Да, Россию действительно могут отстранить от Игр-2020. У МОК есть все основания
В нашей легкой атлетике бесконечно полыхает.
Теперь мир обратил внимание на подозрительное дело Данила Лысенко – вице-чемпиона мира по прыжкам в высоту. Летом 2018-го его отстранили за пропуск трех допинг тестов за год; этой весной возникли догадки, что наша сторона перестаралась с оправданиями.
Вроде как в CAS поступили сфабрикованные доказательства, что Лысенко невиновен – и, возможно, во всей этой истории участвовал босс федерации (ВФЛА) Дмитрий Шляхтин. Кто забыл, по протоколу нашей легкой атлетики не существует 3,5 года – после допингового урагана членство ВФЛА в международной федерации приостановлено.
Следующая неделя в этом смысле – важнейшая.
На днях Россия закрыла долг перед IAAF (3,2 млн долларов) – этот критерий оставался последним в большой дорожной карте по восстановлению. Теперь мы справедливо рассчитываем на возвращение флага – вопрос рассмотрят 8-9 июня на совете IAAF в Монако. Подвисшее дело Лысенко сильно портит расклад.
Сегодня британская The Sunday Times выстрелила инсайдом: из-за вероятного жульничества в защите Лысенко России грозит отстранение от Игр-2020.
Что не так с делом Лысенко?
Наша сторона отправила документы, из которых следует, что Лысенко не был доступен для тестирования по независящим от него причинам: он болел и пропустил визит допинг-офицеров. Слушания выявили расхождения между устными показаниями спортсмена и письменными доказательствами, а, по информации «Матч ТВ», фамилии помогавших ему в фальсификации чиновников Лысенко выдал в обмен на сокращение возможного наказания.
Источник британцев утверждает, что документы о болезни подписаны несуществующим врачом, а по адресу клиники, выдавшей справку, стоит разрушенное здание. Вероятно, многие из нас лечились в таких больницах, но тут другой случай – регистрационные номера тоже поддельные.
Антикоррупционный легкоатлетический орган Athletics Integrity Unit (AIU) забрал все данные с компьютеров из офиса ВФЛА, Дмитрий Шляхтин несколько недель назад побывал на допросе.
Дальше The Sunday Times приходит к жуткому выводу: российских спортсменов отстранят.
Причем шапка материала (оригинал – здесь) не допускает разночтений: «Россия столкнется с новым олимпийским баном за допинг. Страна может быть отстранена от Игр в Токио из-за подделки документов, скрывающих использование допинга».
Шляхтин взял оборону в классической для наших реалий риторике: «Статья The Sunday Times, на мой взгляд, является типичным примером того, когда желаемое журналистами этого издания выдается за действительное. Исходя из практики, выходы такого рода заметок происходят именно в преддверии совета IAAF».
Вообще, по делу Лысенко крайне мало информации – отстранение длится почти год, но до сих пор нет ни официального наказания, ни оправдания. Зато есть подозрения, что руководство федерации выстроило липовую защиту.
Глава РУСАДА Юрий Ганус, явно знающий больше нас, прервал тревожную паузу: в открытом письме в ОКР он призвал отстранить все руководство ВФЛА и всех тренеров сборной. А новое правление предварительно согласовать с IAAF.
Ганусу корректно отказали на всех уровнях. А он предупреждал не зря.
На каком основании Россию могут отстранить от Игр?
Вполне может быть, что The Sunday Times ошибся в прогнозе. Но их заголовок и посыл – точно не ошибка толкования: речь не о легкоатлетах, а именно о всей российской заявке на Олимпиаду-2020.
В это трудно поверить, но МОК действительно вправе наказать ОКР за махинации даже единственного чиновника из конкретного вида спорта. Здесь слишком безжалостные и нетерпимые правила к жуликам. И вот почему.
В 2015 году МОК принял незаметный, но важный документ – «Кодекс олимпийского движения для предотвращения манипуляций с соревнованиями». Тогда же на него добавили ссылку в параграфе «59. Меры и санкции» Олимпийской хартии.
Вот он:
«В случае любого нарушения Олимпийской хартии, Всемирного антидопингового кодекса, Кодекса Олимпийского движения по предотвращению манипуляций на соревнованиях или любого другого нормативного акта Сессия, Исполком МОК или дисциплинарная комиссия могут принять следующие меры и санкции в отношении НОК:
а) временное отстранение (Исполком МОК); в каждом конкретном случае Исполком определяет последствия для НОК и его спортсменов;
б) лишение предварительного признания (Исполком МОК);
в) лишение окончательного признания (Сессия); в данном случае НОК теряет все права, которые ему предоставляются в соответствии с Олимпийской хартией».
Очевидно, что за любым нарушением Кодекса Олимпийского движения по предотвращению манипуляций на соревнованиях может следовать отстранение.
А теперь идем в главу «2. Нарушения» и находим, например, такой пункт:
«2.6. Отказ от сотрудничества (действителен в том числе и для руководителей спортивных организаций):
1. Отказ сотрудничать с любым расследованием, проводимым спортивной организацией в связи с возможным нарушением настоящего Кодекса, включая непредоставление точной и полной информации и/или документации и/или доступа или помощи, запрошенных компетентной спортивной организацией в рамках такого расследования.
2. Воспрепятствование или задержка любого расследования, которое может быть проведено спортивной организацией в связи с возможным нарушением настоящего Кодекса, в том числе сокрытие, подделка или уничтожения любой документации или другой информации, которая может иметь отношение к расследованию».
ВФЛА, руководимая Шляхтиным, – юридический член ОКР, который обязан выполнять все законы МОК и отвечать за нарушения. Если подтвердится, что документы для Лысенко фальсифицировали при участии российских чиновников, то ответственность вполне может оказаться коллективной.
Ближайшая сессия МОК – 24-26 июня в Лозанне: разумеется, российского вопроса в повестке нет. Но теоретически комитет может обновить ее или собраться вне графика.
Фото: globallookpress.com/Petr Sznapka/CTK, Mandoga Media, via www.imago-ima/www.imago-images.de; thetimes.co.uk; РИА Новости/Антон Денисов; instagram.com/danil.lysenko240