У Колобули на завалинке
С удивлением обнаружил среди блогеров полное неуважение к труду. Если спортсменка добивается крупных успехов, ей почему-то пытаются присвоить титул Королева биатлона, хотя спортсмен всю жизнь пахал на тренировках: потом и кровью шел к своим победам, не обращая внимания на обидные неудачи. Я бы назвал таких спортсменов Героями биатлонного труда - почётного и тяжёлого труда.
Принцесса биатлона, приехав на свой первый чемпионат мира среди взрослых, улыбалась и раздавала автографы ещё до старта. Болельщики её боготворили и без побед – принцессу любили просто за то, что она принцесса. Наулыбавшись во всю ширь своей божественной улыбки, коронованная персона в спринте, своей первой гонке, допустила сразу два промаха. И что вы думаете произошло - ничего: небо не рухнуло на землю, реки не вышли из берегов – принцесса повесила себе на шею первое золото. Во второй гонке, с четырьмя промахами, пришло второе золото. За участие в эстафете – нарисовалось и третье. Вот так без особых усилий и напряжения принцесса по воле Бога стала Королевой. На ОИ в Ванкувере в гонке преследования Королева улыбалась на дистанции за километр до финиша – такую вольность могут позволить только избранные персоны, но никак не простые смертные. Быстро осознав, что гоняться по полям это некоролевское дело, спортсменка отбыла в свой загородный дворец, где продолжает наслаждаться жизнью. Это действительно королевская карьера: лёгкая яркая стремительная и завораживающая. Королева одна и с этим пора смириться.
В биатлоне много было и есть прекрасных спортсменок, которые имеют громкие титулы и выдающиеся достижения, но не нужно их сажать на трон по одной простой причине, они почётные труженицы биатлона, а не королевы. И болельщики любят и ценят своих кумиров, именно за самоотверженный труд и преданность спорту. Они тяжело и упорно шли к славе, на которой лежит печать упорной многолетней работы. Это другая сторона спорта: совсем не королевская – но однозначно более почетная и уважаемая.
Болельщики, на мой взгляд, звание Герой биатлонного труда гораздо почётнее титула Королева биатлона.
И небольшая подборка женского портрета на эту тему из страны, которой уже нет.
Куликов И.С. Физкультурница. 1929.
Холст, масло. 79 х 58. Муромский историко-художественный музей.
Картина-портрет имеет реальный прототип – это ткачиха Пана Иванова, комсомольский вожак ткацкой фабрики «Красный луч». Острый, направленный прямо на зрителя взгляд девушки будто бы спрашивает: «А ты готов сдать нормы ГТО?».
А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке. 1932.
Холст, темпера. 102 × 64 см. ГРМ, Санкт-Петербург.
На холсте крупным планом изображена фигура и лицо девушки – Евгении Адамовой. Автор выбрал молодую жену одного партийного работника как прекрасный образец передового советского человека. Известно, что девушка была школьной учительницей. Но глядя на портрет, можно узнать намного больше об этом человеке. Футболка на теле выступает символом современности. Футболка в черно-белую продольную полоску кажется недорогой, лаконичной. Больше привлекает стремительный разворот тела модели, выражение ее светлого лица. Взгляд голубых глаз уверенный, непоколебимый, готовый к решительным действиям. Черты лица типично русские, гармоничные, спокойные. Слегка откинутые назад волосы короткой стрижки придают портрету дополнительную динамичность. Самохвалов стремился запечатлеть идеальный женский образ смелой, открытой новому, готовой к труду и подвигу комсомолки. В результате вышел портрет с поразительно прекрасным сочетанием лиричности и героизма. «Девушка в футболке» стала символом СССР. Ее даже называли «советской Джокондой» – настолько популярной стала картина. Теперь это полотно напоминает о прошлом, о его лучшей стороне. Оно дарит положительный заряд настроения.
Александр Александрович Дейнека – 1936 Бегунья.
Х. , м. 90х65 . Национальный музей «Киевская картинная галерея».
Александр Александрович Дейнека 1961-62 Юность.
Х., м. 130х234. Национальный музей искусств Азербайджана имени Рустама Мустафаева