Вон из профессии! Допинговый позор «Спорт-Экспресса»
Некогда ведущая спортивная газета России обвинила ESPN в публикации «фейкового» материала о статистике тестирования, проведенного РУСАДА в 2017 году. При этом разразившийся праведным гневом журналист «СЭ» Олег Шамонаев оказался не в состоянии найти на сайте РУСАДА эту самую статистику, попутно нагородив кучу глупых и откровенно лживых заявлений.
С чего все началось
ESPN опубликовал статью, сопровождаемую довольно тенденциозными комментариями экспертов, но основанную на очень простых и корректно изложенных фактах — статистике тестирования российских спортсменов Российским же антидопинговым агентством (РУСАДА). Эта статистика показала, что в 2017 году РУСАДА не провело ни одного тестирования целого ряда очень известных российских спортсменов, в частности, лидера мужской биатлонной сборной Антона Шипулина, предполагаемого лидера женской биатлонной сборной Ирины Старых, теперь уже бывших призеров Сочи-2014 Александра Легкова и Максима Вылегжанина, лидера конькобежцев Павла Кулижникова и других.
Ознакомившийся с текстом Олег Шамонаев в своем ответе Чемберлену заявил, что «приведенные в статье ESPN факты и сделанные на их основы выводы ничего общего с действительностью не имеют. Это даже не пропаганда, в которой американские СМИ любят упрекать российских коллег, а самый настоящий фейк».
Как «Спорт-Экспресс» заблудился на сайте РУСАДА
Американские журналисты при подготовке материала использовали самые свежие данные РУСАДА — те, что были внесены в систему ADAMS до 9 ноября и охватывали период с 1 января по 31 октября 2017 года. Соответствующий pdf-файл с поименной статистикой (52 страницы с именами спортсменов, указанием вида спорта и числа тестов) размещен в недрах сайта РУСАДА. Всего организация за первые 10 месяцев года провела 3782 теста.
Увы, задача, с которой справились Бонни Форд и Ти Джей Куинн, оказалась непосильной для Олега Шамонаева. Журналистское расследование по сайту РУСАДА вывело Шамонаева лишь на статистику за 15 сентября, где число проб существенно, на тысячу, меньше. «Возможно, в распоряжении ESPN есть какие-то тайные и недоступные мне сведения, в частности касающиеся частоты проверки отдельных спортсменов», — подколол американских коллег Шамонаев.
Ну что ж, поделимся еще раз — вдруг он не увидел ссылку несколькими строчками выше? — этим тайным знанием с товарищем Шамонаевым. Вот она, заветная страница. Вот он, сокровенный файл.
Как «Спорт-Экспресс» сделал Сергея Устюгова резервистом сборной
Продолжая разоблачать западную пропаганду, Шамонаев подчеркнул, что Шипулин, Кулижников, Легков и другие звезды российского спорта, отсутствующие в статистике РУСАДА, и не должны там находиться. «Общеизвестно, что все перечисленные спортсмены входят в международные пулы тестирования и не должны находиться в списках РУСАДА. В национальный пул как правило попадает ближайший резерв национальных команд, а совсем не главные звезды», — пишет Шамонаев.
А лучше б не писал. Потому что беглый просмотр файла, недоступного поминанию Шамонаева, показывает, что РУСАДА проводило тестирование лыжника Сергея Устюгова, биатлонистов Евгения Гараничева и Антона Бабикова, конькобежца Дениса Юскова, сноубордиста Вика Уайлда, пловчихи Юлии Ефимовой и многих других регулярных участников чемпионатов и кубков мира в десятках видов спорта. И вот всех их Шамонаев называет «совсем не главными звездами, а резервом».
В скобках заметим, что, например, звезду норвежских лыж Терезу Йохауг на допинге поймал Норвежский антидопинговый комитет — местный аналог РУСАДА. Видимо, норвежцы не в курсе, что должны тестировать свой резерв, а не чемпионов мира и Олимпиад.
Как «Спорт-Экспресс» запретил россиянам тренироваться в России
Если вас не убедили предыдущие аргументы Шамонаева, то он припас еще один: в России в принципе некого и негде тестировать. «Присутствие спортсмена в международном пуле вовсе не исключает его проверки национальным агентством на территории собственной страны. Но ставить РУСАДА в вину отсутствие тестов спортсменов, которые практически не бывают в России — это в высшей степени странно», — считает Шамонаев.
Итак, согласно Шамонаеву, российские лыжники и биатлонисты «практически не бывают в России». Это заявление требует осмысления. Международный лыжный/биатлонный сезон длится четыре месяца — с декабря по март. Прибавим сюда ноябрь, когда проходит серьезная выкатка на снегу. Ее часто проводят в России, а затем перемещаются ближе к месту первых стартов Кубка мира. Итого отдадим под «внероссийский сезон» пять месяцев. Но где же лыжники и биатлонисты проводят еще семь месяцев? Шамонаев утверждает, что они так и остаются за границей. Неужели потому что на Родине нет никаких условий для тренировок?
Но простая сверка с графиком сборов, например, биатлонной сборной показывает, что это полная чушь. Подавляющее большинство летне-осенней подготовки биатлонисты проходят как раз в России. Два-три двухнедельных сбора в Болгарии, Эстонии или Австрии картину не меняют. К тому же в 2017 году именно в России состоялся летний чемпионат мира.
И даже если принять тезис Шамонаева на веру, он не объясняет отдельных странностей в тестировании РУСАДА. Так, широко известно, что в российской сборной по биатлону есть мини-группа олимпийских чемпионов и чемпионов мира Шипулина и Волкова. Они всегда вместе. Как же тогда получилось, что Волкова РУСАДА проверило два раза, а Шипулина — ни разу? Неужели Шипулин как «главная звезда» скрывался все это время за границей, а с Волковым тренировался его двойник? «Опять эта проклятая неизвестность».
Как «Спорт-Экспресс» рассуждал о некомпетентности
«Я вполне допускаю, что американские коллеги просто чего-то недопоняли и слегка поторопились со своей статьей», — снисходительно замечает Шамонаев. И тут же добавляет странное: «Но понимают ли они, что своей некомпетентностью и странными обвинениями они только еще сильнее разжигают допинговый пожар, раздутый уже на весь мира». (Орфография и пунктуация автора сохранены.)
Не знаем, как на счет «весь мира», но допинговый пожар в России разжег вовсе не ESPN. И не «Спорт-Экспресс». Но «своей некомпетентностью» и «странными обвинениями» в адрес кого угодно, кроме истинных поджигателей, Шамонаев и его коллеги подкидывают в этот пожар дровишек. Зачем?
И в любом случае, ИБУ и ФИС не занимаются тестированием в межсезонье. Об этом свидетельствует эмпирика - полное отсутствие залетов биатлонистов и лыжников летом и осенью. Единственное исключение - Йохауг, но и ту поймало как раз национальное норвежское агентство, не поленившееся отправить своего офицера в Италию, а вот международной федерацией Йохауг к тому моменту не тестировалась по крайней мере четыре месяца. Такая же фигня в биатлоне. Вот почему летом и осенью такое значение имеет деятельность именно национального антидопинга.
У него есть задача - он ее выполняет.
И никакой договоренности быть не может - это нонсенс и грубейшее нарушение всех норм. Антидопинговые агентства не являются обслугой для спортсменов. Не спортсмены решают, где и когда им удобнее тестироваться.
И повторю еще раз: ИБУ ни разу - никогда, во всяком случае за последние лет пятнадцать - не ловила никого на допинге летом. Хотя зимой попадались пачками. Это косвенное, но очень весомое свидетельство того, что ИБУ просто не занимается тестированием в межсезонье - ни в России, ни в Европе.
По состоянию на 15 ноября USADA провело 57 тестов у 21 американского биатлониста. В частности, у твоей любимой Данкли было взято 5 тестов, столько же - у Бэйли, Берка, Нордгрена, Игэн, по 4 теста - у Доэрти и Рид.
Шипулин не тестировался вообще или
Тестировался другими агентствами?