7 мин.

«Тriumvirate»

  Поговорив о bel canto , самое время вспомнить и о своих певцах, которые, к слову, ту итальянскую вокальную школу тоже прошли. Начнем с интродукции...

фото

Пятнадцать лет назад Иосиф Кобзон давал свой Юбилейно \ Прощальный концерт - специально с большой буквы написал, потому как маэстро решил показать миру, как нужно вовремя и красиво расстаться со сценой.

Да простят меня поклонники таланта менестреля всех времен и народов, но как-то у меня проникнуться пением мэтра на должном уровне так и не получилось, как не старался. Ну, бывает так в жизни - не совпали... Но, раз последний... прощальный... как было не послушать? Знал бы я, что меня ждет...

Концерт начался в надлежащее время вечером, зал был полон и в первых рядах сидели все первые лица королевства - все чин чином. Продолжался концерт до пяти утра - все это время Кобзон пел...зал потихоньку пустел - не так чтобы уж очень заметно, но все равно уже не был  забит до отказа. Остались самые стойкие... и я, в том числе - из упрямства и ещё, наверное, только потому, что поверил, что больше уже никогда этот голос не услышу. "Мэн сказал - мэн сделал", как-то так. Уже под утро меня развеселила "Хава Нагила", где Кобзон - солист пел с военным хором....на иврите - это было незабываемое исполнение во всех отношениях и оно стоит того, чтобы его показать:

                      

Конечно, такой певческий сольный марафон от заката до рассвета сам по-себе не мог не вызвать уважения - это было невероятно. Наконец, Кобзон красиво опустился на колени и поцеловал сцену..Финита ля комедия. Занавес, синьоры!

Ну, вы уже поняли и сами знаете, что поцелуи поцелуями, а Кобзон с телевизора никуда не делся. Я перестал смотреть ТВ вовсе - оставил только футбол.

А ведь мы знали певца, который действительно царил на нашей эстраде не одно десятилетие. У него было все - начиная с родословной, таланта, шикарного баритона и заканчивая внешностью. В девятнадцать лет уже звезда, хотя тогда такими категориями в нашей стране не мыслили. Тем не менее, он был настоящей звездой, в прямом смысле -  по славе и всенародной любви на советской ( и не только) эстраде ему не было равных. Вы ведь уже догадались о ком пойдет речь, не правда ли? 

 Муслим Магомаев - суперзвезда страны, которой больше нет...

фото

Его популярность была ошеломляющей. Публика ломилась на его концерты, снося двери и носила на руках в буквальном смысле - вместе с машиной.

Роберт Рождественский вспоминал, что бывал на многих концертах Магомаева, но не помнит случая, чтобы конферансье успел закончить объявление. На слове «Муслим» публика заходилась в восторге, фамилия тонула в громе аплодисментов.

Как классический певец, Муслим покорил ведущие оперные сцены. В середине 60-х он пройдет стажировку в Милане - в "Ла Скала", где и постигнет секреты bel canto, о котором мы уже упоминали. Ему предлагали стать солистом Большого, но Магомаев отказался - «Я не терплю “надо” и люблю свободу" - говорил он. Директор парижской "Олимпии" обещал сделать из Магомаева звезду мирового масштаба и предлагал заключить годовой контракт, однако Министерство культуры певца не отпустило.                             

                                     Вот молодой Муслим поет "Гранаду" 

"Гранада, омытая кровью в дни боя быков. Мучительны чары очей, чернее ночей, -Мятежного сна та цыганка, укрытая цветом..."

                       

Заметьте, как ещё молод певец, как он слегка статичен, но вот в голосе уже все есть - и страсть, и нежность и, обратите внимание, как надолго ему хватает дыхания. Если учесть, что Муслим всю жизнь курил, эффект просто не поддается объяснению. Обычно певцы только и делают, что заботятся о своем режиме, живут в постоянных ограничениях ото всех радостей жизни, но вот Магомаев один такой уникальный - и пел, как бог и жил, как хотел, но самое главное, все делал красиво.

В девятнадцать лет Муслим знакомится с Арно Бабаджаняном и это знакомство стало счастливым не только для них самих, но и для всей советской эстрады на долгие годы, а с Робертом Рождественским родился триумвират, о котором можно писать диссертации

Муслим Магомаев все делал красиво - например красиво веселился...на аскетичной советской эстраде, смирно стоя у микрофона в пиджачной паре, он заводил публику – куда там Киркорову в перьях

 

                                                

Красиво ухаживал - эту песню Тамара Синявская услышала первой в Италии - по телефону. "Орфей" дарил ей мелодию, перед которой ни одна Эвридика не устоит...

                        

                                                    Красиво любил...

 

                                                                            

                                     И благодарить умел - тоже красиво...

 

                       

Марк Бернес пел "Темную ночь" эталонно, но и её  Магомаев сумел спеть по-своему. Старая песня из старого фильма зазвучала необыкновенно свежо и пронзительно 

                       

Нынешние звезды идут в толпу, могут протянуть поклонницам руки – для Магомаева это немыслимое дело: «Одежду разнесли бы в клочки, руку бы оторвали». В разгар романа с публикой, Магомаев уходил от пассии «огородами» – прямо во дворцы спорта вводили машину, объект страстей садился и на этом концерт заканчивался. Он никогда не заигрывал с публикой, не просил спеть вместе с ним и не спускался в зал пробежаться между рядами, собирая цветы. Настоящий король, чей трон так никто пока и не занял.

                                            Все когда-то кончается. 

Муслим Магомаев умудрился даже уйти  красиво - как и полагается джентльмену. Без первых лиц королевства в первом ряду и поцелуев сцены. «Каждому голосу Бог определил свое время, и перешагивать его не нужно», – говорил он. А Пласидо Доминго ему вторил: «Надо уходить, не дожидаясь того момента, когда услышишь: “Как? Он еще поет? Да он сам себя не уважает!”». Магомаев себя уважал и потому просто ушел....на  концертной сцене он так больше и не появился. Мэн сказал - мэн сделал.                  

      И два слова за Арно Бабаджаняна.

фото

Мало кто знает, что Арно очень долго и тяжело болел. Большую часть своей жизни он проводил в больнице и, даже на все эти праздники жизни в виде "Песни 76", его привозили тоже из больницы и увозили обратно после грома оваций. Много ли есть композиторов, которые за столько лет смогли не только не потерять вкуса к жизни, но и одарить этой радостью других? Думаю немного..                             

                       Именно вот так, как это делал он - мало кто-бы смог

 

                        

И, наконец "Ноктюрн"...Сам я больше люблю его слушать без слов - Арно его  играл великолепно. Но, ради памяти нашего триумвирата - поставлю их вместе                       

                       

 

"Stop all the clocks, cut off the telephone,Prevent the dog from barking with a juicy bone,Silence the pianos;W. H. Auden ("Часы останови, забудь про телефон. И бобику дай кость, чтобы не тявкал он.Накрой чехлом рояль;")

 

 Для особенно придирчивых критиков добавлю, что стихи в эпиграфе принадлежат Константину Никольскому, весь остальной текст написан мной - кроме выделенных курсивом цитат. Всем спасибо )

гифка