4 мин.

5 причин недолюбливать биатлон

Пока российский футбол медленно, но верно отправляется в традиционную зимнюю спячку, а очередной, насыщенный событиями европейский уикенд еще не наступил, есть смысл обратить свое внимание на что-то другое. Например, на стартующий сезон в биатлоне. Если говорить откровенно, то явным фанатом данного вида я никогда не являлся. Хотя, естественно, сопереживал российским биатлонистам на Олимпиадах (что чаще), Чемпионатах Мира (что реже), Кубках Мира (что совсем редко), других турнирах (по большим праздникам). Время шло, и биатлона (не только, кстати, зимой) в неком спортивном пространстве зачастую становилось столько, что любители пострелять и пробежаться с ветерком уже вызывали совершенно конкретное чувство отторжения.

Биатлона, конечно, меньше не стало, а чувство, естественно, практически не пропало. Поэтому, данный материал – ни в коем случае не критика, а попытка выявить черты, причины по которым один из самых популярных зимних видов не всегда способен усадить зрителя на долгие часы возле монитора. 

1. Информационная перенасыщенность

Буквально через несколько часов биатлон, в кропотливо составленном медиаплане ВГТРК, начнет получать свое практическое воплощение на экранах.  Трудно сказать, сколько конкретно эфирного времени в сетке вещания «Россия-2» он займет в нынешнем сезоне, но то, что происходило в еще совсем недавнем прошлом, заставляет пожелать каналу не потерять чувство меры. Прекрасно известно, что еще во времена «Спорта»  биатлон был во всех смыслах гвоздем вещания, раскладываясь на множители в многочисленных повторах. Иногда возникало ощущение, что ничего другого просто не существует, и весь мир прикован к событиям на стрельбище или очередному победному финишу Бьорндалена.  Биатлона может быть много (хотя бы в силу специфики и расписания гонок, этапов), но биатлона не должно быть навязчиво много, несмотря на очевидный факт наличия большого количества «наших».

2. Излишняя «раскрученность»

Если провести небольшой социологический опрос среди заинтересованной части россиян, то, уверен, биатлон по популярности будет если не значительно, то точно впереди среди особо серьезных зимних конкурентов: лыж или хоккея. Нельзя сказать, что это плохо, но, по крайней мере, не всегда оправдано. Да, биатлон – это зачастую нешуточная интрига. Да, есть масштабное представительство российских спортсменов. Да, биатлон есть, кому подробно и в высшей степени детально освещать. Но это далеко не значит, что остальные зимние виды хуже и им не стоит уделять внимания. Биатлон просто-напросто (отчасти вынужденно) немного переоценен. Это небольшой камушек и в огород СМИ, и массовому зрителю в том числе. Допускаю, что ошибаюсь, но как мне представляется, биатлону начинает быть все более свойственна некая «попсовость». А это не самая лучшая характеристика.

3. Предостаточное количество гонок 

Если вновь обращаться к аналогиям с другими зимними видами, то, допустим, национальная хоккейная команда страдает от недостатка серьезных турниров исключая Чемпионат Мира и Олимпийские игры. У биатлона обратная ситуация. Количество стартов по ходу сезона настолько внушительное (да еще и повторяют их с такой частотой), что иногда невозможно сориентироваться, где все происходит и прямой ли, собственно говоря, это эфир. Соглашусь, прихоти календаря везде разные, но это абсолютно не означает, что он никогда не нуждается в корректировке. Речь даже не столько об интересах зрителей – на верстку неоднократно жаловались и тренеры. Я хорошо помню, как перед Олимпиадой в Ванкувере Александр Иванович Тихонов в большом интервью Дмитрию Губерниеву высказывал мнение по данному вопросу. В частности, что календарь гонок скачет от равнин на высоты, и это влияет на результаты. Мне трудно судить, насколько он прав,  но что-то подсказывает, что доля объективности в его словах точно есть.

4. Допинг-скандалы 

Безусловно, проблема допинга существует во всех без исключениях видах спорта. Однако именно в контексте серьезных индивидуальных видов она дает особо острые ощущения. Еще слишком свежи, например, в памяти игры в Солт Лейк Сити-2002, когда медали заново перераспределялись чуть ли не после каждого третьего старта, а иногда и вовсе выдавали одно первое место на двоих. Финиш в биатлоне – это не только непосредственно перечечение заветной черты. Это еще и победный взмах руками в обследовательских лабораториях. Примеров, когда подобного взмаха так  и не сумели совершить некоторые наши биатлонисты, увы, достаточно. Вспоминаем Юрьеву, вспоминаем Ярошенко. Нельзя, конечно, никого винить в силу неознакомления с обстоятельствами. Однако немного некомфортно и даже опасливо следить за внушительным отрывом нашего спортсмена от преследователей в свете существующей проблемы. Как известно, «как бы чего не вышло». Тем более, что по антидопинговым делам у нас занимается человек с такой «говорящей» фамилией.

5. Губерниев 

Его можно уважать, можно любить, можно и не очень. По недавнему интервью Sports.ru о Дмитрии и вовсе может сложиться несколько противоречивое впечатление. В чем точно нельзя ему отказать – так это в таланте ведущего. С его эмоциональной мощью на корпоративах точно не должно быть скучно. Подобное наверняка просто исключено. Я не могу отказывать ему и в таланте комментировать спорт (и биатлон в частности), но трудно спорить, что порою он явно перегибает палку. Воспринимать комментарии Губерниева не сложно – сложно поверить в то, что Чудов еще «может» с 10 места после последнего огневого рубежа, что Слепцова отыграет 2 минуты перед последним виражом на финиш, а эстафетная команда заваливает 3 гонку подряд из-за проблем психологического характера. Патриотизм и псевдопатриотизм Дмитрия проявляется практически в каждой гонке. Русский голос биатлона крайне прочиворечив – вместе с ним можно и с удовольствием «топить» за наших, а можно и желать сопровождения в виде свиста пуль или прекрасного перфоманса на каком-нибудь из элитных немецких этапов.   

Ну и, конечно же, несмотря ни на что - Вперед, Россия!