среди них, где-то между украинскими и польскими фамилиями, ютится одна российская. Всего одна. После этого все медальные надежды, что строились до Нове-Место, вспоминаются с тоской. А ведь ждали, что сработает план Лопухова по корректировке формы Малышко и Устюгова, что бравая четверка ребят принесет долгожданную медаль в эстафете, да и девушки в этом плане не должны были отстать – всё-таки эстафета всегда считалась одной из сильных сторон сборной России. Но по результатам гонок скромно оббиваем подступы к пьедесталу, в очередной раз заняв первое место по деревянным медалям. Надо до Сочи просить у МОК расширения подиума до четырех мест – уж тогда-то по количеству наград мы будем впереди планеты всей. И не только за счет биатлона, ведь теперь это извечная проблема российского спорта – нам не хватает до призов самой малости. Например, одного выстрела.
Можно много рассуждать о том, почему в самый нужный, самый ответственный момент, когда до медали пара патронов и один финишный круг, пули вдруг не выбивают мишень. Кого-то не хватает на последний рубеж, кто-то строит заборы. Что это: капризы ветра, потеря концентрации или происки инопланетян – неизвестно. Всё это отходит на второй план, если шанс безоговорочно упущен, а ты снова довольствуешься цветами, провожая взглядом счастливых призеров.
Надо до Сочи просить у МОК расширения подиума до четырех мест – уж тогда-то по количеству наград мы будем впереди планеты всей.
Так было с нами на протяжении всего чемпионата. Случались и обидные до невозможности моменты, как, например, роковое падение Флатланд и Зайцевой на последнем круге гонки преследования. Кто прав, кто виноват – это уже не столь важно, чем то, что в итоговом протоколе на первых трех строчках стоят другие фамилии, имена тех, кто умело воспользовался случайно выпавшими шансами. Конечно, могло быть иначе, но теперь это пустые разговоры, бесполезное шушуканье по разным углам. Это спорт, суровый и беспощадный.
Женщины
Чемпионат мира для российской женской сборной можно разделить на две части: до индивидуальной гонки и после нее. «До» команда еще просматривалась, а «после» мелькнула только в эстафете. Начало было недурным, стоит только вспомнить смешанную эстафету, где Вилухина и Зайцева сработали очень добротно, а после в спринте подперли пьедестал. Вроде бы, вот, разбегаемся, еще чуть-чуть… Но в гонке преследования серебряная-бронзовая медаль Зайцевой, как упоминалось выше, потерялась в чешских лесах, разменявшись на деревянную, а из остальных девушек блеснула только Екатерина Глазырина, приехавшая с 27-ой позиции на пятую.
Сюжет индивидуальной гонки был практически списан с чемпионата в Рупольдинге: российские биатлонистки поначалу претендуют на медаль, а побеждает Тура Бергер. Что в прошлом году Ольгу Зайцеву утянул вниз лишний промах, что в этом – будь стрельба лидера женской сборной России чище на один выстрел, никуда бы от Ольги бронзовая медаль не делась. Возможно, дотерпела бы до третьего места Глазырина. Но всё «бы» да «бы».
Что до эстафетной четверки, то уже до чемпионата мира Вольфганг Пихлер утвердился в составе, особо не экспериментируя с расстановкой, чего не скажешь об его мужском визави. Впрочем, результат вышел один и тот же: обе команды потеряли свои медальные шансы на третьем этапе, правда, Евгений Гараничев зашел на два круга, а Екатерина Шумилова, провозившись на рубеже, хоть и избежала штрафа, затерялась среди более быстрых соперниц. Тем не менее, вешать весь груз ответственности за проигрыш на одну спортсменку неправильно: прежде всего, эстафета – это командная гонка. Хорошим примером этого является сборная Норвегии: первые два этапа прошли из рук вон плохо и, казалось бы, полторы минуты отставания похоронили шансы скандинавок на медаль, но Сюнневе Сулемдаль смогла подтащить команду на удобные для Туры Бергер сорок секунд. К сожалению, наш четвертый этап не был запрограммирован на подобный рывок – Ольга Вилухина была поставлена финишером в надежде, что её подруги или привезут преимущество, или отправят Ольгу в группе лидеров. Ни того, ни того не случилось, а способная отыграть отставание Ольга Зайцева была упрятана на второй этап.
Сюжет индивидуальной гонки был практически списан с чемпионата в Рупольдинге: российские биатлонистки поначалу претендуют на медаль, а побеждает Тура Бергер.
В масс-старте же и вовсе российские девушки расклеились: не шла совсем стрельба, зато по трассе шли пешком. Отставание от лидера в восемь минут – это уже из области фантастики, которая, увы, для нашей команды стала реальностью. Было страшно наблюдать, как поначалу чисто стреляющая Катя Шумилова на выходе со стрельбища проигрывала Дарье Домрачевой минуту и больше, а после, на каждой отсечке теряла еще секунд по двадцать. Может, действительно пешком шла?
Борьбу за медали от россиянок в той гонке вела по-прежнему одна Ольга Зайцева, но не сложилось на огневых рубежах – три промаха, и снова Ольга приезжает рядом с призовой тройкой, на этот раз пятая. А ведь герр Пихлер в своих медальных планах даже рассчитывал на золото…
Впрочем, надо признать, что его подопечные в Чехии выглядели веселее, чем год назад, хоть и уехали из Нове-Место с пустыми руками. Конечно, в плане олимпийского золота сейчас назревает только вялый оптимизм, потому что для того, чтобы его выиграть, надо как минимум ждать спад формы и полный застрел от норвежской валькирии – если Тура Бергер сможет подойти к Сочи в таком же состоянии, что и к прошедшему чемпионату мира, то судьба первого места практически предрешена. И это еще осталась в тени Дарья Домрачева, и разладилась совсем стрельба у Мириам Гёсснер. А если не справятся эти спортсменки, то на подхвате окажутся украинские женщины.
Вот такая задачка со звездочкой теперь стоит перед тренерским штабом: за межсезонье вылепить из данного Пихлеру материала добротную олимпийскую команду, очертания которой уже немного проглядываются. Ну а в Хольменколлене, возможно, проявит себя с лучшей стороны резерв, и главный тренер, вопреки своим словам, наконец-то найдет среди спортсменок талант сродни его воспитаннице Форсберг.
Мужчины
Ребята подходили к чемпионату мира с потрясающими результатами: в активе Дмитрия Малышко этап в Оберхофе, а Антон Шипулин собрал золотой урожай в любимой Антерсельве. В Рупольдинге наконец-то отметились на пьедестале Евгений Устюгов и Андрей Маковеев. Наконец-то, с января 2010-ого года, российская эстафетная четверка стала первой. Казалось бы, уж эта команда должна брать Нове-Место полностью, но на деле вышло всё иначе.
Прежде всего, биатлонные спецы отмечают, что колесившие по горам Малышко и Устюгов всё-таки промахнулись с подведением своей формы к чемпионату мира. Евгений по завершению турнира оценил свою готовность в Чехии только на троечку. Дима, зашедший на штрафной круг в смешанной эстафете, сетовал поначалу на отсутствие соревновательной практики, после постепенно разбегался, выдал шесть чистых рубежей в спринте и пасьюте, но медалью так и не отметился.
Спринт мужчины прошли ровно, вчетвером уместившись в топ-20, но у каждого были свои осечки, не давшие побороться за призы. Устюгов и Шипулин при неплохой скорости не справились со стрельбой, зато чисто отстрелявшийся Малышко не смог ходом дотянуться до третьей позиции. Гараничев же объединил в своем прокате и отставание на трассе, и два промаха на лежке. Оставшись после спринта недалеко от победителей, Дмитрий и Антон имели больше всего шансов среди россиян на призовое место в пасьюте и после четвертого рубежа до самого конца шли в группе с младшим Фуркадом и Свендсеном. Сложно сказать, были ли тогда у ребят силы для борьбы за золото, могли ли они раскачать иностранцев, заставить их пойти другим темпом. Но в итоге имеем то, что есть: поддержать ускорение Эмиля и Мартена смог только Шипулин, как и год назад завершивший гонку преследования на третьем месте.
Казалось бы, уж эта команда должна брать Нове-Место полностью, но на деле вышло всё иначе.
В классику биатлона, индивидуальную гонку, были поставлены уже запасные игроки, Волков и Маковеев, заранее готовившиеся именно к этому старту. Дав отдохнуть Диме и настрелявшему в пасьюте лишнего Гараничеву, тренеры выставили вперед Антона и красноярского Евгения. Но ни свежие парни, ни уже нюхнувшие чешского пороху ребята не смогли зацепиться за первую тройку: лучший из наших, Алексей Волков, метил на второе место до третьего рубежа, а после четвертого приехал только 15-ым. Остальных разбросало по финишному протоколу гораздо дальше.
Перед эстафетой же было много разговоров о расстановке по этапам и, собственно, о самом составе. Одни заявляли, что стоит выставить стартером надежного Волкова, а финишные разборки предоставить Шипулину, другие поддерживали вариант с Гараничевым на третьем этапе и Антоном на первом. Первый вариант был практически стопроцентно медальный, второй – больше смахивал на ход ва-банк, но, как известно, кто не рискует, тот не празднует победу. Рискнули, а после наблюдали за тем, как эстафета разворачивается по прошлогоднему сценарию: и Женя как по заказу снова промахнулся именно на стойке. Правда, после заключительного рубежа еще теплилась надежда на бронзовую медаль – Малышко удалось подобраться к Мартену и зашедшему на два круга Лессеру – но Дмитрия не хватило на финише, пришлось довольствоваться очередным четвертым местом.
И судьба, словно решила не изменять самой себе, в масс-старте снова повозила Женю Гараничева в снегу. Как и в Рупольдинге. На этом сходства закончились. Дальше гонка протекала по иному руслу: Мартен Фуркад постоянно вырывался вперед перед стрельбищем, а победил в итоге Тарьей Бё. К счастью, не обошлось и без участия российского спортсмена в дележе медалей. Антон Шипулин, вовремя вынырнувший со штрафного круга после третьей стрельбы, закрыл все мишени на четвертом рубеже, приклеился тенью к Свендсену, а потом в нужный момент вышел вперед, закончив чемпионат мира для российской команды на позитивной, серебряной ноте.
И теперь, когда поутихли чемпионские страсти, пора перестроиться с масштаба мирового турнира на привычные кубковые будни. Основа сборной, намахавшаяся шашкой в Нове-Место, отправилась на сбор в Сочи, а её место в норвежском Нове-Место займет ближайший резерв, что раньше бегал на Кубке IBU. Уверена, что всем любопытно взглянуть на вторую сборную через призму Кубка Мира, даже если иностранцы сами повезут молодежь. А там и до этапа в столице будущих олимпийских игр недалеко.
Фотографии взяты с официального сайта СБР.
Специально для All Sport Magazine #24.
всё как обычно :))
спасибо))
Эх!