6 мин.

У Колобули на завалинке

Ярошенко Николай Александрович (1846 – 1898). Курсистка.

1883. Холст, масло 131х81. Калужский музей изобразительных искусств.

При представлении  картины мы столкнулись с серьёзными трудностями политического и исторического характера. Которые героически попытались преодолеть.

Дело в том, что существуют два очень близких по содержанию полотна под названием «Курсистка» - одно находится в Калужском музее изобразительных искусств, а второе - в Национальном музее «Киевская картинная галерея», который совсем недавно назывался Киевский музей русского искусства.

Поразмышляв над ситуацией, приняли решение опубликовать оба варианта.

Калужский вариант решён с большей чёткостью и в более тёмных тонах. У киевского варианта светлее фон с использованием различных подробностей прорисовки деталей для привлечения зрительского внимания.

Молодая женщина спешит на учебу. Она одета скромно, в темное платье с белым воротничком, на плечах легкий, отливающий синевой, плащ, на голове черная шапочка. Под мышкой женщина держит учебники – так же, как это делают все студенты на свете. Под ногами у неё мокрая, блестящая мостовая. Видимо, прошел дождь. Слева от неё и справа от зрителя стена, с другой же стороны картина ничем не ограничена, уходя в кажущуюся бесконечность. Лицо женщины – самое примечательное на картине. Она очень молода, у неё узкий подбородок, красиво изогнутые брови. Смотрит она чуть в сторону, не на зрителя, и взгляд у неё рассеянный и чуточку растерянный, так, как будто она не совсем уверена в том, что делает.

Информация к размышлениям. Моделью для картины послужила Анна Константиновна Дитерихс (1859 – 1927). Дочь генерала. Художник Николай Ярошенко был в звании генерал-майора.  

1880-е года – сложное для женщин время: полемика по поводу высшего женского образования не утихала; государство то и дело “осторожничало” в этом вопросе. Высшие учебные заведения для женщин даже не назывались университетами, а именовались курсами. Их слушательницы – курсистками. Многие горожане, увидев на улице молодую девушку со связкой книг, бросали на нее неодобрительный взгляд.

“Антипатичная девица с выпученными глазами”, “гермафродит”, “дочь Каина”, “безобразная и нечистоплотная барышня”, – как только не отзывались ярые критики о картине Николая Ярошенко “Курсистка”. Представив свое полотно в 1883 году на 11-ой выставке художников-передвижников, живописец вызвал неоднозначную реакцию публики: кто-то восторгался картиной, видя в молодой девушке собирательный образ всей учащейся молодежи, решительной и непреклонной в своем праве на образование, подавляющее же большинство негативно отнеслось к “Курсистке”, вовсе назвав ее “дурно написанным этюдом”. Источником отрицательных отзывов преимущественно были те, кто в принципе считал идею женского образования недопустимой.

Именно поэтому картина Ярошенко вызвала сильный общественный резонанс. “Курсистка” – первая иллюстрация учащейся русской женщины, своеобразный вызов устаревшим устоям общества, борьба за право женщин на образование. Как говорили современники, от картины “веяло духом протеста”.

Прошло не так уж много времени со дня выставки полотна: современные женщины взяли себе возможностей больше, чем могут съесть. Бедные давятся, но продолжают упрямо лезть в чисто мужские области и ничто не может их образумить. Женщины сами научились протестовать и прекрасно обходятся без посторонней поддержки. К примеру, Магдалена, снялась в нижнем белье, тем самым выразив протест Германии, которая не хотела видеть в Лене серьёзную фрау и продолжала наслаждаться её девичьим образом. Её подруга по команде  переплюнула Нойнер и снялась в журнале Playboy, показав всему миру обнажённый биатлон.

Пришла пора помочь женщинам вернуть женский образ – это под силу только настоящим мужикам.   

 Картина художника Поля Гогена «Две таитянки» 1899 г.

Холст, масло. 94 x 72,4 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

 ГОГЕН Поль (1848-1903) -  французский живописец, скульптор, мастер керамики, гравер, крупнейший представитель постимпрессионизма.

Когда читаешь биографию Гогена, то умиляешься, как глубоко отрицательного персонажа сумели превратить в достойного человека. Поль был законченным эгоистом, ставившим на первое место только свои мечты в ущерб близким людям. Он бросил работу, чтобы стать великим художником, что привело к нищенскому состоянию его семьи. Жена ушла от него к родителям, забрав детей.

В поисках вдохновения Гоген решил обосноваться на Таити. Там будущая знаменитость и нашла неисчерпаемый источник вдохновения: наркотики, 13-14 летние местные красавицы и венерические болезни. Картины шли одна за другой, но современники их не понимали. Умер художник в нищете.

Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания. Гоген стал великим и все его похождения стали трактоваться, как тернистый путь к мечте.

Мы сдержанно относимся к постимпрессионистам и считаем, что здесь больше пиара, который умело был проведён для создания рынка картин. Думаем, заоблачные цены  не соответствуют многим полотнам этого направления – но это наше личное мнение и мы не навязываемся.

Избрала тернистый путь к своей мечте и одна знаменитая российская фигуристка, которая решила поискать вдохновение для своего творчество в заморских странах. Олимпийская медаль всё – остальное ничто: базовое мировоззрение молодой спортсменки. Посмотрим, к чему это приведёт.  

 

 Автор: И.Н.Крамской (1837-1887). Портрет С. И. Крамской, дочери художника.

Холст, масло. 119,5х70. 1882 г. Государственный русский музей.

Соня действительно была очень изящной — Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней. Но женихом её стал другой — Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты... Но Сергей неожиданно для всех влюбился в подругу невесты Александру Третьякову. Помолвка оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги.

Константин Сомов. Дама в голубом.

1897—1900. Холст, масло. 103 × 103 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В образе таинственной Прекрасной Дамы художник изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868—1905).

Это — женщина конца XIX века. Всё в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в её больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями…

Маковский Константин Егорович [1839—1915].  Гладильщица.

Холст, масло. 61 x 50. 1900-е. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».

Картина испанского художника Пабло Пикассо «Женщина в белом»

1923 г. Смешанная техника. 99.1 x 80 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

А. А. Мурашко (1875-1919). Портрет девушки в красной шляпе

Киевский государственный музей украинского искусства