7 мин.

Ночи Севера: Архангельск

Архангельск - город своеобразный, шириной буквально в 2-3 улицы, зато вдоль Двины тянется аж на 40 км. Все самое интересное сосредоточено в старой части города, на набережной и Троицком проспекте. Архангелогородцы в последние несколько лет активно взялись за реставрацию старинных домов по набережной, а на Троицком строятся новые здания и торговые центры, и постепенно город обретает очень симпатичный, умытый и прибранный вид.

 

Гостиный двор - одна из главных достопримечательностей города, построен был в 1668-1684 гг. Старейшее здание в городе, отреставрирован в прошлом году.

Гостиный двор
Гостиный двор

Архангельск - старинный город, был основан в 1584 году по указу Ивана Грозного, в нем причудливо смешались времена и эпохи. Еще во времена учебы меня изумляли виды девятиэтажек на фоне ветхих деревянных развалюх, и древние деревянные мостовые, местами сохранившиеся до сих пор.

Морской речной вокзал
Морской речной вокзал

Здание морского речного вокзала выполнено в виду корабля. Сейчас, к сожалению, вокзал утрачивает свои транспортные функции, превратившись, по сути, в большой торговый центр.

Мост черед Северную Двину  - "старый" или "северодвинский" - первый мост, построенный через основное русло Двины (1964 г.), позволил связать Архангельск с "большой землей". В свое время был самым большим мостом в Европе. Самый северный разводной мост в мире. Длина моста - 800 м.

Мост через Двину
Памятник Петру I

Памятник Петру  - на самом почетном месте, что и понятно - именно первый император России вывел Архангельск в ранг важного портового, торгового и кораблестроительного центра.

Памятник Петру I

В погожий летний день - особенно когда это день города - на набережную высыпает все трехсоттысячное население Архангельска. Поглазеть на выступления уличных театров, выпить пива в кафешке на берегу, посмотреть на шествие. Ну а если нет места в кафе - можно занять место на заросшем травой склоне, сверху видно все))

 

Великая Северная Двина и лес всегда были главным достоянием Архангельска. По Двине сплавляли грузы, ходили торговые и пассажирские суда, через Севернй морской путь связывая "всероссийскую лесопилку" с внешним миром. Лес и сейчас отсаеттся основной доходной частью бюджета области. В последние годы начали восстанавливать рыболоецкую отрасль и добычу морских водорослей - в Архангельске есть завод по их переработке.

Чем еще может похвастать этот северный регион? Пожалуй, алмазами - месторождение алмазов было открыто совсем недавно, хотя о них писал еще Ломоносов. Рсссчитывали, что удастся добычу и обработку драгоценных камней поставить на широкую ногу - но пока что-то не очень получается. Ии даже цех по огранке алсазов на СМП в Северодвинске был закрыт в прошлом году. 

Еще более грандиозные экономические перспективы рисовались в связи с разработкой Штокмановского месторождения газа - но воз и ныне там. Трудности климата или что-то еще, но консорциум так и не начал разработки, и судя по всему, в ближайшее время не планирует.

Северная Двина

 

 

Шхуна "Запад" - символ города. Увы, ее состояние сейчас отражает и состояние всего русского Севера - мачты сорвало штормом, обшивка провалилась, краска облупилась. Надеюсь, архангелогородцы восстановят корабль - а с ним расцветет и город. Вообще, про Архангельск говорят, что там только "треска, доска и тоска", но надежда на будущее умирает последней)

А пока шхуна "Запад" пребывает в растрепанных чувствах, я выбираю символом города ледокол "Диксон". Он всегда тут, придет на помощь, вскроет устье по весне, чтобы не было паводка - настоящий верный друг города.

Вот и закончилась экскурсия по городу, названному в честь Архангела Михаила, короткая, как северное лето. До новых встреч))