«Быть неравнодушным и любить баскетбол». История успеха Сергея Быкова
Специально для «Школы 2.0» капитан «Локомотива-Кубань» рассказывает, что делать, если ты готов свернуть горы, но в городе даже нет баскетбольной секции.
Новодвинск — маленький город, раньше там жили 50 тысяч человек, сейчас — 40 тысяч. Все уезжают в большие города, в основном в Санкт-Петербург. Хотят найти там счастье. Город базируется на бумажном комбинате, который выпускает зеленые тетрадки для школьников. Университета в городе нет, и все кто, хочет учиться, едут в Архангельск.
Спортивной школы в городе не было, как и баскетбольных секций — в основном учителя физкультуры выделяли дополнительные часы на разные виды спорта. В программу таких внеклассных занятий входили флорбол, волейбол, баскетбол... Тогда я и понял, что баскетбол — это мое. Я очень сильно увлекся. Если ребенок чем-то увлекается, то все мысли только об этом — сами понимаете. Я, как и все дети тогда, ждал редкие программы про НБА, чтобы записать на «видео-двойку» и потом посмотреть в повторе.
В какой-то момент мы своей школой, не спортивной, естественно, а общеобразовательной, выиграли первенство города и должны были участвовать в первенстве Архангельской области. Мы обыграли всех фаворитов, я хорошо показал себя, и меня отправили к Виктору Николаевичу Комарову — он был тогда главным тренером области. Тогда моя скромность, неверие в свои силы подвели, и я махнул рукой. На следующий год все повторилось. На этот раз мой первый тренер, который и привел меня в баскетбол, уговорил все-таки поехать на просмотр. И после первой же тренировки Комаров сказал: «Где тебя носило?!».
С командой Архангельской области мы поехали в Москву на чемпионат России нашей возрастной группы. Помню, тренер привел нас на тренировку ЦСКА, где я увидел молодых Кириленко, Куделина... Тренер спортивной школы «Тринта» Игорь Галаев, который воспитал Дмитрия Домани и младшего Карасева, увидел во мне что-то. Вместе с Валентиной Башкировой они нашли деньги, и я жил в спортивной школе полтора года. Потом был сложный период — спортшкола закончилась, московский «Спартак» обанкротился, но к моему счастью возрождалось «Динамо». Я приехал на сборы к Базаревичу, проявил себя — и начал карьеру в этом клубе.
Детский баскетбол более искренний. Это страсти, эмоции, естественные ошибки. Главное качество для детей — неуступчивость, надо продолжать тренироваться несмотря ни на что. Я рано уехал из своего города, в 15 лет, и это было просто грандиозное событие. В меня поверили, и права на ошибку не было. Для игры это очень важно: когда понимаешь, что несешь ответственность перед человеком, что тебе нельзя его подвести, тренируешься с удвоенной силой. Желание продолжать, когда ничего не получается — вот, что тоже очень важно.
В детские годы я забивал очень много, но когда понял, что на профессиональном уровне показывать такие результаты не получится, пришлось переквалифицироваться на защиту, подыгрыш. В свой последний «детский» возрастной год, перед тем, как спортсмены заканчивают спортшколы и идут в профи, я вообще был лучшим снайпером — опередил даже игроков московских спортшкол.
Когда ты проводишь неплохую карьеру, дорастаешь до игрока сборной, осознаешь, что каждый из тренеров вкладывал в тебя что-то особенное. Быть открытым для советов, уметь слушать взрослых — чрезвычайно полезные качества. Среди моих детских тренеров кто-то был другом, кто-то — наставником, кто-то — тираном, но что-то полезное дал каждый из них. В то время детский баскетбол был в упадке, иногда тренерам просто приходилось искать другую работу. Тогда не было возможности посмотреть видео в интернете и подучиться на дому, важны были педагогические навыки.
Мне посчастливилось поработать с Душаном Ивковичем — он доверил играть мне, Моне, Васильеву, открыл Диму Хвостова, и после мощного сезона с ним поступило предложение от Дэвида Блатта выступать за национальную сборную. Еще Светислав Пешич был — очень сильный специалист. Божидар Малкович — он вообще глыба, легендарный тренер. Малкович тренировал «Югопластику» с молодыми Дино Раджей и Тони Кукочем — он точно знает, как воспитывать игроков и добиваться результата. Вообще, если ты открыт, то у каждого тренера научишься чему-то полезному.
Самый трудный период — переход из спортшколы в профессиональную команду. Если бы мне не повезло с созданием «Динамо», я мог бы уехать в Суперлигу Б, и все сложилось бы иначе. Мне повезло, что я оказался в Москве и был на виду. В то время были не очень хорошие условия снятия квартиры, денег хватало только на еду, и из них я умудрялся что-то выкроить и отправить домой родителям — я считал своим долгом помочь им. Это первый сложный период — когда есть сомнения и страх, что баскетбол может уйти из твоей жизни. Второй сложный период — испытание деньгами. Когда появляются серьезные контракты, начинает теряться мотивация, и, если ты не до конца любишь баскетбол, спорт уходит на второй план.
Все равны в возможностях. В моем городе вообще не было спортшколы, но я дошел до национальной сборной. Оглядываясь назад, я понимаю, что все могло быть совсем по-другому. Это прозвучит банально, но все действительно так: если человек неравнодушен, любит какое-то дело и ныряет в него с головой — он добьется результата. Говорят, что надо любить баскетбол, а не себя в баскетболе — это глубокая фраза, которую надо правильно понимать: например, на детских турнирах сразу видно, кто красуется — по манере игры, обыкновению надевать сразу много повязок и прочих аксессуаров, — а в ком действительно кипит соревновательный дух. Надо быть неравнодушным и по-настоящему любить баскетбол.
Фото: gazeta.ru, lokobasket.com, youtube.com/euroleague
Автор: Александр Гербер
Вопросы, вопросы... А ответов нет.