У Колобули на завалинке
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне) . 1477/1478—1510.
Спящая Венера (Venere dormiente). 1510. Холст, масло. 108 × 175 см.
Дрезденская картинная галерея.
Свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты. Он представил ее в облике прекраcной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.
У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения.
«Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
Джорджоне скончался в возрасте 33-34 лет во время эпидемии чумы, заразившись от своей возлюбленной, которую отказался покинуть. «Спящая Венера» осталась незавершенной. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней. Картину закончил его ученик Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера.
У нас спортивный ресурс, и уверен, что на нём присутствует много действующих и бывших спортсменов. Читая работы по искусству, спортсмены несомненно задавали себе вопрос кто же лучший художник и какая самая знаменитая картина?
«Спящая Венера» несомненно №1 в мире в данной сюжетной линии. Многих великих художников это задевало, и они писали свой вариант женской красоты.
Тициан. Венера Урбинская. 1538.
Холст, масло. 119 × 165 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Мой любимый художник Тициан, который дописывал «Спящую Венеру», понимал значимость картины и не мог смириться со вторым местом. И дал Джорджоне грандиозный ответ «Венеру Урбинскую», которая тоже стала №1 в мире обнажённых богинь. Это, как сравнивать Майкла Джордана и Уэйна Гретцки – кто из них лучше. Чтобы спортсменам было понятнее.
Тициан в той же позе показал совершенно иное отношение к женской красоте. У Тициана был своеобразный юмор: его Богиня – это проснувшаяся Венера.
Эта Венера богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную наготу. В руке она держит букет роз традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Однако, черты лица богини совершенно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Если сравнить картину со Спящей Венерой Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца, со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи.
Венера Джорджоне — любовь идеальная, божественная, небесная, а потому — недоступная. Венера Тициана — откровенно манящая, соблазняющая, земная, чувственная любовь.
Франсиско Гойя. Маха обнажённая. ок. 1797—1800.
Холст, масло. 97 × 190 см. Музей Прадо, Мадрид.
Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения (имеются в виду «Венеры» Джорджоне и Тициана) выступает Гойя в своих знаменитых «Махах», в «Махе одетой» и «Махе обнаженной» —в которых он нанес удар академической школе. Даже передовых критиков XIX в. смущало и нарушение академически выверенного рисунка (Гойю обвиняли в том, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.),и то чувственное начало, которое так ощутимо в образах мах.
И не знает маха страха,
И неведом махе стыд,
И кого захочет маха,
Непременно обольстит.
Маха, сладкая, как манго,
Терпка, как бокал вина,
В церкви маха просто ангел,
А в постели — сатана.
И её в костюме Евы
Невозможно не любить,
И порою королева
Тоже хочет махой быть.
И одетой, и нагою
Возбуждает пыл в крови,
И она под кистью Гойи
Символ секса. Не любви.
Эдуар Мане. Олимпия.
1863. Холст, масло. 130,5 × 190 см. Музей Орсе, Париж.
Конечно, это ассиметричный ответ Тициану и Джорджоне.
Для нас «Олимпия» - такая же классика, как полотна старых мастеров, поэтому современному любителю искусства не просто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона 1865 года, разразился скандал, какого еще не видел Париж. Дошло до того, что к произведению Мане пришлось приставить вооруженную охрану, а потом и вовсе перевесить его под потолок, чтобы трости и зонты негодующих посетителей не смогли дотянуться до полотна и повредить его. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, /…/, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска»… Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения».
Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска.
1814. Холст, масло. 91 × 162 см. Париж Лувр.
Следуя примеру художников Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы. В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками.
Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
Диего Веласкес. Венера с зеркалом.
ок. 1647—1651. Холст, масло. 122 × 177 см. Лондонская Национальная галерея.
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Похожие картины можно встретить у Джорджоне («Спящая Венера») и Тициана («Венера Урбинская»). В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом.
«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. В конце XVIII века висело во дворце герцогини Альбы подле вдохновлённой ею «Махи обнажённой». После смерти герцогини куплено Годоем, в 1813 г. перевезено в Йоркшир.
Спящая биатлонная Венера.
Итак, выбирайте кто лучший художник, и где лучшая картина.