3 мин.

РУСАДА в огне

Двадцать четвёртого  сентября 2017 года в Париже  прошло заседание исполкома Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), где русский допинговый вопрос был далеко не основным.

Сначала исполком заслушал доклад финансового директора Оливьера Нигли по увеличению бюджета Агентства для усиления деятельности основных направлений организации: разведка и расследования; программа осведомителей; наращивание потенциала антидопинговой организации (АДО); образование / социологические исследования; аккредитации лабораторий; научные исследования; система антидопингового администрирования и управления (ADAMS). Затем Нигли представил план стратегии дополнительного финансирования от различных корпораций, фондов и частных доноров, что позволило бы увеличить масштаб и скорость антидопинговых мероприятий.

Далее вопрос коснулся продления присутствия штаб-квартиры ВАДА в Монреале. Заслушав представителей канадской делегации, исполком принял решение продлить договор сотрудничества на десятилетний срок.

   Решив проблемы своего финансирования и обустройства на ближайшие годы, ВАДА добралось до обсуждения темы восстановления многострадального Российского антидопингового агентства (РУСАДА), которое с недавнего времени возглавляет Юрий Ганус.

   Хотелось бы отметить, что перед заседанием исполкома воскрес Григорий Родченков: главный разоблачитель российских допинговых махинаций, ныне проживающий где-то в  США. Григорий в жёсткой форме выразил обеспокоенность способностью ВАДА сохранять в силе ранее принятые решения по восстановлению РУСАДА. Что интересно, российские ответственные лица до сих пор никак не отреагировали на заявления Родченкова, оставив в недоумении любителей спорта и различные организации, наблюдающие за ходом процесса.

Исполком, как бы в ответ Родченкову подчеркнул, что ВАДА никогда не отступало от согласованной дорожной карты, где изложены критерии восстановления. Комитет выразил полную поддержку курсу дорожной карты, по которому должна проследовать РУСАДА, чтобы вернуть свой статус, выделив оставшиеся для выполнения три критерия:

  1. Принятие выводов доклада Макларена;

 

  1. Обеспечение правительством России доступа соответствующих лиц к хранящимся образцам мочи в Московской лаборатории;

 

  1. Аудит РУСАДА со стороны ВАДА по оценке соответствия антидопинговому кодексу.

 

Обдумаем требования ВАДА.

Конечный аудит должен проводиться после выполнения абсолютно всех требований дорожной карты. Предполагаемый аудит в сентябре месяце, в любом случае, будет носить промежуточный характер без рекомендаций восстановления. Пройдёт для галочки.

Критерий №2 по доступу к пробам мочи, хранящимся в Московской антидопинговой лаборатории, вполне выполним, и доступ будет открыт в обозримом будущем. Здесь особых опасений нет.    

Проблема с критерием №1 самая острая. На заседании исполкома Оливьер Нигли вновь употребил термин из доклада Макларена «институционализированные манипуляции процесса допинг-контроля в России», что свело на нет некий оптимизм по быстрому восстановлению РУСАДА, появившийся в российской прессе.

Совершенно очевидно, что без признания итогов доклада Макларена новым директором РУСАДА, никакого возвращения статуса в этом году не будет и будет ли вообще неизвестно. Учитывая, что Юрий Ганус должен постоянно демонстрировать свою независимость от государственных структур, затяжка им оценки выводов доклада Макларена, однозначно, приведёт к падению его авторитета в международных антидопинговых кругах, что поставит вопрос об его отставке и значительному откату назад процесса восстановления РУСАДА.  

 По ситуации, после выступления Григория Родченкова и подтверждения ВАДА критериев, можно сделать вывод, что РУСАДА не будет восстановлено до окончания работы комиссий МОК по антидопинговым нарушениям в России, что  сильно усложняет возможность поездки российских спортсменов на зимнюю Олимпиаду под национальным флагом.

Русский вопрос повис в воздухе – сможет ли МОК правильно на него ответить?