Юрий Лядов: «Работаем больше — устаём меньше»
В воскресенье, 10 июня, мужская сборная Беларуси по биатлону отправится в австрийский Хохфильцен, где продолжит подготовку. Корреспондент «СП» связался с Юрием ЛЯДОВЫМ, чтобы узнать, какое настроение у спортсменов по окончании тренировок в Раубичах.
— Улетая домой, в Норвегию, что напутственного сказал Пуаре?
— Рафаэль оставил план, по которому и готовимся. Работаем по графику, как говорится.
— Не мешал ли языковой барьер в общении между тренером и командой эффективно проводить тренировки?
— С английским нет никаких проблем у Жени Абраменко, Александр Валентинович (Сыман. — Прим. «СП») объясняет, когда возникают какие-то непонятные моменты. Но в целом особых трудностей не возникает. На занятиях всё понятно, потому как большую часть информации Рафаэль доносит непосредственно через демонстрацию. А вот в бытовом общении иногда возникают нюансы. Например, Рафаэль может так быстро и увлечённо рассказывать, что не всегда успеваешь следить за ходом истории. Но он это сам понимает и старается говорить помедленней, чтобы мы все были в курсе его повествования. (Смеётся.)
— Сами-то свой английский подтянуть стараетесь?
— Да, занимаемся в свободное время. Приезжает преподаватель, помогает нам преодолеть языковой барьер окончательно, так сказать. Надеюсь, скоро выйду на уровень, когда о трудностях перевода можно будет забыть.
— Назначение легендарного француза на тренерскую должность называли революционным шагом в мужском биатлоне. Какие-то кардинально новые ощущения от работы с этим тренером испытываете?
— Скажу не только за себя, но и за всю команду: у нас сложилось такое чувство, что до этого времени мы вообще ничем не занимались. Очень много работы над техникой, совершенствованием стрельбы, новая информация, с которой раньше не сталкивались. Пусть мы участвовали в этапах Кубка мира, показывали какие-то результаты, попадали в итоговые таблицы, но это было как будто бы в отрыве от качественного системного развития своих результатов. В плане техники скольжения, стрельбы Пуаре даёт нам информацию, в достоверности и эффективности которой можно и не сомневаться. Не могу сказать, что он научил нас чему-то совершенно иному. Просто Рафаэль говорит о необходимости увеличения скорости стрельбы, агрессивности, можно так сказать. Если раньше у нас это занимало 30 — 40 секунд, то теперь первая задача — уменьшить время. Но тут есть очень важный нюанс, о котором не стоит забывать: с уменьшением промежутков между выстрелами точность не должна падать. Можно приехать на огневой рубеж, быстро «высадить» все патроны, при этом не попав по мишеням. Это простые истины, но добиться такого соотношения скорости стрельбы и её эффективности очень сложно. Рафаэль учит нас этому.
— Помимо стрельбы, какие ещё качественно новые подходы применяет француз?
— Заметил такую особенность: раньше мы делали меньше упражнений, чем в этом межсезонье, и больше уставали психологически. Теперь количество элементов тренировки возросло, но когда приходишь с занятия, усталость уже куда меньше. Это говорит о том, что тренировочный процесс выстроен грамотно, хотя нагрузки возрастают.
— Вы говорили о непосредственной демонстрации своих требований Рафаэлем на занятиях…
— Да, он вместе с нами ездит на роликах, бегает, при этом работает и индивидуально, каждому объясняет и показывает, если нужно. Большой плюс тут ещё и в том, что раньше, к примеру, нам говорили: «Сделай вот так!» И всё. Ты выполнял установку, как мог. А Пуаре наглядно показывает всё личным примером. Во-первых, намного легче усваивается, во-вторых, его постоянное присутствие и непосредственное участие помогает преодолеть неуверенность, ведь гораздо проще повторить увиденное, нежели услышанное.
— Если чисто гипотетически предположить, что Пуаре выйдет на старт в сезоне-2012/13, сможет ли он бороться за попадание, например, в первую двадцатку?
— Уверен, что в теперешней своей физической форме он сможет достойно выступить на этапах Кубка мира. Бывает так, что на тренировках в Раубичах Рафаэль начинает заводиться, входит в азарт до такой степени, что за ним трудно поспеть. Как шутят, мастерство не профукаешь. (Смеётся.)
— Что касается работы с точки зрения психологии, что нового здесь привнёс Пуаре?
— Рафаэль был лидером мирового биатлона, завоевал практически все высшие награды в этом виде спорта. И его слова имеют большой вес, поскольку они подкреплены выдающимися результатами. Когда человек прошёл весь путь от низа до самых вершин, он знает все нюансы каждого этапа подготовки. Он часто повторяет нам, что тренироваться долго — плохо для головы. Ты можешь не устать физически, играя, к примеру, в теннис или волейбол для поддержания своей формы, но будешь выхолощен психологически. Его подсказки в области настроя на гонки очень ценны. Ведь многое в биатлоне решает не только конкретная физическая форма, но и душевное состояние, моральный настрой на борьбу.
— А как тренер относится к вопросам питания?
— Весьма серьёзно. Он показывает, что и как надо правильно есть и пить. Для Пуаре такие обстоятельные подходы к рациону — в порядке вещей. Например, его не очень устроило качество питания в Раубичах. Я, конечно, понимаю, что тамошняя кухня не сравнится, к примеру, с меню ресторанов в Западной Европе, но всё-таки будет получше, чем в той же Скандинавии. Рафаэль старается контролировать качество еды в Раубичах. Он присутствует везде, и, мне кажется, таким и должен быть настоящий профессионал своего дела.
— А что конкретно из белорусской кухни француз посчитал неправильным для питания биатлонистов?
— Тут дело, скорее, не столько в правильности или неправильности белорусской кухни, сколько в особенностях менталитета. Не так давно мы ходили всей командой на шашлыки. Рафаэль попробовал, но было видно, что особого восторга он не испытал. Насколько мне известно, французы очень привередливы в еде. Мы-то привыкли есть без претензий, не особо заботясь о пользе и особенностях питания. А в таких биатлонных державах, как Германия и Норвегия, в тренерском штабе есть даже особые специалисты-диетологи, которые тщательно следят за меню спортсменов.
— Какова же реакция Рафаэля на существующее положение дел?
— Он не испытывает особых эмоций, но, к его чести, настраивается на достижение результата в любых условиях. Человек остаётся профессиональным спортсменом в любых условиях, это сразу видно.
— Складывается такое впечатление, что приход француза будто явление пророка в нашем отечестве, который показал истинный путь к биатлонным вершинам.
— Назначение Пуаре на тренерский мостик, уверен, дало необходимый толчок развитию биатлона. Спасибо руководству федерации за то, что нашли возможность пригласить такого специалиста. Работа с Рафаэлем Пуаре — по сути, и есть стажировка, тренерские курсы.
— Многие называют результаты мужского биатлона последних лет случайными, мол, тенденции к росту нет, а все успехи — это единичные случаи…
— Случайных медалей и побед в спорте не бывает, под каждым результатом заложена база. Даже величайшие биатлонисты современности, тот же Бьёрндален, побеждают не потому, что им постоянно везёт, а потому, что не снижают планку требований к себе даже уже в зрелом возрасте.
— При таком новом тренере, при таких подходах к тренировкам возрастут ли результаты уже в этом сезоне?
— То, что они не будут хуже, чем в прошлом сезоне, — это даже не 100, а 200 процентов. Работы нам предстоит много, но именно теперь понимаешь, что достижение результата — это реальность. Надо только не ждать мгновенных успехов, а выстраивать систему, которая рано или поздно принесёт свои плоды.
Источник: http://sportpanorama.by/online/biathlon-online/7886/