«Тriumvirate»
Поговорив о bel canto , самое время вспомнить и о своих певцах, которые, к слову, ту итальянскую вокальную школу тоже прошли. Начнем с интродукции...
Пятнадцать лет назад Иосиф Кобзон давал свой Юбилейно \ Прощальный концерт - специально с большой буквы написал, потому как маэстро решил показать миру, как нужно вовремя и красиво расстаться со сценой.
Да простят меня поклонники таланта менестреля всех времен и народов, но как-то у меня проникнуться пением мэтра на должном уровне так и не получилось, как не старался. Ну, бывает так в жизни - не совпали... Но, раз последний... прощальный... как было не послушать? Знал бы я, что меня ждет...
Концерт начался в надлежащее время вечером, зал был полон и в первых рядах сидели все первые лица королевства - все чин чином. Продолжался концерт до пяти утра - все это время Кобзон пел...зал потихоньку пустел - не так чтобы уж очень заметно, но все равно уже не был забит до отказа. Остались самые стойкие... и я, в том числе - из упрямства и ещё, наверное, только потому, что поверил, что больше уже никогда этот голос не услышу. "Мэн сказал - мэн сделал", как-то так. Уже под утро меня развеселила "Хава Нагила", где Кобзон - солист пел с военным хором....на иврите - это было незабываемое исполнение во всех отношениях и оно стоит того, чтобы его показать:
Конечно, такой певческий сольный марафон от заката до рассвета сам по-себе не мог не вызвать уважения - это было невероятно. Наконец, Кобзон красиво опустился на колени и поцеловал сцену..Финита ля комедия. Занавес, синьоры!
Ну, вы уже поняли и сами знаете, что поцелуи поцелуями, а Кобзон с телевизора никуда не делся. Я перестал смотреть ТВ вовсе - оставил только футбол.
А ведь мы знали певца, который действительно царил на нашей эстраде не одно десятилетие. У него было все - начиная с родословной, таланта, шикарного баритона и заканчивая внешностью. В девятнадцать лет уже звезда, хотя тогда такими категориями в нашей стране не мыслили. Тем не менее, он был настоящей звездой, в прямом смысле - по славе и всенародной любви на советской ( и не только) эстраде ему не было равных. Вы ведь уже догадались о ком пойдет речь, не правда ли?
Муслим Магомаев - суперзвезда страны, которой больше нет...

Его популярность была ошеломляющей. Публика ломилась на его концерты, снося двери и носила на руках в буквальном смысле - вместе с машиной.
Роберт Рождественский вспоминал, что бывал на многих концертах Магомаева, но не помнит случая, чтобы конферансье успел закончить объявление. На слове «Муслим» публика заходилась в восторге, фамилия тонула в громе аплодисментов.
Как классический певец, Муслим покорил ведущие оперные сцены. В середине 60-х он пройдет стажировку в Милане - в "Ла Скала", где и постигнет секреты bel canto, о котором мы уже упоминали. Ему предлагали стать солистом Большого, но Магомаев отказался - «Я не терплю “надо” и люблю свободу" - говорил он. Директор парижской "Олимпии" обещал сделать из Магомаева звезду мирового масштаба и предлагал заключить годовой контракт, однако Министерство культуры певца не отпустило.
Вот молодой Муслим поет "Гранаду"
"Гранада, омытая кровью в дни боя быков. Мучительны чары очей, чернее ночей, -Мятежного сна та цыганка, укрытая цветом..."
Заметьте, как ещё молод певец, как он слегка статичен, но вот в голосе уже все есть - и страсть, и нежность и, обратите внимание, как надолго ему хватает дыхания. Если учесть, что Муслим всю жизнь курил, эффект просто не поддается объяснению. Обычно певцы только и делают, что заботятся о своем режиме, живут в постоянных ограничениях ото всех радостей жизни, но вот Магомаев один такой уникальный - и пел, как бог и жил, как хотел, но самое главное, все делал красиво.
В девятнадцать лет Муслим знакомится с Арно Бабаджаняном и это знакомство стало счастливым не только для них самих, но и для всей советской эстрады на долгие годы, а с Робертом Рождественским родился триумвират, о котором можно писать диссертации
Муслим Магомаев все делал красиво - например красиво веселился...на аскетичной советской эстраде, смирно стоя у микрофона в пиджачной паре, он заводил публику – куда там Киркорову в перьях
Красиво ухаживал - эту песню Тамара Синявская услышала первой в Италии - по телефону. "Орфей" дарил ей мелодию, перед которой ни одна Эвридика не устоит...
Красиво любил...
И благодарить умел - тоже красиво...
Марк Бернес пел "Темную ночь" эталонно, но и её Магомаев сумел спеть по-своему. Старая песня из старого фильма зазвучала необыкновенно свежо и пронзительно
Нынешние звезды идут в толпу, могут протянуть поклонницам руки – для Магомаева это немыслимое дело: «Одежду разнесли бы в клочки, руку бы оторвали». В разгар романа с публикой, Магомаев уходил от пассии «огородами» – прямо во дворцы спорта вводили машину, объект страстей садился и на этом концерт заканчивался. Он никогда не заигрывал с публикой, не просил спеть вместе с ним и не спускался в зал пробежаться между рядами, собирая цветы. Настоящий король, чей трон так никто пока и не занял.
Все когда-то кончается.
Муслим Магомаев умудрился даже уйти красиво - как и полагается джентльмену. Без первых лиц королевства в первом ряду и поцелуев сцены. «Каждому голосу Бог определил свое время, и перешагивать его не нужно», – говорил он. А Пласидо Доминго ему вторил: «Надо уходить, не дожидаясь того момента, когда услышишь: “Как? Он еще поет? Да он сам себя не уважает!”». Магомаев себя уважал и потому просто ушел....на концертной сцене он так больше и не появился. Мэн сказал - мэн сделал.
И два слова за Арно Бабаджаняна.

Мало кто знает, что Арно очень долго и тяжело болел. Большую часть своей жизни он проводил в больнице и, даже на все эти праздники жизни в виде "Песни 76", его привозили тоже из больницы и увозили обратно после грома оваций. Много ли есть композиторов, которые за столько лет смогли не только не потерять вкуса к жизни, но и одарить этой радостью других? Думаю немного..
Именно вот так, как это делал он - мало кто-бы смог
И, наконец "Ноктюрн"...Сам я больше люблю его слушать без слов - Арно его играл великолепно. Но, ради памяти нашего триумвирата - поставлю их вместе
"Stop all the clocks, cut off the telephone,Prevent the dog from barking with a juicy bone,Silence the pianos;W. H. Auden ("Часы останови, забудь про телефон. И бобику дай кость, чтобы не тявкал он.Накрой чехлом рояль;")
Для особенно придирчивых критиков добавлю, что стихи в эпиграфе принадлежат Константину Никольскому, весь остальной текст написан мной - кроме выделенных курсивом цитат. Всем спасибо )

"Мелодию","О,море,море..." десятки раз готова переслушивать.Но самая любимая - "Луч солнца золотого" )
Спасибо! )
Нет равных Магомаеву, и тогда не было. Хороший голос был у Ибрагимова, например, но у Магомаева была еще удивительная душа, обаяние, харизма.
Ну а Кобзон.. За 17 мгновений уважаю.. а больше и вспомнить нечего.
Я вот с трудом представляю, как бы на английском могла звучать, к примеру, "Ах,ты душечка, красна-девица. Мы пойдем с тобой - разуляемся," или любой из русских романсов, которые и вовсе отдельная песня..Это был бы чистой воды маразм.
Не случайно суперисполнителей романсов, даже у нас - по-пальцам пересчитать можно. Это отдельный, чисто русский вид иск-ва - нигде такого больше нет.
Вообще, то, что мы читаем в переводе -уже есть иск-во переводчика.
Лунгина переводила Бориса Виана "Пену дней" -два года.По-странице - она же рассказывала, какая тяжелая это была работа и почему.
А я книгу прочел за день, получил массу удовольствия и много чего ещё и язык Виана оценил. И все, благодаря ей)
И конечно, без программных комсомольско-октябрятских песен им было просто не выжить, я думаю.
У Бродского хорош последний абзац, ИМХО. Первые два мне показались в оригинале более сильными, более выразительными.
Тухманову только за "День Победы" можно было памятник поставить, как и за цикл "По волнам моей памяти".
Пахмутова - сама по-себе лично у меня всегда вызывает восхищение за талант, какую-то внутреннюю культуру, искренность и неброскость. На каких бы правительственных концертах она не присутствовала - всегда оставалась сама собой. Ну и долголетие - как пианистки и композитора - удивительное.
Очень трудно что-то делать по заказу - это к творчеству особенно относится. И, потом, почему бы тому поколению, которое выросло после войны, было совсем не верить в те идеи?
Сами идеи - правильны и они одинаковы в любой стране, просто формулируются по-разному.
Везде призывают любить свою страну, народ, чтить традиции.
И уж одно то, что армянин Арно Бабаджанян так крепко дружил с бакинцем Магомаевым куда лучше сегодняшних реалий.
В советское время песни писались очень сложные для исполнения и наличие настоящего голоса было обязательным. И эти голоса были - даже у актеров. В старых музыкальных фильмах актрисы как пели - Целиковская, Серова, Орлова, Латынина, Лемешев как спел в "Музыкальной истории" ту самую "Ах,ты душечка" -заслушаешься.
Так вот песню "Соловьи" и те же песни Мартынова - "Яблони в цвету" и "Отчий дом" Готт пел шикарно. Никто сейчас эти песни не споет, кроме классических теноров, а не эстрадников.
Был такой фильм "Приходите завтра" - там Савинова пела - сама.Роскошный голос - "Вдоль по Питерской" просто сногсшибательно спела. Трагически у неё тоже судьба сложилась. Вот Леонид Филатов -светлая ему память, в своей передаче "Чтобы помнили" о многих рассказывал - потому и знаю.
Sorry за много букв)