Взгляд на проблему Светланы Слепцовой с сугубо медицинской стороны
Прочитала все комментарии к блогу "Биатлон в цифрах", раздел "Светлана Слепцова. Третий этап. Анализ дилетанта". Кто то считает, что Света в порядке и должна бежать на ИВ. Другие считают, что ей надо сначала подлечиться и только тогда вновь выходить на старт. Третьи уверенны, что Свете надо завязывать с биатлоном и заняться чем то другим.
Я отношусь ко второй группе болельщиков. Только объяснить почему не получается. Не доктор, чай.
И тут на Русбиатлон вижу эту запись в Блог. Вот и привожу текс полностью. Да простит меня автор - без фотографии.
----------------------------------------
В последние дни только ленивый не пишет и не говорит о печальных антирекордах нашей сборной. В частности, о Свете Слепцовой. 73 место в спринте в Эстерсунде, 83 — в Поклюке, брошенные там же в сердцах слова Светы: «Всё, завязываю с биатлоном»…
Личный тренер Светланы, Валерий Захаров говорит о том, что девушка морально сломлена, и, к сожалению, на то есть основания. Я хотела бы взглянуть на проблему с сугубо медицинской стороны, благо, мне позволяет образование и опыт работы в практической медицине. Что же случилось с нашей Светой?
Светлана была прооперирована в начале апреля этого года. Само вмешательство не было тяжелым — артроскопическая операция, в ходе которой сквозь два прокола в капсуле сустава были удалены костные наросты на суставных поверхностях. Хочу сразу сказать: любая операция на колене — это «кот в мешке» с неизвестным исходом. Коленный сустав — самый сложно устроенный из всех суставов в человеческом теле и при этом самый тяжело нагруженный. Поэтому то, как пойдёт восстановление после любой операции — предсказать не всегда возможно. И в случае со Слепцовой, несмотря на то, что само вмешательство не было длительным и травматичным, восстановительный период после операции не прошел гладко.
Валерий Захаров так прокомментировал состояние Светланы ровно через 2 месяца после операции, когда девушка вместе со сборной отправилась на сборы в Рупольдинг: «Нога у Светланы по-прежнему болит, колено отекает при малейшей нагрузке. <…> Наш местный доктор, который занимался со Светой, не рекомендовал давать нагрузки на ногу. Даже при малейшей нагрузке, а мы пытались вводить в тренировочный процесс ролики и велосипед, колено отекает. Поэтому основной упор делали на плавание. Так что, пока тренироваться в полную силу Светлана не может».
Итак, налицо затянувшееся, сложное выздоровление. Возможно, процесс осложнили какие-то факторы, например, присоединившаяся инфекция — но не это главное, важно совершенно другое: колено, даже после минимального вмешательства, даже при самом что ни есть гладком течении послеоперационного периода, требует тщательнейшего, кропотливого восстановления. Прошла ли его Светлана? К сожалению, нет. После поездки в Рупольдинг девушка опять попала в больницу. Оказалось, что после операции Светлана потеряла почти треть мышечной массы. Больная нога стала легче здоровой на 4 килограмма.
Видимо, с лета мало что изменилось, и печальные антирекорды в Эстерсунде и Поклюке, к сожалению, были абсолютно предсказуемы — система Пихлера славится объёмами нагрузок, способными подкосить здорового спортсмена, не то что недавно вставшую с операционного стола девушку. И, говоря о том, что Светлана психологически сломлена сейчас, следует помнить, что этот психологический слом имеет под собой очень серьёзную физическую почву. Тем, кто на форумах и в сообществах оскорбляет Свету, кричит о том, что она зря занимает место в сборной, я хочу напомнить о том, что это всё-таки одна из талантливейших спортсменок нашей страны, и о том, что ей приходится преодолевать каждый день. И тем более нелепым видится мне заявление Пихлера о том, что Слепцова должна отбираться в сборную на «Ижевской винтовке».
Интересно, у кого-то ещё есть сомнения в том, что Светлана провалит её? Какая вообще может быть «Ижевская винтовка», когда человек почти через 9 месяцев после операции всё так же не восстановил нормальную работу ноги! В данной ситуации, повторяю, не с биатлонно-стратегической, а с чисто медицинской точки зрения необходимо было бы прервать нагрузки и всё-таки заняться лечением.
Колени ошибок не прощают. Не прощают самоуверенности, не прощают преодоления. Любой артрит, любые остаточные явления после оперативных вмешательств легко перетекают в артроз. Хрящи, покрывающие суставные поверхности образующих сустав костей, испытывая трение, повреждаясь, стремятся «защититься» от этого. Естественной защитой может служить только наросший поверх повреждённого слой хрящевой ткани, но беда в том, что хрящ восстанавливается, «нарастает» крайне медленно. Напротив, быстро развивается костная ткань, и на месте повреждений хряща быстро появляются костные наросты, которые причиняют сильнейшую боль, мешают движениям в суставе. Предотвратить это можно только одним способом — дав суставу отдых, причём не абсолютный, а относительный, то есть нагрузить сустав тщательно подобранным комплексом упражнений.
Только в таком случае можно надеяться на полное восстановление функции колена. И это восстановление значит не просто возвращение в строй талантливой, сильной спортсменки. Светлане всего 26 лет, у неё вся жизнь впереди — не только спортивная, но и личная, полная простых женских радостей — замужества, материнства, нормально ли это — стать в такие годы инвалидом? Причём в ситуации, когда ты всего лишь — член сборной, пусть сильный, важный, но не настолько незаменимый, чтобы костьми ложиться на трассе сейчас, на рядовых этапах кубка мира. Ведь это даже не Олимпиада — важнейший старт для спортсмена, который случается один раз в 4 года! Кстати, Олимпиада не за горами, опять же, разумно ли «гонять» девушку в предолимпийский сезон? А как она после такого сезона олимпийский отбегает?
Быть может, оно и к лучшему будет — провалить «Ижевскую винтовку» и не войти в основу. Но не станет ли это поражение последней каплей, которая окончательно добьёт Свету? Ведь она — спортсменка, человек, нацеленный на победы, легко ли терпеть позорные поражения? Особенно если учесть то, что основной причиной этих поражений являются именно проблемы со здоровьем, в которых нет вины Светланы? Не лучше ли проявить человечность и отправить девушку на курс реабилитации?
Российский тренерский штаб наперебой твердит Вольфгангу Пихлеру о чрезмерности нагрузок, возложенных на Светлану. Тем не менее, я не буду говорить о том, что Пихлер — зло. Думаю, с анализом его работы справятся более компетентные в биатлоне люди, специалисты. Я же глубоко уверена в другом. Ситуация, в которой оказалась Слепцова, равно как периодически оказываются и некоторые другие спортсмены — абсолютно закономерна. И дело не в Пихлере, проблема значительно глубже. Спорт — любой, но в первую очередь спорт высоких достижений — это слаженная работа многих людей. Спортсмена, тренерского коллектива, специалистов, обеспечивающих надлежащую экипировку, федерации, курирующей и обеспечивающей поддержку на всех уровнях, и… врачей.
Без спортивных медиков невозможна нормальная работа команды. Но, к сожалению, в отечественном спорте врач не имеет голоса. То, кто поедет на этап — решает совет тренеров и федерация, и на этом совете нет медиков. То, какими упражнениями нагрузить Свету Слепцову, решает Вольфганг Пихлер, опять же, не очень-то опираясь на медицинский аспект проблемы, тогда как каждое упражнение должно согласовываться с травматологом! Причём это должно быть не однократное согласование, не рекомендации лечащего врача при выписке, а постоянная совместная работа, ежедневная корректировка объёмов нагрузки в соответствии с состоянием спортсменки. С другой стороны, и спортивных медиков у нас не так уж много, а высококлассных специалистов — и того меньше. И если в Москве ещё можно найти грамотного спортивного травматолога, то в Ханты-Мансийске, на Камчатке или в Перми эта вероятность становится всё меньше. Итог печален: связки тренер-врач нет. И пропадают хорошие, перспективные спортсмены.
Светлана Левченко специально для http://rusbiathlon.ru/
18 декабря 2012 года
------------------------------
В качестве одного из комментариев к статье привожу слова Льва Адакона:
"Светлана Левченко, приятно видеть представителя спортивной медицины на РБ. Так понимаю, что вы в ней,- профессионал. Хочу вам высказать своё понимание причин патологии коленых суставов, практически, всех спортсменов в коньковых видах спорта. А это — биатлон, скоростной бег на коньках, хоккей, шорт-трек. В принципе, спортивная медицина признаёт сам факт деформации коленных суставах, но -не более того. Ни по причинам, ни по средствам профилактики, она ничего внятного сказать не может. Вы не согласны?
Поскольку ваш матреиал опубликован на РБ, то вы, вне всякого сомнения, являетесь болельщиком биатлона. Не приходило ли вам в голову мысль, наблюдая за спортсменами, как работают их коленные суставы? Их же — калечат.Сустав биатлониста уже не представляет собой, наработанный веками, заложенный в гены, сферическую полость. А, это, своего рода, прикладной, самый основной для двигательной деятельности человека сустав. Ходит, бегает, прыгает, крутит велосипед, поднимает тяжести и т.п.
Что мы имеем в биатлоне. Постараюсь коротко. Смотрим — биатлонист загружает ногу. как правило, в этом положении сустав в прикладной сфере. Далее, — начинает отталкивание. Нога переходит в «скос», т.е. колено смещается внутрь и в таком положении выполняется толчок. Нарабатывается, своего рода, ложный сустав. И таких суставов у биатлониста, как правило — три. Один для ходьбы. Второй для лыж и третий для лыжероллеров, который находится между прикладным и лыжным. И все эти суставные сферы соединены, своего рода «канавой». Это так хорошо видно и по ТВ. Мало того, что идёт наработка ложного сустава. Посмотрите с какой скоростью переходит сустав из одной сферы в другую. Это, по существу, ударная работа.Прикладной сустав может выдерживать очень огромные и длительные нагрузки. Его хрящ наработан в процессе всей эволюции человечества. А, вот когда нагрузка падает на суставную часть колена, не приспособленную для таких нагрузок, происходит истирание скользящих поверхностей. Вот здесь и растут и выпирают всякие костные наросты, а то и частенько выбивает мениск.
Это я вам так просто для информации. Как лечить, чем лечить, как сделать так, чтобы не было даже предрасположенности к этой патологии, да ещё и позвоночника, не место на этой теме. Не утомил? Удачи вам на поприще спортивной (отсталой медицины.)"
И не паниковать.
так что говорить, что все делалось без участия медиков, наверное неправильно
неукладыаются в выводы о том, что это сугубо медецинские проблемы и результаты 2х гонок на кубке австрии - светлана была абсолютно быстрейшей всех из кибушной команды, а также не последних немок
опять же, насколько самой светлане неочевидно ее очень плохое состояние здоровья, что она с маниакальным упорством после эстерсунда поехала наступать на те же грабли в поклюку
вопрос - причем тут тренеры, если допуск врачами был дан, спортсменка не жалуется и хочет бежать на км, контрольные старты на снегу и кубок австрии показывает, что все в порядке с функционалкой? что должны делать тренеры?
1) тестовая гонка - в одни ноги с Глазыриной;
2) первый спринт (через неделю, кажись) - проигрыш Глазыриной ходом в 40 сек, резкое падение скорости после первой стрельбы с 2-я промахами.
3) два спринта в Альпах, небольшой (не было или не видел аналитики) выигрыш ходом у Загоруйко; перед этим Загоруйко в одни ноги прошла спринт с Захенбахер-Штеле на КИБУ;
4) второй спринт на КМ - проигрыш ходом тех же 40 сек от Захенбахер-Штеле, резкое падение скорости после застрела на первой стрельбе.
Как быть с этим? Мой вывод прежний: Света достаточно готова для гонок, в том числе на КМ. Я верю, что у неё сейчас психологические проблемы. Но это ЕЁ проблемы, и ей самой с ними справляться. При помощи тех, кто может и должен помочь. Но в первую очередь - САМА. Пихлер не идиот, чтобы больную Слепцову отправлять на Ижевку. Вообще обсуждение такой вероятности, ПМСМ, абсурд.
Остаётся подождать комментариев знающих людей: в первую очередь самой Светы, а также представителей ТШ сборной.
Я только одного не пойму - неужели Пихлер ничего этого не замечал? Если нет, то что это за тренер такой?
из этого можно сделать следующие выводы:
1) либо проблема с коленом сильно преувеличена (кстати, кроме как перед первым этапом, нигде после не встречал ссылок на претензии Светы конкретно к ноге)
2) либо проблема действительно реальна, и тогда медики сборной, и сама Слепцова - абсолютно безмозглые люди, раз выпускают (выходит) на старт
картину, как Светка говорит о больной ноге и о неготовности выступать, но злобный дядька Пихлер (или врачи-вредители) заставляют силой делать обратное, я как-то не представляю
- В итоге после Рупольдинга я не поехала домой, а осталась в клинике у Архипова и 12 дней занималась на всевозможных тренажерах чуть ли не круглосуточно. Зато больная нога полностью сравнялась с другой, здоровой: и по объему и по весу мышц. И все проблемы ушли. На следующем сборе я уже тренировалась без ограничений. Колено вообще не беспокоило.
- Трудно было втягиваться в тренировочный процесс после столь долгого перерыва?
- Очень. Когда я начала тренировки, все девочки были уже в хорошей физической форме. Я старалась за ними тянуться, но получалось далеко не всегда. С другой стороны, я всегда очень быстро набирала форму. Так получилось и в этот раз. Хотя Пихлер постоянно меня сдерживал, контролировал интенсивность моих тренировок.