7 мин.

В русском биатлоне – перезагрузка. Еще бы избавиться от Тихонова

Первые наблюдения Копачева и Самбура.

Президент СБР Владимир Драчев (слева) и Александр Тихонов

Тренеры и правление

Владимир Драчев у руля русского биатлона всего полмесяца. Это, конечно, дико мало, чтобы делать выводы. Но и вполне достаточно, чтобы поделиться первыми ощущениями. В конце концов, ключевые назначения позади:

• выбрано Правление, где много новых лиц (Нуждов, Ермашов, Черезов, Левунин etc). Правда, решительных и опытных руководителей в нем мало.

• назначены тренеры, и там тоже хватает новичков; один, правда, громко анонсировался, но так и не назначен. Речь о Валерии Польховском.

• определились спортсмены, которые пойдут на централизованную подготовку. И есть неожиданности.

У Драчева много энтузиазма, но с готовой командой – и это уже очевидно – он в биатлон так и не вступил. Более того, чтобы обыграть Майгурова на выборах, депутат много пообещал регионам, завысил бюджет и совершил, пожалуй, главную ошибку – воспользовался поддержкой Александра Тихонова. С ним точно нельзя иметь никаких дел, и это понял (правда, очень поздно) даже его близкий друг – экс-президент СБР Александр Кравцов.

Вздорный старик, которому пошел восьмой десяток, проявил себя сразу, заблокировав назначение Польховского (у них давняя вражда). И как бы сейчас не оправдывался Драчев, вышло некрасиво. Тем более, президент сам хотел видеть опытного тренера в сборной, а Правление проголосовало «за».

Главный козырь в колоде Драчева – 68-летний Анатолий Хованцев. С ним он побеждал 20 лет назад как спортсмен, ему же сейчас доверил мужскую команду и пост главного тренера. Не вина Хованцева (отличного специалиста, который жил в Финляндии и привел Юрлову к золоту ЧМ-2015), что в русском биатлоне так и не появилось молодых и толковых тренеров. Все без толку ходят по кругу.

Но Драчев не предложил альтернативы. А доверие Хованцеву, по натуре не лидеру, – слишком опрометчиво. Есть ощущение, что сплотить вокруг себя команду, где столько разношерстных спортсменов и тренеров, ему не удастся. А подчинить – в силу характера (что мог бы Польховский) – точно не получится. Хованцев – хороший исполнитель и методист, но не строгий начальник. А позиция главного тренера в русском биатлоне требует именно такой роли.

На контрасте выглядит назначение старшим тренером женщин 34-летнего Виталия Норицына. У него хороший контакт с командой (почти все девчонки хвалят его методику), а со стрелковым специалистом Павлом Ланцовым они и вовсе дополняют друг друга. Пожалуй, именно комфорта и спокойствия нашей команде не хватало последние годы. Падать ниже некуда – а выбираться из ямы, в которую угодил женский биатлон, лучше с молодым и талантливым специалистом.

Смущает только, что за спиной Норицына – опытный Леонид Гурьев (ему 63 года) с диктаторскими замашками (мы так и поверили, что он не будет управлять) и непотопляемый Николай Загурский. По этим тренерам большие вопросы: Гурьева еще в прошлом году уволила Тюмень, и весь прошлый сезон он числился аналитиком резервисток. Загурский из специалиста комплексно-научной группы неожиданно переквалифицировался в тренера по стрельбе.

Леонид Гурьев (слева) и Николай Загурский

Андрей Падин и Сергей Коновалов, провалившие в олимпийском сезоне работу с мужской и женской основой, возьмутся за резерв. В комментариях уже шутят и всерьез опасаются за молодежь. Но это точно не худший вариант: харизмы и авторитета для топов им не хватает, а знаний для резерва – вполне.

Команда

Русский биатлон устроен так, что сколотить идеальную сборную невозможно – очередь всегда длинная, а занимают ее в основном средние исполнители. На 3-4 спорных позиции претендует с десяток равных гонщиков – недовольные точно будут. 

Выходов два:

1) полностью доверять тренерскому выбору – звучит здорово, но, пожалуй, ни один тренер не заслужил доверия. Новый тоже пока не вызвал;

2) опираться на рейтинг СБР – такой же противоречивый, как рейтинг ФИФА, но другого нет.

Владимира Драчева уже привычно занесло в высказываниях: «восемь первых по рейтингу – и поехали» не получилось – но ориентир понятен, попытка засчитана. Состав почти не возмущает – наверное, это самый приятный сюрприз от нового СБР.

***

Мужчины: Шипулин, Логинов, Бабиков, Цветков, Гараничев, Малышко, Пащенко – это первая семерка рейтинга, всех вызвали в основу. Вместо Алексея Слепова (8-я строка) к команде присоединится Семен Сучилов (9-я).

Слепову – 31, Сучилов младше на 6 лет. Но вряд ли решающим фактором стал возраст; Анатолий Хованцев весь прошлый сезон индивидуально тренировал Алексея и, видимо, что-то понял – Слепов не попал и в резерв. Сучилов для своих лет не впечатлял даже на Кубке IBU (ни одного подиума), но в его случае все выглядит просто как соблюдение порядка.

• Если ротация между основой и резервом будет такой же динамичной, как обещают, то для Малиновского и Поршнева пока достаточно второго состава. У обоих минимальный опыт на Кубке IBU; лучше начать оттуда и показать себя с первых этапов – когда конкуренция максимальна.

Матвей Елисеев, в чьем прогрессе уверен Рикко Гросс, за две зимы из топ-10 личных гонок Кубка мира вывалился в резерв. Как хорошо, что в суматохе с выборами про бесполезного немецкого манекена забыли. А ведь могли же и переподписать – он хотел.

30-летний Алексей Волков возвращается на Кубок России – закономерный итог самоподготовки. Волков провалил международный сезон: для основы не хватило баллов в рейтинге, а в резерв не брали людей старше 25 лет.

Антона Шипулина включили в состав, но это не означает, что он остается в биатлоне. Решения нет. Если Антон продолжит, формат все равно под вопросом: мини-группа рассыпалась, а идти в большую Шипулину не хочется. 

***

Женщины: Юрлова, Кайшева, Виролайнен, Егорова, Миронова – все в топ-8 рейтинга СБР и в основе. На остальные три места как будто кинули жребий.

• Все потому, что вакансии открыли ушедшие в декрет Акимова и Услугина. Если у нашей незатейливой женской команды и был запас прочности, то с ним стало хуже – обе пригодились бы как минимум в личных гонках.

В основе нет Маргариты Васильевой; по полному рейтингу она 6-я, без Акимовой и Услугиной – 4-я. Не похоже, что дело в возрасте – Маргарите, мощно выступившей в марте на ЧР, далеко даже до 30 лет. Но пока только резерв. Там же и Лариса Куклина – 9-я по рейтингу, 7-я без ушедших в декрет. 

Не то чтобы это критичные потери (к тому же с учетом возможной ротации), но принципиальности, проявленной в мужской части, не хватило.

В это странное домино выиграли Виктория Сливко (12-я в рейтинге), Кристина Резцова (13-я) и Валерия Васнецова (35-я) – ей только-только исполнился 21, в команде нет никого младше.  

Виктория Сливко опять в команде

Ставка на Резцову с Васнецовой – шаг к омоложению (шаг неуклюжий, но с возвращением полной квоты его можно позволить). Сливко привычно в сборной – сборная-то как-нибудь справится, но по сути это характеристика всему тюменскому биатлону: регион с лучшими в стране условиями уже несколько лет производит гонщиц только такого уровня.

***

Пока мы все это пишем, в Австрии проходит конгресс IBU, где как раз обсуждается вопрос о восстановлении статуса СБР. Пока он, напомним, временный, а без постоянного членства наши представители не смогут выдвигаться ни на какие должности в Международный союз. Дедлайн заявок – 7 июня.

Бессменного президента IBU Андерса Бессеберга больше нет, защищать нас некому. И IBU почти наверняка припомнит новый допинг-случай с Глазыриной – хорошо, если только сократит квоту на Кубок мира. А может быть, куда более жесткое решение.

Драчев в Австрию не поехал. Удар будет держать его соперник по выборам-2018 – Виктор Майгуров.

Фото: globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24; РИА Новости/Алексей Филиппов; biathlonrus.com/Андрей Аносов/СБР