9 мин.

Рейтинг лучших генеральных менеджеров. 30-26

Ежегодный аттракцион, помогающий каждому почувствовать себя умнее менеджеров НБА, возвращается на Sports.ru.

Группа «15»: «Синдром нового владельца»

30. Вивек Ранадиве («Сакраменто»)

«Сакраменто» напоминает корабль, которого несет на скалы – при этом капитан лежит пьяным, а руль друг у друга перехватывают самые разные люди, пытающиеся вынести из хмельного бреда какой-то смысл. Если бы Ранадиве был просто экзальтированным миллиардером, злоупотребляющим сильнодействующими средствами, урон от него и то был бы меньшим – но он, и вправду, думает, что может въехать в лигу на белом слоне, поражая всех тонким пониманием баскетбола. Результаты прискорбны: «Кингс» остаются посмешищем, терпение Казинса иссякает, а в голову лезут неприятные мысли о сорвавшемся переезде и возможном перевоплощении.

То, как в «Кингс» принимают решения, все увидели прошлым летом. Консилиум мудрых баскетбольных мужей долго обсуждал выбор на драфте, приводил различные доводы, анализировал со всех сторон – потом пришел Ранадиве и застенчиво сказал: «А, давайте выберем Стаускаса». «Действительно, – подумали остальные. – Как же это мы так сразу не догадались?!»

До того как владелец сказал свое решающее слово, мудрые мужи собирались брать Элфрида Пэйтона – раз уж не получилось заполучить Рондо через трейд, то хотя бы можно было бы закрыть позицию первого номера с помощью молодого таланта. А так, Стаускас, оказавшийся под третьей звездой клуба, просидел большую часть сезона на лавке и запомнился главным образом уморительной защитой и крутым прозвищем. Проблема же разыгрывающего так и осталась нерешенной: Томас, конфликтующий с Казинсом, уехал и дал «Кингс» возможность сэкономить деньги. Только это была вариация на тему «скупой платит дважды». Дэрон Коллисон так и не дорос до человека, который когда-то чертиком выпрыгнул из-за спины Криса Пола.

«Кингс», как обычно в эпоху Ранадиве, готовы были менять всех на всех, но командные активы выглядели столь неаппетитно, что заинтересовать они так никого и не смогли. И в этом проявилась главная проблема – если у владельца «Сакраменто» нет ощущения «движухи», то он создает ее себе сам.

Команда начала сезон с туповатой, но приносящей результат игрой – много-много изоляций, много-много Казинса и Гэя, зато 9-6. Тут центровой заболел менингитом – стало скучно, и Майка Мэлоуна немедленно вышибли. Главным поставили Тая Корбина, одного из немногих в лиге, от кого, и вправду, можно было бы ждать игры по схеме «4 на 5». Так как Корбин так и не превратился в нормального тренера (хотя при этом и не воспринял схему «4 на 5»), то отправили отдыхать и его. В команду пришел Джордж Карл – на фоне интриг генерального менеджера Пита Д’Аллесандро и неприкрытого недовольства происходящем со стороны Казинса. Едва отгремел шум вокруг нового назначения, как Ранадиве продолжил подрывную деятельность – пригласил на место вице-президента Владе Диваца, который в итоге подсидел уже самого Д’Аллесандро.

Удовлетворившись итогами своей работы, Вивек провел конец сезона за заигрыванием с индийской аудиторией – в последние месяцы главным лицом «Кингс» оказался центровой Сим Булар, который, в отличие от Казинса, хотя бы умеет улыбаться. И если честно, это был один из немногих ходов, доступных пониманию.

Весь год и без того не блещущие «Кингс» протоптались на месте: взяли генерального менеджера-европейца, выбесили ДеМаркуса Казинса на всех уровнях, кинули на амбразуру первого номера Андре Миллера, пригласили тренера, которому придется перелопачивать весь состав под свою игровую модель и упрочили ощущение, что с «Сакраменто» никогда не происходит ничего хорошего.

Плюс в этом во всем один: несмотря на наличие Карлсона Томпэндри, платежка «Кингс» не безнадежна. А значит, болельщики «Кингс» могут считать самодурство Ранадиве «болезнью роста» и надеяться на лучшее.

«14»: «Синдром тренера-генменеджера»

29. Док Риверс («Клипперс»)

Раньше деревья были выше, трава – зеленее, а баскетболом правила магия убунту. К сожалению для Криса Пола, Док Риверс так и остался в том прекрасном времени – он по-прежнему верит в Хидо Тюркоглу, принимает всерьез статистику в «мусорной» команде и считает, что менеджеры нужны исключительно для того, чтобы получать зарплату.

В этом сезоне Риверс проявил себя столь ярко, что вынес бы участников саммита худших генменеджеров вперед ногами: чукча угадал все буквы, не угадал слово – Риверс-генменеджер не попал ни разу.

Началось все с того, что он увидел в Спенсере Ховсе решение всех проблем «Клипперс»: а что, тот показывал неплохие цифры в худшей команде лиги, обладал броском с дистанции и мог бы разнообразить игру в атаке. Риверс дал центровому полное исключение среднего уровня и тем самым ограничил собственные возможности жестким потолком: когда спасителя отечества из Ховса не вышло, осталось только привлекать желающих минимальными контрактами.

Чтобы высвободить деньги под Ховса, Риверс довел до абсурда расставание с Бледсоу – отдал вырученного за разыгрывающего Джареда Дадли в «Милуоки» (пришлось пожертвовать еще и пиком-2017). Бледсоу и пик за дырку от бублика? Если бы Риверс работал нянечкой в школьной столовой, то первоклашки его бы обсчитывали каждый день.

На место Коллисона, заработавшего себе нормальный контракт в прошлогоднем плей-офф, Риверс привлек еще одного парня из золотых нулевых. Хоть Фармар и не играл тогда в Восточной конференции, но теперь выглядел не лучше, чем остальные пенсионеры «Клипперс». Здесь генменеджер мог бы обойтись малой кровью, но легких путей Риверс не ищет: он подписал Фармара на двухлетний контракт на два миллиона и отчислил его в середине сезона.

В отношении с ветеранами Риверс проявил потрясающее упорство. Вместо того чтобы попробовать что-то изменить за счет вливания свежих персонажей и находок, он остался верен тем, чьи способности ему знакомы. Проблема в том, что с этими способностями уже ничего не может поделать не то что Риверс-тренер, а заградотряды Дональда Стерлинга: пользы от Тюркоглу и Дэвиса было гораздо меньше, чем вреда, да к тому же упрямая любовь к ним Риверса подарила им право вето на все обмены. Так что ему пришлось выкраивать место для новых активов за счет молодых Каннингема, Баллока и Дагласа-Робертса.

Про Си Джей Уилкокса лучше и не говорить – драфт это вообще не к Риверсу.

Единственное разумное объяснение всем этим диковинным прыжкам может быть такое: Риверс специально так талантливо гадил, чтобы на этом скорбном фоне приглашение Остина Риверса смотрелось чуть ли не божественным озарением. Когда того не освистывали на домашней арене, Риверс-младший даже приносил какую-то пользу в плей-офф и уж точно реанимировал карьеру за счет обретения нового лица – из талантливого непонятно кого с известной фамилией он хотя бы обрел себя в роли бэк-апа.

Итог самоубийственного труда Риверса известен: Крис Пол вновь не прошел второй раунд, несмотря на удивительный прогресс ДеАндре Джордана и Блэйка Гриффина. Не будь последнего, связку Риверса-тренера и Риверса-генменджера уже бы разбили. Но благодаря работе первого ошибки второго вроде бы носят временный, как будто вот-вот исправимый характер.

Задачи «Клипперс» не изменились – все просто, нужно всего лишь построить команду вокруг «большого трио» за счет качественных точечных усилений. Но, судя по тому, что мы знаем о Риверсе, кроме Пола Пирса, вариантов уже почти не осталось: всех остальных либо уже попробовали, либо они на пенсии.

«13»: «Сливать тоже надо грамотно уметь»

28. Фил Джексон («Нью-Йорк»)

Перед Джексоном стояла, в общем-то, простая задача – сэкономить в этом году и подготовить «платежку» к лету-2015. Желательно еще при этом не сильно позориться.

Дзен-мастеру пришлось применить всю свою джедайскую силу, чтобы успокоить население Нью-Йорка, и это единственное, в чем он более-менее преуспел: репутация Джексона, обман с упоминанием Марка Газоля и ЛаМаркуса Олдриджа и глумливый юмор в адрес Джеймса Долана разрядили ситуацию.

Джексон активно извинялся за то, что его команда выступила главным посмешищем лиги, хотя ему нужно было бы больше переживать из-за того, что он не особенно справился с двумя первостепенными целями.

Во-первых, нужно было сэкономить и выбраться из-под налога на роскошь. Джексон бодро начал – отдал Фелтона и Чендлера в «Даллас», затем сбагрил Джей Ар Смита, списал всех, кого только можно было… но до 77 миллионов так и не дошел, расслабившись в нескольких шагах.

Во-вторых, подготовка к будущему сезону вышла на уровне Стэна Ван Ганди. В ведомости – помимо Кармело Энтони – остались еще и 14 миллионов Хосе Кальдерона, растянутые на два сезона.

Итого:

Актив: два символических пика второго раунда от «Хьюстона», раскрывшиеся Гэлловэй и, возможно, Швед.

Пассив: два пика второго раунда, отданные в «Даллас», Шамперт и Смит в финале, вернувший молодость Чендлер, ненужный балласт в платежке, очередное попадание в ряды злостных налогоплательщиков и год, который болельщики «Никс» запомнят надолго.

27. Митч Капчак («Лейкерс»)

Все смеются над Сэмом Хинки, но изображать активность тоже надо уметь. Капчак вот решил не заморачиваться с хитрой игрой и просто законсервировал хозяйство еще на сезон – надо должным образом проводить Кобе на покой, как следует выпить за его здоровье, а потом уже возвращаться к трудовой деятельности. Генеральный менеджер «Лейкерс» явно переобщался с Филом Джексоном и в каком-то смысле даже переплюнул учителя: стойко выслушивать ор Брайанта, рассуждать о потенциале команды и всячески хвалить Байрона Скотта – вот работа Капчака в этом сезоне.

Активов у команды нет, даже на Рондо и то не наскребли.

Балласт вроде бы не требуется. От своего все никак не избавимся.

После этого сезона претензии к Капчаку выглядят несколько размытыми, так же, впрочем, как и плюсы. Очень возможно, что он сильно промахнулся с тренером (но на переходный период и так сойдет). Очень возможно, что он попал в точку и с Кларксоном, и с Рэндлом (но для этого нужно смотреть дальше).

Капчак не строит пирамиды и работает по старинке – сидит на берегу и ждет, когда мимо будет проплывать труп врага.

«12»: «Фантазеры»

26. Рич Чо («Шарлотт»)

«Хорнетс» выступили так, как будто и не было никакого редизайна, духовного перерождения и прочей предсезонной байды.

Они допустили всего одну ошибку. Сами «Хорнетс» решили, что эта ошибка – подписание Лэнса Стивенсона, с которым связывались основные надежды и который ожидаемо оказался редкостным пакостником. Но, на самом деле, все гораздо масштабнее: ошибка состояла в том, что они остались в прошлом. Классический центровой, не бросающие винги, разыгрывающий, играющий от среднего – заменив Марвином Уильямсом Джоша Макробертса, потеряв в начале сезона Кидд-Гилкриста и разрушив гармонию внутри, «Шарлотт» оказались одной из худших команд лиги в атаке. Вместо того чтобы развиваться на фундаменте, построенном Клиффордом, улавливать новейшие баскетбольные тенденции и привлекать тех, кто мог бы улучшить игру впереди, «Шарлотт» восприняли триумф предыдущего сезона как подтверждение того, что одни только дисциплину и порядок можно противопоставить любым напастям. Оказалось, что даже на Востоке это не так. Смотреть их интересно лишь по одной причине – есть ощущение, что «Хорнетс» – рекордсмены по количеству мячей, вылетающих на трибуны и причиняющих зрителям забавный дискомфорт.

Все остальное было не важно. Кто такие Пи Джей Хэйрстоун и Ноа Вонле, никто так и не понял. Мо Уильямс компенсировал временную потерю Кембы и сделал все, чтобы заинтересовать «Кливленд». Майкл Джордан удовлетворился признанием, что и в этом «Шарлотт» мог бы надрать всем задницу…

«Хорнетс» уже исправили ошибку: вместо Лэнса Стивенсона и его разлагающего влияния получили очередного нестабильно бросающего форварда и практически второго МакРобертса. Но, если вектор развития лиги не изменится, то их еще ждет сюрприз.

Фото: Gettyimages.ru/Thearon W. Henderson