На биатлонную трассу в Пекине никого не пускают, но наш разведчик там побывал. Она засыпана песком, а ветер как в трубе
Пекин-2022 преподнесет сюрпризы не только болельщикам, но и спортсменам. Почти никто не видел олимпийских стадионов – всему виной пандемия и отмена тестовых соревнований в Китае.
В конце декабря российские специалисты отправились в Чжанцзякоу, чтобы изучить новую биатлонную трассу и получить фору в подготовке к Играм. Sports.ru связался с начальником сервис-бригады сборной России Александром Печерским и узнал, что ждет биатлонистов в горах Китая.
В Китае необычный снег: холодный, грубый, еще и с мелким песком
– В Пекин ездили 6 специалистов: 4 сервисмена сборной по биатлону, аналитик ОКР и руководитель нашей делегации – Александр Грушин, локомотив этого проекта.
Мы были там с 26 декабря по 1 января – Новый год встретили в Китае. Ехали посмотреть снег, рельеф трассы, температурные условия снега и воздуха, влажность.
Тестировали экспериментальные структуры, которые мы сделали в России уже с перспективой на китайский снег. Проверяли все импортные порошки из нашего ассортимента. В этом году еще заказали у наших производителей экспериментальные и эксклюзивные смазки – опять же под погодные условия Пекина.
Снег оказался уникальным во всех отношениях – я такого не видел: он очень холодный. Высота, на которой будут проходить соревнования, порядка 1600 м. Температура воздуха, когда мы катали, была минус 18-20 градусов, а снег только искусственный – и он превращается в жесткий-жесткий бетонный стол.
Его особенность – он становится очень абразивным, то есть грубым. На нем смазка долго не держится. Так как рядом нет натурального снега, то вокруг трассы грунт – глина, песок. И с большими ветрами всю пыль надувает на трассу. Этот еле заметный песок перемешивается со снегом и превращается в наждачную шкурку.
Самая большая сложность – удержать эту смазку на лыжах. Она будет стираться через 2-3 км, может, через 5-7 км. Вот это мы и смотрели – изучали, как она держится, как работает, когда сходит. Определили то, что неплохо себя зарекомендовало.
Конечно, лавины песка на трассе нет. Он еле-еле заметен, и это такая мелкая фракция, которая не является проблемой или катастрофой. Каждое утро в Чжанцзякоу готовят трассу – проходит ратрак, все заново перемешивается, и нижние слои снега поднимаются. Вы это вряд ли увидите по телевизору, но спортсменам придется столкнуться с таким препятствием на каждом шаге.
Мы брали образцы снега для наших специалистов, которые изготавливают смазки. Они делают проекцию из воды – во что она может превратиться, какие там химические соединения, как они могут повлиять на смазку.
На той высоте, где проложена трасса, в феврале ожидают холод. Ночью в пределах 12-15 градусов, днем – 7-8. Все старты проходят после обеда – в 17-18 вечера – когда солнце уже садится. Естественно, температура снега все равно будет минусовая. Мы готовимся к более холодным условиям.
Россия рассчитывает на преимущество за счет уникальных структур
– Мы привезли туда порядка ста пар лыж, катали их каждый день. В эти сто пар входили экспериментальные структуры, еще часть лыж мы использовали для тестов экспериментальной смазки – порошков, эмульсий. Так что почти все лыжи были тестовые, с них мы снимали информацию.
А часть лыж была исключительно спортивной – чтобы посмотреть, насколько те пары, на которых мы соревнуемся в Европе, способны на имеющихся структурах работать в Пекине. Таких было 20 пар.
Провели комплексную работу – сравнивали отечественные и европейские структуры. Пока говорить не буду, чтобы не вызывать домыслов о том, какие ведут себя лучше. Еще есть информация для анализа, да она и не должна выходить за пределы команды: что мы выкатали, что у нас появилось – это пока секрет.
Будет ли преимущество перед теми командами, которые не поехали в Пекин? Наверное, скажу смело, но – да. Информация, которую мы откопали, лично меня поставила в некое недоумение.
Есть позиции структур, которые себя проявили, и я бы никогда не определил, что они могут так работать. Мы их дорабатывали в России, потому что они требовали еще экспериментов. Но то, что они себя проявили, однозначно удивило.
Простой выход на стрельбище не спасет от непредсказуемого ветра и сложности гор
– Я бы отнес трассу к категории несложных. У нее очень приятный рельеф – пологие подъемы, как бы их назвать, – игривые. Нет такого затяжного подъема под одним градусом, где спортсмен шел бы одной техникой и очень долго. Трасса с перепадами, с поворотами – то круто, то полого, то длинно.
Спуски такие же – тоже с поворотами. Вся трасса находится в ущелье, поэтому половина дистанции идет вверх с перепадами, половина – вниз, тоже с перепадами. Нет диких и крутых виражей, чтобы тебя вынесло. Но, тем не менее, трасса горная.
Нет сравнений с европейским трассами, она отличается. Сложность с точки зрения перепада высот – небольшая, вся сложность будет от очень некатучего снега и высоты. Это будет накладывать на спортсмена большую нагрузку, усложнять скольжение.
Здесь, на мой взгляд, выйдут на первый план такие качества биатлонистов, как правильное распределение сил по трассе, адаптация к горам, умение стрелять на рубеже – потому что там сильный ветер. Ветер можно сравнить с оберхофским. Только там он бывает порывами, а в Китае постоянно, как в трубе.
Подход к стрельбищу лояльный – затяжной подъем с хорошим спуском, позволяющим восстановиться. По физиологии подход несложный. А вот ветер как раз внесет больше корректив, чем сам подход.
Выход на финиш такой же, как и на стрельбище – спуск с небольшим затяжным подъемом. Финишная прямая метров 150 – длина и ширина оставляют время на финишные разборки.
IBU не прислал видео трассы, но наши биатлонисты все равно увидели ее заранее
– У нас было специальное оборудование, кинокамеры, всевозможные считывающие устройства для ветра – замерить, куда и как он дует, какими порывами, с какой силой.
На кинокамеру мы сняли всю дистанцию, причем все круги, которые там есть, перенесли это на перепады высот, и всю информацию в сжатом виде скинули нашим тренерам и спортсменам. Поэтому у них была возможность посмотреть на трассу так, будто ты сам по ней идешь.
То же самое со стрельбищем – как оно расположено, где солнце светит, откуда ветер дует – все это зафиксировали и передали.
Видео трассы от IBU в наше информационное поле не попало. А с точки зрения информации о трассе и рельефе – это все было, но бумажные носители никак не могут передать то, как ты видишь это вживую.
Информацию передали лыжникам, но их трасса – все еще загадка
– Конечно, мы поделились наработками с лыжниками. Мы смежные виды спорта, тем более, дружим с сервис-командой наших лыжников.
Лыжную трассу не смотрели. Во-первых, не было времени. Да и возможности тоже – настолько все было сжато, и Китай со своими жесткими ковидными условиями не позволял даже ходить пешком. Мы со стрельбища до гостиницы ездили на автобусе, хотя пешком идти 5 минут, а возили нас 10 минут.
Знаю лишь, что лыжная трасса находится в том же ущелье, где и биатлонное стрельбище, только на другом ответвлении.
P.S. В последний момент Печерский сдал положительный тест на ковид и не полетел на Игры-2022 в Пекин. Но его наработки точно пригодятся спортсменам на олимпийских трассах.
Расписание олимпийского турнира по биатлону в Пекине-2022
Фото: Gettyimages.ru/Sandra Montanez; globallookpress.com/Mou Yu
А песок это хорошо, нивелирует лыжи-самоходы того же Клэбо, когда на спусках из-за спин выскакивает и на 30 метров уезжает ото всех, словно от юниоров ДЮСШ. Надоел.