17 мин.

Уезжал с тренировки в багажнике, ходил с закатанной штаниной. Каким был Анелька в «Реале»

Два гола в полуфиналах ЛЧ после бана в 22 дня.

Николя Анелька мощно зажег в «Арсенале» конца 1990-х, а после «Реал» заплатил за него сумасшедшие деньги. Перспективный форвард принес недовольства, скандалы – и всего два гола в Ла Лиге.

Но еще два мяча в Лиге чемпионов запомнились навсегда, как и турбулентный год француза в клубе.

Анелька хотел в «Марсель» или «Реал». Но чуть не оказался в «Лацио»

В феврале 1997-го «Арсенал» перевез 17-летнего Анелька за полмиллиона фунтов из «ПСЖ». Парень освоился, через полгода заиграл чаще, а в сезоне-1998/99 забил 17 голов в АПЛ – на один меньше, чем у трех главных бомбардиров. Но оставаться в Англии не желал.

Одна из причин – давление английских медиа. «Не выношу их, – признавался Анелька. – Они создают мне огромные проблемы. Забей я хоть 40 голов за сезон, [им] все равно бы было недостаточно».

История с возможным переходом француза тянулась почти три месяца.

В мае 1999-го ходили максимально разные слухи: Анелька просился в «Марсель», его агент общался с «Реалом», «Ювентус» не опровергал интерес, вариант остаться в «Арсенале» тоже был.

В начале июня Анелька сказал, что хочет в Испанию, а Италия его не интересует: Ла Лига ему нравится, а Серия А – не очень (карьера подтверждает: только два итальянских матча в 34 года). Президент «Реала» Лоренцо Санс подтверждал переговоры: «Да, мы их начали, хотя пока предложения не делали. Продолжаем работать». Но вариант с «Реалом» через пару недель затих.

В середине июня, казалось, покупатель найден. Как ни странно, это был клуб из Италии: «Лацио» только что продал Кристиана Вьери в «Интер» за рекордные 46 миллионов евро и искал замену. Предложение в 32 млн «Арсенал» принял, но самого Анелька попросили снизить зарплатные требования. Не снизил, а «Арсеналу» надоело ждать: клуб свернул переговоры и нарвался на недовольство «Лацио». Хотя итальянцы были согласны рассмотреть обмен, в том числе Марсело Саласа или Роберто Манчини.

«Арсенал» выиграл у «МЮ» Суперкубок уже без Анелька. Через несколько дней снова появился «Реал» и забрал француза за 35 миллионов евро (с учетом курса инфляции в ЕС сейчас это примерно 60 миллионов). Испанцы взамен отправили англичанам Давора Шукера за 5,4 миллиона.

На тот момент сумма за Анелька считалась гигантской. Роналдо в 1997-м уходил из «Барселоны» в «Интер» за 26,5 млн, а через год рекордным стал переход Денилсона в «Бетис» за 30 млн.

Но цену быстро заслонили: кроме Вьери, через год «Лацио» отдал 56 млн за Эрнана Креспо, а «Реал» – 60 за Луиша Фигу.

Анелька холодно встретили в команде. Незнание языка и характер усугубили адаптацию

Николя был доволен переходом: «Мечтой было играть за «Марсель» или «Реал». Это не вопрос денег». Но дальнейшие события слабо походили на мечту.

В документальном фильме «Анелька. Непонятый» на Netflix он рассказывал: «После [первой] пресс-конференции я отправился в раздевалку. Я зашел туда первым, сел, но игроки все время подходили ко мне и говорили: «Это мое место». Я отвечал: «Ой, прости. Могу я сесть здесь?» А затем другой игрок подходил и говорил, что это его место. Это произошло, может быть, раз 20. Тогда я подумал: «Что я здесь делаю? Будет вражда». То, что я пережил в тот день, было только началом кошмара».

Анелька говорил, что в клубе между собой очень близки были испанцы, особенно Фернандо Йерро и Рауль, так что, когда он перешел за крупную сумму и забрал место Рауля в составе, начались проблемы.

Журналист Жюльен Лоренс на Totally Football Show отмечал, что только франкоговорящие игроки общались в «Реале» с Анелька: Кристиан Карамбе, Самюэль Это’О и Жереми.

Сам Николя вспоминал: «Первое, что сказали мне Это’О и Жереми: «Будь осторожен. Знаем, что некоторые игроки ходили к президенту и спрашивали, почему клуб купил тебя, когда у них уже был [Фернандо] Морьентес». Не могу сказать, что отреагировал плохо, но и не мог вести себя так, будто ничего не произошло. Они обращались со мной так, что было понятно: я здесь нежеланный гость».

Мешало и то, что Анелька был совсем не в форме. Летом он тренировался сам, в «Реале» нужно было догонять одноклубников: «Я пропустил большую часть предсезонной подготовки, поэтому не так хорошо начал». В первые полгода форвард еще и регулярно получал мелкие повреждения.

В команде помимо франкоговорящих Анелька дружил с Робертом Карлосом и Стивом Макманаманом. Англичанин объяснял тогда: «Ему всего 20, как и Майклу Оуэну. Люди не понимают, что это еще дети. Он рано уехал из Франции, рано переехал в Испанию, он под огромным давлением из-за большой суммы трансфера. Он не знает языка. Вы не поймете, через что он проходит, пока не окажетесь в такой же ситуации».

Все это было сложно доказать фанатам, они так и не увидели до конца 1999-го ни одного гола Анелька: ни в четырех играх Лиги чемпионов, ни в 11 турах Ла Лиги. Это накладывалось на мрачные результаты клубы: «Реал» застрял в середине таблицы чемпионата, выиграв лишь три матча.

Руководство бесили высказывания тренера Джона Тошака, он не переставал публично критиковать игроков за ошибки. Когда президент Санс порекомендовал это прекратить, Тошак фыркнул: «Скорее свинья пролетит над «Бернабеу», чем я отзову свои комментарии». Цитата тут же угодила на первую полосу Marca. После этого Санс убрал Тошака.

Вместо него в «Мадриде» появился Висенте Дель Боске, но для Анелька мало что поменялось. Иван Эльгера позже предполагал: «Думаю, Дель Боске надеялся, что Анелька станет таким же общительным, как Макманаман. Когда это стало невозможным, он поощрял Стива как связующее звено: надеялся, что это поможет Анелька».

Но француз возмутил даже спокойного Дель Боске, когда в ЛЧ с «Русенборгом» еле-еле переодевался, чтобы выйти на замену. Примерно тогда же пошли вопросы, а не симулирует ли Анелька травмы? Несколько игр он пропустил из-за болей в колене, но врач «Реала» Альфонсо дель Корраль не мог ничего найти: «Не увидел того, что могло бы на это указать. Но раз он говорит, что [колено] болит, значит, так и есть».

После этого «Реал» взял Анелька с собой в Виго. Дель Боске саркастично заявил: «Он не тренировался из-за боли в колене. Но поедет с нами, чтобы не чувствовать себя обделенным». «Реал» проиграл «Сельте», а через неделю Анелька лишь смотрел за тем, как его клуб позорился дома с «Сарагосой» – 1:5.

Тогда же поползли слухи, что «Реал» готовится спихнуть Анелька в аренду «Лацио» или попытается включить его в обмен на Роналдо из «Интера» (это было за несколько недель до страшной травмы, которая надолго выбросила бразильца из футбола).

На начало 2000-го ноль голов в «Реале» за полсезона, команда тонет в чемпионате (10-е место в четырех очках от зоны вылета) – для Анелька все очень тоскливо. И беспросветно, потому что дело было не только в слабой игре.

Давление выматывало, как и в Англии: медиа глумились над Анелька и нервировали семью

Француз вспоминал: «Я понял, что значит быть звездой, когда перешел в «Реал». Мне это не нравилось. Приходилось идти на жертвы, и я был слишком молод, чтобы все осознать. Было огромное давление. Я был в газетах каждый день. На поле дела шли не лучшим образом. У меня не могло быть личной жизни. Тебе 20, ты не можешь ходить по улице. Все, что ты делаешь, обсуждается. Все, что ты покупаешь, на следующий день публикуется в газетах».

Медиа нашли жертву. Например, Marca как-то раз пригласила Анелька на интервью, а журналист перед этим предложил сыграть в FIFA. На следующий день Marca вышла с заголовком «Анелька, наконец, забил… правда, только в видеоигре». Он все понял: «Это была ловушка. Тогда я не раскусил ее. Сделал шаг навстречу, а получил пощечину».

Общаться с медиа Анелька больше не захотел, но журналисты торчали у дома, доставляя семье серьезный дискомфорт. Братья выстраивали перед домом баррикады, мама постоянно задергивала шторы и впервые в жизни перенесла паническую атаку. Отец думал, что из-за невероятного давления сын вообще завершит карьеру.

Испанские медиа хихикали над новой шуткой: «В чем сходство между Анелька и евро? Ни то, ни другое не будет эффективным до 2002 года». Шутила и президент группы фанатов «Реала» Маргарита Гарсия: «Назвала своего хомячка Анелька, потому что я никогда не знаю, о чем он думает или чего хочет».

Влез даже премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар, он рассуждал о суммах трансферов: «Думаю, футболист не может играть так хорошо, чтобы стоить 5,3 миллиарда песет (на тот момент валюта Испании – прим. Спортса”). Что он должен сделать, чтобы оправдать эту сумму, сколько забить, сколько титулов принести?»

Конечно, изменить ситуацию мог и сам Анелька. Например, осенью Мичел Сальгадо пригласил на день рождения всю команду, но француз проигнорировал вечеринку.

Журналист Альваро Ромео предполагал, что консерватизм «Реала» и упрямство Анелька в любом случае не совпали бы: «Вероятно, его стиль был слишком вычурным для этого общества. Например, он ходил с одной закатанной штаниной». Еще Ромео рассказал, что однажды Анелька уехал с тренировки в багажнике своей машины, за рулем был брат – лишь бы не пересекаться с журналистами.

Журналисты Бланше Батист и Фрэ-Бюрне Тибо касались этой ситуации в книге о Зинедине Зидане «Бог, который просто хотел быть человеком»: Анелька сразу настроил всех против себя в «Реале» странными заявлениями, и это был колоссальный контраст с приходом Зидана в 2001-м. Зизу не вел себя вызывающе, был тихим и спокойным, это сразу же понравилось Йерро, Раулю и Гути – ветеранам раздевалки.

Но дружелюбный Макманаман все равно заступался за Анелька: «Некоторые говорят о его высокомерии, но он просто застенчив. Из-за языка он общается только с парой человек. Он даже со мной стесняется говорить по-английски. Если б я не мог говорить на том же языке, что и другие, я бы молчал».

Кристиан Карамбе подтверждал: «Хорошие качества Николя – его же недостатки. Он пытается быть искренним, но это очень сложная ситуация». Анелька в ответ ссылался на друга детства, Тьерри Анри: «Вы можете спросить Тьерри: с друзьями я часто смеюсь первым, иногда могу сотворить что-то сумасшедшее, чтобы было весело. Но я не всегда показываю это людям, которые меня не знают. Я показываю лишь то, что хочу. Это мне решать».

Три гола на клубном ЧМ, мяч «Барсе» – и клубный бан за отказ тренироваться

Со всем этим багажом Анелька вступал в 2000-й, но вторая часть сезона-1999/00 сложилась ярче по всем пунктам. Год начался с поездки на клубный чемпионат мира – и Анелька внезапно прорвало: он забил три гола в двух матчах «Аль-Насру» и «Коринтиансу». Против саудовцев открыл счет, бразильцам положил дубль. Причем перед вторым голом изящным финтом обманул вратаря. Красота же?

При 2:2 Анелька хотел сделать хет-трик, но не пробил Диду с пенальти. Этого гола потом не хватило для финала – туда вышел «Коринтианс» и победил «Васко Да Гама» с Ромарио, а «Реал» в серии пенальти проиграл мексиканской «Некаксе» матч за третье место.

В феврале еще один заметный успех: Анелька забил «Барселоне»! Тогда после 25 туров каталонцы подпирали лидирующий «Депортиво», но «Реал» поднабрал очков за зиму и отставал от них всего на одно. Победа в класико могла бы вернуть чемпионские надежды, не говоря уже об улучшении настроения в команде.

Анелька услышал, как ему аплодируют 80 тысяч фанатов на «Бернабеу», когда пошел меняться на своего друга Макманамана за десять минут до конца – при 3:0. В том числе благодаря голу француза.

А дальше – крупная ссора.

«Я забил «Барсе» и был очень счастлив. В следующем матче отыграл средне и сразу же оказался в запасе, – вспоминал Анелька. – Тогда я пришел на тренировку и сказал руководству, что нужно поговорить. Они ответили, что поговорят после тренировки, я ответил: «Нет, сейчас». Но они настояли на своем».

И Анелька просто ушел с тренировки в знак протеста. Позже – услышал от президента Санса наставление больше не пропускать занятий. Не послушался. Тогда руководство выгнало его из команды на полтора месяца.

«Я напомнил Николя, что это не школьная площадка, а профессиональный клуб, но он все равно отказался тренироваться, – сказал Дель Боске. – Его поведение демонстрирует неуважение к команде».

Позже тренер говорил, что Анелька обижался на партнеров, которые не праздновали его голы и не радовались за него. «Теперь он должен извиниться перед одноклубниками, тренерами, прежде всего, болельщиками. Сделать это публично – на пресс-конференции», – отметил Санс.

Анелька пожаловался France Football: «Я был вежлив со всеми, пожимал руки и улыбался. Даже выучил испанский язык в одиночку и давал интервью, хотя ненавижу выступать на публике. Результат? Они обращались со мной как с собакой. Они обвинили меня в том, что я слишком много времени провожу за телефоном. Ну и что? Мне что, нельзя звонить своей семье и друзьям?»

На тот момент «Реал» вместе с Анелька провалил оба матча против «Баварии» на втором групповом этапе ЛЧ (2:4 и 1:4). Киевское «Динамо» не удалось обыграть дома (2:2) уже без него. «Реал» серьезно подвис: без победы в последнем туре над «Русенборгом» вылетел бы из ЛЧ. Но испанцы выиграли в Норвегии и без Анелька вышли в четвертьфинал на «МЮ».

В конце марта Анелька публично зачитал заявление, в котором извинился за свое поведение и признал уместными санкции клуба. Вовремя, тем более перед игрой с «МЮ» неважно себя чувствовал Фернандо Морьентес. Вместо заявленных 45 дней француз провел в бане 22 дня.

На «Олд Траффорд» Анелька появился во втором тайме, заменив Морьентеса. «Реал» к этому моменту уже вел 3:1 после домашних 0:0, потом пропустил под конец от Пола Скоулза и вышел в полуфинал на «Баварию».

Дальше наконец-то настало время Анелька.

Три гола «Реала» в полуфинале – два от Анелька. Как это было

Дома Николя забил уже на четвертой минуте с паса Рауля: на грани офсайда убежал от защитников один на один с Оливером Каном и мощно пробил над ним.

На групповые 3:8 от немцев не осталось и намека. «Реал» строго отыграл домашний матч, а к мячу Анелька добавился автогол Йенса Йеремиса: 2:0 – очень хороший запас. «Бавария» так ничего и не забила без своего травмированного лидера Штефана Эффенберга.

На ответную игру вернулся Эффенберг и разогнал голевую атаку в начале, когда забил Карстен Янкер. Позже от Янкера влетел еще один гол, но его отменили из-за офсайда. А потом «Реал» забил очень нужный мяч в гостях. И сделал это Анелька после кросса Савио.

Великолепный удар головой! «Баварии» нужно было забивать три мяча, так как действовало правило выездного гола.

Анелька упустил еще пару моментов, а «Реал» проиграл – но лишь 1:2 после гола Джоване Элбера. Этот счет вполне устроил испанцев, они вышли в финал на «Валенсию». А Анелька на волне закатил еще и «Бетису» через несколько дней в Ла Лиге.

В финале ЛЧ Анелька отыграл 79 минут. Зажигали уже другие нападающие: по голу у Рауля и Морьентеса, еще один забил Макманаман – 3:0.

«Реал» финишировал лишь пятым в Ла Лиге и оступился в полуфинале Кубка на «Эспаньоле». Но Анелька увез самый крутой клубный трофей: в Ла Лиге и ЛЧ он забил четыре гола, но три из них – «Баварии» и «Барселоне».

И все же оставаться в «Реале» не захотел – и клуб продал его летом 2000-го в «ПСЖ» за 34,5 млн евро. Анелька надолго не усидел и там: через полтора года поехал в аренду в «Ливерпуль». В Англии почувствовал себя лучше: «Можно ходить по улицам, как и все, люди относятся к тебе, как обычному человеку. В Испании и Франции это невозможно: повсюду фотографы».

Дальше в карьере были «Ман Сити», «Фенербахче», «Болтон», «Челси», «Шанхай Шеньхуа», «Ювентус» и «Вест Бромвич», а завершил карьеру Анелька в индийском «Мумбаи Сити».

Что не получилось у Анелька в «Реале»: как он сам это оценивает через годы

По мнению журналиста Ромео, Анелька оказался в «Реале» слишком молодым: так и не приспособился к раздевалке, тем более с юных лет привык поступать по-своему.

40-60% – примерно столько от своих возможностей, по словам Анелька, он смог показать. «Сейчас я бы адаптировался гораздо лучше, – считает форвард. – У меня были проблемы с некоторыми игроками. Возможно, потому что они читали газеты и верили определенному мнению обо мне. Я не мог говорить по-испански, поэтому приходилось тихо сидеть в раздевалке. Возможно, они считали меня высокомерным. Но я не был таким. Я гордился тем, что играл с великими футболистами».

«Я помог «Реалу» выиграть ЛЧ, – рефлексирует он сейчас. – Но практически ничего не сделал для клуба. Хотел бы дать больше, но не было возможности. Я тоже не все делал хорошо. Я хотел играть за «Реал», но был слишком молод, чтобы понять, что нужно чем-то жертвовать. Я не знал тогда, что больше не выиграю ЛЧ. Когда тебе исполняется 30, ты понимаешь, что это значит».

Перед переходом Килиана Мбаппе в «Реал» у Анелька часто интересовались мнением. Много совпадений: тоже из «ПСЖ», тоже француз, тоже молодой. Анелька сразу отметил отличие: «Он уже знает испанский язык. Так что самое сложное позади. Когда я приехал в «Арсенал», а потом в «Реал», мне пришлось учить английский, а затем испанский. Это всегда немного замедляет адаптацию. Ему даже не придется ждать. Он уже готов».

Почти 40 лет назад юный Анелька сдружился с Анри во французской национальной академии в Клерфонтене. Тогда они мечтали по ночам: Анри хотел стать чемпионом Франции и чемпионом мира, а Анелька – играть за «Реал» и победить на Евро.

Каким бы сложным ни оказался сезон-1999/00, Николя к 21 году воплотил мечты: сыграл за «Реал», выиграл Лигу чемпионов, а тем же летом стал чемпионом Европы.

Прогнозы на Спортсе’‘: футбол, баскет, хоккей и теннис

Фото: Gettyimages/Ben Radford / Staff, Nuno Correia \ Mandatory Credit: Allsport UK /Allsport, Stu Forster / Staff, Shaun Botterill / Staff, Andreas Rentz / Staff, Ross Kinnaird / Staff, Phil Cole / Staff, Laurent Baheux / Contributor; East News/AP Photo/Paul White