13 мин.

Артефакты. Зал № 2. СССР (Сокол, Аргонавты, Садко, Скифы, Оловянные солдатики)

фото

Зал № 1 (Count Five, May Blitz, Arzachel, Asylum Choir, The Third Bardo)

Советский рок-н-ролл начался в 1961 году с "Песни о морском дьяволе" из кинофильма "Человек-амфибия", написанной композитором Андреем Петровым, поэтом Сергеем Фогельсоном и прекрасно исполненной джаз-вокалисткой Нонной Сухановой. Новые энергичные ритмы покорили молодежь по всему Советскому Союзу, до сих пор находившейся под впечатлением от полета Юрия Гагарина в космос. Было ощущение, что с началом 1960-х начиналась новая эпоха, устремленная вперед и ввысь, к прогрессу, к торжеству человеческого разума и духа. Новая эпоха требовала новых ритмов - быстрых, мощных, точных. Так рождался звук первых советских ВИА. Пели советские исполнители чище и профессиональнее своих западных коллег, играли тоже качественно (у большинства было музыкальное образование), но зато очень сильно отставали в количестве своего материала и еще больше - в качестве инструментов, аппаратуры и звукозаписи.

Однако неверно говорить, что советский поп-рок был вторичным по отношению к западному. Это был самобытный жанр, вобравший в себя традиции академического вокала, продуманных оркестровых аранжировок, джазовые гармонии, национальные мотивы многочисленных народов и этносов, проживавших на территории СССР. К тому же если на Западе у молодых музыкантов фактически не было ограничений в свободе самовыражения и существовало множество звукозаписывающих компаний и лейблов, то в Советском Союзе деятели культуры (в том числе, музыкальной) творили в рамках единой для всех коммунистической идеологии, были вынуждены проходить через худсоветы и существовала лишь одна официальная звукозаписывающая фирма - "Мелодия". Молодые советские ребята, успевшие услышать The Beatles, The Shadows и другие популярные западные группы, были вынуждены либо находиться в андеграунде и играть подпольные концерты в дворцах культуры или на студенческих встречах, либо искать различные лазейки, чтобы записать свои песни официально. О том, как первые советские гитарные коллективы это делали, какие отношения у них складывались с "компетентными" органами, и какие коллизии случались по этому поводу, мы и поговорим сегодня.    

 

Сокол

Город: Москва

Годы активности: 1964-1969

Группа "Сокол", получившая свое название в честь одноименного района Москвы, где жили основатели этой команды Юрий Ермаков и Игорь Гончарук, может считаться культовой, как минимум, по трем причинам. Во-первых, именно они играют главную тему в легендарном мультфильме Федора Хитрука "Фильм, фильм, фильм" (поет там, кстати, Леонид Бергер, вокалист группы "Орфей", будущий вокалист "Веселых ребят"). Во-вторых, именно они записали в 1965 году песню "Где тот край", которая считается первой рок-песней на русском языке. В-третьих, уже в середине 1960-х гг. у группы "Сокол" был свой менеджер/продюсер/импрессарио, а именно Юрий Айзеншпис, работавший впоследствии с группами "Кино", "Технология", "Моральный кодекс" и различными поп-исполнителями 90-00-х гг., от Влада Сташевского до Димы Билана.

Уже к 20 годам Айзеншпис имел славу одного из самых популярных форцовщков и меломанов Москвы, способного достать самые редкие пластинки (или как говорили тогда, пласты) западных рок-групп. Осенью 1964 года Ермаков и Гончарук встретились около метро с Айзеншписом, в руках которого был пласт свежего альбома "битлов" "A Hard Day`s Night". Поговорили о музыке, после чего решили создать группу. Айзеншпис привел барабанщика Сергея Тимашева и клавишника Вячеслава Черныша - состав был собран. На деньги, полученные от продажи пластинок, Айзеншпис купил первые "фирменные" инструменты. Сотрудники НИИ фото- и кинематографии сделали для группы пульт, усилители и колонки. В Муроме купили электроорган "Юность", первую партию которых тогда выпустил местный завод радиотехники. Репетиционной базой стал ДК им. Курчатова, там и была создана легендарная песня "Где тот край" и несколько других вещей.

Репертуар был готов, встал вопрос где выступать и как. Договориться об официальных выступлениях в то время было нереально и тогда Айзеншпис предложил организовать "сейшн", то есть вечер отдыха с музыкальным сопровождением. Он договорился с дирекцией кафе "Экспромт", расположенного на площади Кучатова, о том, что у них состоится вечер отдыха, на котором будет играть оркестр. Билеты были сделаны из почтовых открыток с изображением какой-то птицы, напоминавшей сокола. На обороте был написан следующий текст: "Дорогой друг! Мы приглашаем тебя на вечер встречи с вокально-инструментальным ансамблем "Сокол". Этот вечер состоится в кафе "Экспромт" 6 октября 1964 года". Среди друзей и знакомых музыканты распространили около 80 таких открыток. Билет на первый рок-сейшн стоил прилично - 5 рублей, из которых 4 пошли на "стол", рубль - группе.

Впоследствии эту схему стали применять и на других площадках, в результате чего "соколы" стали очень популярны сначала в пределах своего района, затем Москвы, а позже, устроившись в Тульскую областную филармонию" и сменив название на "Серябряные струны", объездили весь Союз. Среди их публики были как бандиты и путаны, так и курсанты высшей школы КГБ. До "Сокола" считалось, что петь рок на русском языке невозможно (сложная фонетика, неподходящий для рок-н-ролла порядок слов в предложении, длинные и составные слова), однако участники группы доказали обратное, став первопроходцами. Вслед за ними пошли другие группы и исполнители.

"Сокол" не оставил после себя записей за исключением упомянутой темы из "Фильм, фильм, фильм". Уже в начале 90-х участники группы собрались, чтобы записать две своих самых известных песни - гимн московских хиппи 60-х "Солнце над нами" и, разумеется, "Где тот край". Слушаем первую рок-песню на русском языке

 

Аргонавты

Город: Москва

Годы активности: 1964-1970

Основатели группы "Аргонавты", Георгий Седов и Игорь Крутов, студенты Московского инженерно-физического института (МИФИ), первоначально назвали свой коллектив "Гарик и Горик". В 1965 году, когда они услышали на концерте в МИФИ выступление группы "Сокол", они решили создать полноценную бит-группу. Появилась мечта, осуществить которую оказалось не так просто. Игорь и Георгий репетировали, как одержимые, целое лето просидев в Тушино, во дворце культуры. Репетиции не прошли даром и уже на осеннем выступлении они показали качественно новый уровень игры. Постепенно в групу вошли еще трое музыкантов: Владимир Силантьев (гитара, вокал), Владимир Шамис (клавиши), Юрий Радашевич (барабаны). Вскоре "Сокол" уехал на гастроли на полтора года и главной бит-группой Москвы стали именно "Аргонавты".

Группа быстро приобрела популярность, ее приглашали выступать на телевидении. "Аргонавты" выступили на "Гоубом огоньке", а композиция "Кремлевские куранты" стала использоваться как заставка на телевидении (по окончании вещания появлялась надпись "Не забудьте выключить телевизор" и звучала инструментальная композиция "Аргонавтов"). В 1967 году в "Аргонавты" приходит солистка Галина Зейдель, которая сама писала песни и обладала отличными вокальными данными. После этого "Аргонавты" стали еще популярнее, так как девушка-фронтмен в бит-группе - это было в новинку. Отношения с вышестоящими органами у группы складывались более-менее гладко, они не подвергались гонениям и не испытывали особых трудностей с продвижением на сцене. 

История группы закончилась в 1970 году, когда перед музыкантами встал выбор: или вставать на профессиональные музыкальные рельсы или делать карьеру инженера–физика: писать кандидатскую, защищать докторскую, в общем, устраивать свою жизнь. Ребята выбрали второе и не стали делать из рока профессию, оставив свои чистые музыкальные опыты в прошлом. Из творчества "Аргонавтов" мы послушаем лирическую композицию "Маленькая колдунья" образца 1967 года. Слушая эту вещь, я думаю о том, что Галя Зейдель при должной работе продюсеров смогла бы стать советским ответом Грэйс Слик из Jefferson Airplane и сделать отличную карьеру рок-дивы. Но в то время ни о какой коммерческой составляющей успеха и рекламной кампании речи быть не могло, лишь голый энтузиазм и желание творить, поэтому про Галю сейчас помнят лишь бывалые меломаны. А песня замечательная, да и запись для того времени весьма приличного качества.

 

Садко

Город: Ленинград

Годы активности: 1966-1970

ВИА "Садко" создан в 1966 году студентом Ленинградской консерватории Дмитрием Кижаевым. В состав группы помимо Кижаева вошли его товарищи по консерватории: Валерий Кизельштейн (ритм-гитара) и Игорь Голубев (барабаны), а также выпускник института им. Лесгафта, мастер спорта по плаванию Александр Фохт (бас-гитара). В апреле 1967 года группа "Садко" отправилась на съезд молодых ученых Сибири в Тюмень, где отыграла серию концертов. А вскоре музыканты получили приглашение от Кишиневского университета. На Молдавском телевидении музыканты живьем отыграли целую телепередачу, в по ходу который лидер группы Дмитрий Кижаев рассказывал о биг-бите и показывал возможности электрогитары.

Через несколько месяцев в консерваторию, где учились ребята, пришло приглашение об участии в праздничном концерте, посвященном 50-летию КГБ СССР. Кижаев вспоминал, что поехали на концерт они с опаской, но оказалось, что "кэгэбэшники - это совершенно нормальные люди. Даже еще более отвязные! Они ведь прекрасно знали, что им можно больше, чем простому советскому человеку. Поэтому совершенно адекватно воспринимали нашу музыку".

В следующем году группа дала концерт для идеологического отдела КПСС. Кижаев вспоминает: "Мы играли на каком-то банкете партийных работников. Проще говоря: пьянка в Таврическом дворце. Поскольку считалось, что в таком месте петь песни The Beatles было нельзя, то наш проректор по научной работе завизировал мне программу, в которой я понаписал обработки классики, русских народных песен и Дунаевского. Перед тем, как мы начали играть, к нам подошел распорядитель вечера, уже " на стакане":

- Ребята, вы "Калинки-малинки" играете?

- А как же!

- А по-английски поете?

- Ну, вообще-то поем

- Так вот! Чтобы никаких "калинок-малинок"! Петь только на английском!"

В январе 1968 года группа выступила на вечере в Доме Композиторов, где специальных аплодисментов удостоилась "Кружевница" Станислава Пожлакова. Кстати, с Пожлаковым была связана и единственная изданная в те годы запись "Садко": они играли на его авторской пластинке "Ребята 70-й широты". В 1969 году основных музыкантов призвали в ряды Советской армии, Александр Фохт набрал новый состав ВИА и работал легально от карельской филармонии. Профессиональный коллектив поехал на гастроли по Украине, Крыму и Кавказу, совместно с молодым коллективом из Белоруссии "Лявоны" (будущие "Песняры"). В 1970 году из-за разногласий о будущем группа прекратила существование.

Основную часть репертауара "Садко" составляли перепевки и инструментальные обработки "битлов" и "роллингов", но был и оригинальный материал на русском языке. Послушаем номер под названием "Биг-бит", который участники "Садко" записали для музыкального фильма "Летний дождь", показанного на Ленинградском ТВ в 1967 году (если видео не открывается в посте, кликните на ютуб, клип сделан очень стильно)

 

Скифы 

Город: Москва

Годы активности: 1967-1971 

В те времена вся рок-н-ролльная жизнь в Москве формировалась вокруг вузов, главным из которых был МГУ, где учились будущие "Скифы": Юрий Валов - на юридическом факультете и Сергей Дюжиков - на филологическом. Молва о Дюжикове пошла еще за год до той встречи. Он родился в офицерской семье и в 13 лет судьба направила его отца в город Измаил, стоявший почти на границе с Румынией. Там Дюжиков мог не только слушать радио, но и смотреть по румынскому телевидению выступления знаменитых западных рок-групп.

Благодаря этому он был одним из немногих московских студентов, кто умел по рок-н-ролльному играть на гитаре и знал много приемов, которыми пользовались Чак Берри и Rolling Stones. В общем, его авторитет был непререкаем, а популярность среди молодых рокеров - огромна. И вот осенью 1967 года была образована группа "Скифы", в первый состав которой вошли: Сергей Дюжиков (лидер-гитара, вокал), Юрий Валов (ритм-гитара, вокал). Виктор Дегтярев (бас) и Юрий Малков (ударные), последние - также студенты биологического факультета МГУ. В течение 1968 года в группе сменилось три барабанщика и в конце концов, с осени 1968 года "Скифы" стали играть втроем: Валов взял в руки бас-гитару, а Дегтярев переместился за барабаны.

Инструментов и аппаратуры не хватало, поэтому приходилось все делать самим. Юрий Валов вспоминал, что выручали местные "кулибины", среди которых выделялся юный гений с физфака Виктор Кеда. Он сделал для "скифов" гитарный фузз и даже добился на нем эффекта флэнжера. Звучание достигалось следующим образом. Входной сигнал разделялся на два одинаковых независимых сигнала. Первый из них оставался нетронутым, а для второго осуществлялась задержка сигнала. Время задержки управлялось генератором частот, на выходе оба сигнала смешивались и часть выходного сигнала поступала с задержкой. Смешение сигналов и дало этот интересный эффект. Валов вспоминал, что у "битлов" такой эффект появился на записях лишь в 1969 году, а Виктор Кеда эксперементировал с ним уже в 1968-м!

В мае 1968 года "Скифы" приняли участие в смотре-конкурсе студенческой самодеятельности, состоявшемся во Дворце спорта в Лужниках, и стали там лауреатами. Отличившуюся команду отправили от ЦК ВЛКСМ на юг развлекать команду спортсменов-штангистов, готовящихся к Олимпийским играм в Мехико. В том же 1968 году "Скифы" снялись в фильме режиссера Г. Натансона "Еще раз про любовь".

"Скифы" прекратили свое существование в 1971 году, когда Дюжиков, Дегтярев и Валов влились в состав ансамбля "Голубые гитары", где и оставались до 1975 года, исполняя на концертах "фирменный" репертуар. В 1975 году все трое покинули "Голубые гитары". Дюжиков ушел играть в "Цветы", Дегтярев - в ВИА "Пламя", а Валов уехал в Америку, где с Александром Лерманом создал группу "Саша и Юра".

Слушаем песню "О чем плачут гитары" из репертуара ВИА "Голубые гитары", в которой на соло-гитаре играет Сергей Дюжиков с типично западными блюзовыми приемами.

 

Оловянные солдатики

Город: Москва

Годы активности: 1968-наст. вр.

Рекомендуется к прослушиванию: "Рассуждения" (1972)

У группы "Оловянные солдатики" есть много общего с группой "Сокол". Во-первых, они также начинали репетировать в районе Сокол, в подвале дома № 75 на Ленинградском проспекте, где начинали их старшие товарищи; во-вторых, они также записали хитовый номер для мультфильма (песенку "У попа была собака" в "Ну, погоди"); в-третьих, они также выступили первопроходцами  - записали первый в истории российской гитарной музыки магнитоальбом (я целенаправленно избегаю понятия "русский рок").

Изначально группа называлась "Hippopotamus", или «Бегемоты», и пропагандировала англоязычную музыку. Однако постепенно интересы музыкантов изменились. Они продолжали исполнять рок-н-ролльную музыку, но теперь исключительно на русском языке. Команда переименовалась в "Оловянные Солдатики", а в 1969-м у группы родился главный хит -  "Баллада о водосточной трубе", которая стала очень популярной у публики. Песня превратилась в народную, ее пели везде, порой не зная авторства.

К началу 1970-х гг. группа получила статус мегапопулярной, любое их выступление сопровождалось аншлагом и переаншлагом. В тот момент, когда концертная популярность "солдатиков" достигла пика, возникла потребность в записях. Лидер группы Андрей Горин вспоминал, что люди часто спрашивали на концертах о том, как бы им послушать музыку "Оловянных солдатиков" у себя дома. Социальный запрос сподвиг группу на эксперимент с записью. Однажды басист группы Юрий Лашкарев принес на репетицию импортный магнитофон "Грюндиг-121", монофонический, двухдорожечный, со скоростью движения пленки 9 см в секунду. Ни о каких наложениях и эффектах говорить не приходилось, песни исполнялись "живьем"от начала до конца, как на концерте. Гитарист "солдатиков" Сергей Харитонов вспоминал, что для записи были выбраны "обкатанные" вещи, которые часто исполнялись на концертах и хорошо принимались публикой.

Но в итоге получился не просто сборник концертных хитов, а полноценный концептуальный альбом. Основу концепции составили стебные рассуждения участников группы о смысле жизни, отсюда и название альбома - "Рассуждения". Записанный альбом распространялся среди друзей и знакомых бесплатно, так как по мнению музыкантов, этот альбом стал их реализованной мечтой, а мечту продавать нельзя. Андрей Горин вспоминал: "возникло ощущение, что  все эти песни впечатались куда-то в космос, туда, где все наши мысли хранятся, а не исчезло в неизвестном направлении". Через год после "Оловянных солдатиков", в 1973-м Юрий Морозов записал свой магнитоалбом "Вишневый сад Джими Хендрикса", после чего альбомные записи стали появляться все чаще. Но первыми эту дорогу проторили именно "Оловянные солдатики", которые впоследствии записали еще целый ряд альбомов и продолжают выступать с концертами до сих пор. С их первого альбома предлагаю послушать лирическую балладу "Март", в которой слышатся легкие психоделические нотки, а в тексте ощущается влияние поэзии "серебряного века".

P.S. Главным источником для подготовки этого материала послужила свежая книга музыкального журналиста и критика Владимира Марочкина  "Легенды советского рока. Рок-н-ролльная летопись советского союза" (М, 2017). Ссылки на конкретные страницы не даю, так как материал предназначен не для коммерческой, а исключительно просветительской цели. Всем интересующимся рекомендую эту книгу к прочтению. При копировании данного материала прошу указывать первоисточник.

На этом знакомство со вторым "советским" залом подошло к концу.

Всем спасибо за внимание!

До встречи на новых экскурсиях!