12 мин.

Александр Тихонов: «Сейчас молодежи не из чего почерпнуть патриотизм - повсюду один антироссийский мусор»

Специального для самого большого биатлонного сообщества в социальных сетях - "Все о биатлоне" -  четырёхкратный Олимпийский чемпион и выдающийся российский биатлонист Александр Иванович Тихонов ответил на самые интересные вопросы участников. За идею и реализацию выражаем благодарность Яну Рогозину.

 

 

Елена Ивасюта: Когда вы стали заниматься биатлоном вы мечтали стать олимпийским чемпионом?

А.И.: Я начал заниматься биатлоном после того, как стал победителем Спартакиады народов СССР. Я считаю, что подобные соревнования было бы неплохо возобновить и сейчас. Мы называли их малые олимпийские игры Советского Союза. Если взять историю Спартакиад, то, как правило, вся молодёжь, выявленная на Спартакиадах, шла и дальше в национальные команды. Это был 1966-й год, когда я будучи лучшим молодым лыжником повредил ногу на тренировке и первый раз попробовал стрелять из винтовки Александра Васильевича Привалова. Хотя она была неудобной для меня (Привалов гораздо выше меня ростом), я отстрелялся неплохо. Тяга к оружию у меня была с детства, коллектив биатлонистов мне понравился, поэтому, несмотря на все уговоры остаться в лыжах, я сказал: «Либо буду заниматься биатлоном, либо вообще не буду заниматься спортом».

Алексей Анненков: В чём Вы видите различия между подготовкой биатлонистов в советское время и сегодня?

А.И.:У нас не было шаблона. В наше время, будучи президентом СБР и сейчас, наблюдая за процессом со стороны, я не вижу творческого подхода. Весь климат в команде строится от старшего тренера и от тренерского коллектива в целом. Привалов, как 5-кратный чемпион Советского Союза и призёр двух Олимпиад, сумел создать тот климат, который делал коллектив творческим. Он мог со всей командой обсуждать любой вопрос или беседовать отдельно со спортсменом. По характеру мы были схожи в том, что даже в трудные минуты проигрыша или плохого выступления он говорил: «Ребята, а почему мы не улыбаемся? Ну, проиграли сегодня, завтра выиграем». Поэтому настроение в коллективе было всегда. Сегодня я этого не наблюдаю. Мы посещали театры, посещали кино, была у нас своя самодеятельность. К дню 7 ноября во время сборов в посёлке вершина Тёи мы подготовили такое выступление, что от смеха лежали все.

Булат Абсалямов: Можно ли в 16 лет начать заниматься биатлоном, и будут ли успехи?

А.И.: Можно. Я знаю, что был такой велосипедист Гайнан Сайдхужин (он и сейчас жив, дай Бог ему здоровья), который только в 19 лет научился кататься на велосипеде, а в 20 с небольшим стал победителем велогонки мира, поэтому никогда не поздно, надо просто верить в свои силы. Я сам первый выстрел сделал в 19 лет, так что если есть хорошие данные и лыжная подготовка, то и в 20-21 год заниматься биатлоном не поздно.

Илья Береснев: Почему биатлон не распространяется в сельских школах?

А.И.: После развала Советского Союза у нас в школах не проводятся даже уроки лыжного спорта. Мы знаем на примере финской войны, когда финны наших солдат расстреливали в упор, потому что они все были подготовлены, у них были нормальные лыжи, а наш солдат если падал при полной экипировке, то он не мог выбраться из снега. Очень много людей погибло и жаль, что подобные моменты не становятся уроком на будущее.

Ольга Пономарева: Добрый день! Можно ли позаниматься биатлоном не биатлонисту, ради удовольствия? просто приехать покататься, пострелять на несколько дней? Есть ли такие трассы в Нижегородской области?

А.И.: В нижегородской области федерацию лыжных гонок и биатлона возглавляет Николай Круглов-младший, поэтому вам надо обратиться к нему. Наверняка, он читает мой сайт. Нижний Новгород давно уже никак себя не проявляет в биатлоне. Ни самого Николая, ни его отца мы уже давно не слышим и не видим. Наверное, у них есть другие более интересные дела.

Таня Кузьмичева: Здравствуйте. Хотела бы задать вопрос, связанный с ротацией кадров. Возьмем, к примеру, Бе, Фуркада младшего - им 23, но они уже очень титулованы и относятся к элите, они - сильнейшие. Теперь возьмем, к примеру, Лапшина - ему тоже 23, но при этом он является дебютантом, а ведь если бы ему дали шанс раньше, возможно, он бы уже входил в элиту. Как Вы считаете, почему в России так происходит? И есть ли шансы у нашей молодежи?

Ирина Леонова: Когда будет даваться полноценный шанс нашим дебютантам в эстафетах?Конечно, понятно, что Слепцова, Устюгов, Шипулин - проверенные бойцы,но они же не будут бегать вечно,должна быть достойная и подготовленная смена.чтобы работала на опыте.К тому же наши "старички" давно не показывали результатов....

А.И.: В наши времена мы всегда активно подключали молодёжь и давали им выборочные старты. Достаточно примеров и во время моей работы президентом СБР: Ольга Зайцева, Максим Чудов, Женя Устюгов, которых мы возили за счёт их регионов с основным составом. У всех троих результат был на лицо. Когда я пришёл в команду, то имел в лице Меланьина, Маматова пример старших товарищей. Для меня в тот момент было главным, что мне доверили тренироваться с элитой.

Дмитрий Петракеев: Александр Иванович, как Вы считаете кто из новых спортсменов, кроме Вилухиной и Волкова, может в ближайшее время составить конкуренцию нашим "старичкам" ?

Нелля Камалетдинова: Александр Иванович, как вы считаете, кто из наших нынешних юниоров сможет достичь такого высокого уровня, как например Бё, Фуркад-младший, Нойнер или Экхольм?

А.И.: У нас есть 23-летние Гараничев, Лапшин, Малышко. Сейчас попробовали Буртасова. Важен психологический подход в ним. Когда спортсмен оступается, мы все время говорим о каких-то психологах. Никакого психолога не надо. Надо спокойно сесть со спортсменом, положить лист бумаги и разобраться. Надо вызвать спортсмена на откровенный разговор, спросить о самочувствии в тот или иной момент, чтобы он доверял тренеру и тогда ему будет проще. А у нас если молодой спортсмен оступился, то либо на Кубок IBU, либо домой. Резерв у нас очень хороший, но я согласен с Валерием Захаровым, Владимиром Аликиным, Анфисой Резцовой и другими экспертами, что назначение Пихлера – это роковая ошибка.

Илья Смирнов: Александр Иванович,как вам удаётся так хорошо выглядеть?

А.И.: Таким родили. Мне ещё мой дед говорил: «Шурка, твоей самой большой проблемой в жизни будет твоя внешность!» Это я шучу, а на самом деле не считаю себя красавцем. Но как говорят настоящие женщины, если он мужчина, то он красавец. Я однажды слышал про одного из членов нашей команды, который был очень интересной внешности. Рост 183-185. Если посмотреть старые фотографии, можно угадать, кто это, а сейчас его не узнать. Одна очень интересная дама сказала про него: «А в нём нет мужчины». Я спросил, почему она так думает? А она ответила: «Вы посмотрите на его походку, руки, ноги, как он себя ведёт». Она была мастером спорта международного класса по спортивной гимнастике, гораздо старше нас, и я понял, что в её словах есть правота.

Екатерина Рыбинская: Александр Иванович, у меня к вам такой вопрос: долго ли будут некоторые журналисты и болельщики катить бочки на Чудова и Слепцову? Просто хочется, чтобы они снова выступали так, как выступали раньше, ведь таких спортсменов мало, им надо помочь, а читать и слушать нелицеприятные высказывания уже нет терпения

Балбар Батомункуев: Александр Иванович! Что скажете насчёт Слепцовой, ведь все мы знаем, что она очень талантливая биатлонистка, но раскрыться она так и не может в полную меру, что Вы посоветуете ей сделать в первую очередь, ведь не за горами ЧМ и Сочи.

Александр Коробов: Александр Иванович! Когда возобладает спортивный принцип отбора и уже такие как Чудов, Слепцова, Романова в сборной уже не появятся а на их место придут таланты?

А.И.: И в том, и в другом случае им не хватает нормальной самооценки. Должна найтись такая личность, которая может вселить уверенность в них. Я на сайте писал Чудову, что могу помочь. Но он и Света считают, что в их коллективе всё в порядке. Где же тогда их результат, на который они на самом деле способны? У Светы есть и другая причина, которая уходит вглубь и касается ещё юношеского возраста. Она понимает, о чем идет речь. На сегодня команде не хватает тех природных восстановителей, о которых я писал на сайте.

Надежда Андреева: Знаю, что есть книги о великих биатлонистах - "Пуаре о Рафаэле Пуаре", книга о Бьорндалене естественно. Читали ли Вы их? Если нет, то интересно ли было бы прочитать?

А.И.: Не читал, но с Бьорндаленом у меня прекрасные отношения. Недавно мы с ними общались по поводу Камчатки. Он спросил, что слышал от кого-то из нашей делегации, что Камчатки не будет потому, что нет спонсоров и нет денег. Это неправильно. Мы же патриоты России. «Газпром» затратил столько средств, и мы добились того, что Камчатку стали показывать по «Евроспорту». Мы устроили для богом забытого края праздник. Первые соревнования я сравнивал с матчем в осаждённом Ленинграде, когда голодные люди забили весь стадион. Это был праздник, весь Петропавловск-Камчатский всколыхнулся. Я по сей день занимаюсь этим вопросом, и уверен, что мы «Приз памяти Фатьянова» проведём на Камчатке. Думаю, нынешний праздник будет даже выше, чем три предыдущих.

Игорь Шадров: Здравствуйте! Нигде не могу найти никакой информации о судьбе Тани Моисеевой! Может быть вы знаете?

А.И.: Она живет и трудится сегодня в Чебоксарах. Пусть меня Таня простит, но я помню, как мы говорили с ней о допинге. Я зашёл к доктору Дмитриеву и говорю: «Скажи, ты продолжаешь колоть или нет?». Отвечает, что нет. Я открываю дверь и говорю: «Таня, заходи!» Она зашла, и Дмитриев сник. Я спрашиваю у нее: «Как у вас все это свершается?» - Мы заходим, говорят, подставляй, а что там не твое дело. Вот так все и решалось, там и зарыт корень зла. А Таня была очень талантливая спортсменка. Пусть она меня простит, но это была не её вина. Если мы говорим, что кто-то не показывает результат, то вот в чем причина.

Злата Лашина: Здравствуйте уважаемый Александр Иванович! Я понимаю,что мой вопрос не совсем по адресу,но может вы сумеете чем-нибудь помочь! У меня сын КМС по биатлону, но после аварии он инв. 3 группы, хочет заниматься дальше, проблема в том, что в Омске нет тренеров для спортсменов инв.по биатлону и еще хотелось бы знать критерии, по которым такие спортсмены отбираются для занятий и для попадания на соревнования. По возрасту в циклике я знаю ограничений нет, но на всякий случай ему 22г.Инв.с нарушением опор.двиг.системы.

А.И.: Я бы вам посоветовал обратиться к государственному тренеру сборных команд по биатлону, олимпийскому чемпиону Владимиру Барнашову. Он являлся советником губернатора по спорту. Может быть, Володя снизойдёт один раз и сделает что-нибудь доброе для вас. Напишите, пожалуйста, на сайт СБР, адресовав ему такую просьбу.

Вадим Степанов: Александр Иванович, планировали вы когда-нибудь возглавить женскую российскую сборную по биатлону?

А.И.: Когда я закончил спортивную карьеру, в июле собрал экспериментальную команду, а в феврале у меня было четыре человека в десятке чемпионата СССР и одна бронзовая медаль, но двум спортсменам, которые должны были быть включены в основной состав сказали, что если будете писать тренером Тихонова, вам места в сборной команде не будет. Для меня судьба спортсменов всегда была дороже, поэтому я бросил тренерскую работу.

Дмитрий Аносов: Александр Иванович, скажите, что,по-вашему мнению, не хватает кому-нибудь из российских биатлонистов одержать победу в Кубке Мира по биатлону? Ведь победа, одержанная в нем, достается большими усилиями, а следовательно, более приятна самому спортсмену, нежели победа на Чемпионате Мира. Год назад я видел передачу "Биатлон с Дмитрием Губерниевым", в которой великая русская биатлонистка Анфиса Резцова сказала, что наши спортсмены обленились и зажрались. Вы согласны с её высказыванием? И какая победа, на ваш взгляд более престижна: победа в ЧМ или в Кубке Мира?  С большим уважением! Аносов Дмитрий.

Дмитрий Пустобаев: Когда же нам ждать Большого Хрустального Глобуса от сб. России?...

А.И.: Таким спортсменом может стать Гараничев. Я думаю, что если тренеры грамотно с ним поработают, то ему будет по плечу бороться через год-два за Большой хрустальный глобус, но все-таки я больше ценю чемпионат мира и Олимпийские игры. Эти звания намного дороже, а Хрустальный глобус престижен, но выиграть его крайне тяжело. У нас же не одна Россия выступает в биатлоне, конкуренция очень серьёзная. Появились сильные спортсмены у итальянцев, у французов. Пуаре сделал очень много для развития биатлона во Франции. У них есть очень хорошие тренировочные комплексы, они постоянно живут на высоте. Итальянцы тоже имеют Антерсельву и еще несколько горных тренировочных баз. У нас же очень много времени и сил занимают постоянные перелёты, переезды, необходимость акклиматизироваться. Эти факторы не позволяют весь сезон держаться на высоком уровне.

Катика Минаева: Александр Иванович,кто вам из нашей сборной симпатизирует больше всего? И есть ли любимчики?

Артур Мустаев: Кто вам нравится среди иностранных биатлонистов? И чему можно у них поучиться непосредственно нашей сборной?

А.И.: С сегодняшними спортсменами сборной, кроме пары человек, чьи имена я называть не буду, чтобы им не навредить, я отношений не поддерживаю. Общаюсь много с французами, норвежцами. Они всегда в хорошем настроении. Я захожу к французам, вся команда встает. Как-то пересекся с ними на автобане, созвонились. Они ехали уставшие из Франции в Рамзау по дорогам Австрии. Но только я вышел из машины, они начали расталкивать тех, кто спит. Вышли, встали вдоль автобуса, и я всем с удовольствием пожал руки. Это было приятно, а у нас, к великому сожалению, культура общения отстаёт.

Макс Капарулин: Как вам удалось выиграть гонку с температурой 38 градусов?

А.И.: Однажды на Кавголовских играх я финишировал так, что у меня было темно в глазах, но в Советском Союзе у нас была такая установка, что нужно было бороться до конца. Сейчас молодежи не из чего почерпнуть патриотизм. На телевидении на всех каналах один антироссийский мусор: показывают эту голубизну, пьянь. Я эти каналы из любопытства смотрю пять-семь минут, больше не могу. Еще в 1999 году я говорил в колонном зале с большой трибуны, о том, что идёт элементарное разрушение России. Сейчас в России пароль: «заведено уголовное дело» на всех каналах можно услышать по 15 раз за день.

Вячеслав Гилёв: А теперь мой вопрос: скажите, пожалуйста, как добиться ощущения того, что ты лидер, так сказать, понимания того, что ты победитель, что ты способен обыгрывать всех?

А.И.: Я могу говорить только о себе. Я с детства родился лидером и хотел побеждать во всех соревнованиях, которые проводились у нас в деревне. Всегда передо мной стояла цель стать чемпионом мира. Кто меня заставлял тренироваться, когда я приходил после второй смены в 12 часов и час-полтора бегал на лыжах в парке. Я поставил себе задачу и хотел ее добиться. Есть такой анекдот. У алкоголика спрашивают: - Какая твоя самая большая мечта? - Бросить пить. - Ну так брось? - А как же без мечты-то жить?

 

Специальную тему с вопросами и ответами можно также посмотреть здесь. и на сайте Александра Тихонова.