10 мин.

Игорь Курашов: «На рыбалке как в баскетболе: чем чаще повторять упражнение, тем лучше будет получаться»

Тренер молодежного проекта «Динамо-УОР 2», семикратный чемпион страны, серебряный призер чемпионата мира и бронзовый призер чемпионата Европы Игорь Курашов в интервью клубной пресс-службе раскрыл секрет успешной игровой карьеры, поделился советами, которые дает своим игрокам, а также сравнил рыбалку с баскетболом.

Игорь Курашов

Дата рождения: 2 апреля 1972 года в Брянске

Амплуа: центровой

Рост: 207 см

Звания и достижения: МСМК.7-микратный чемпион России, серебряный призер чемпионата мира (1998), бронзовый призер чемпионата Европы (1997), бронзовый призер Евролиги (1996).

Клубы: ЦСКА (1992-98), Вакалло Швейцария (1998/99), Урал-Грейт Пермь (1999/00), Петким Турция (2000/01), Кейла Эстония (2001/02), Ниэр Ист Греция (2002), ТТУ Эстония (2002/03, 2004/05), Арсенал Тула (2003/04), Шолноки Олай Венгрия (2005/06).

 

- Вы играли во многих европейских командах. Отличается ли в разных странах подход к баскетболу? В какой стране тяжелее всего было влиться в команду?

– Безусловно, подход к баскетболу в разных странах отличается. Мы только сейчас подходим к этому, а в иностранных клубах уже тогда, помимо общекомандной работы, практиковали отдельные тренировки «больших» и «маленьких».

Довольно сложно было играть в Турции и Греции, так как я выступал не за топовые клубы. Как правило, руководство ставило перед командой серьезные задачи, а сил на то, чтобы наравне бороться с грандами, у нас не хватало. Из-за этого возникали конфликты, на игроков оказывалось давление. Было тяжело работать в такой атмосфере.

Самой серьезной проблемой в бытовом плане был языковой барьер. Но если в Турции и Греции меня зачастую окружала русскоязычная среда, что, кстати, мешало мне учить английский, то когда я приехал в Швейцарию, вообще никак не мог изъясняться. Хорошо, что жена в дорогу собрала определенный набор книжек, в том числе и словарь, и я начал изучать язык. Примерно через три месяца стал все понимать, а ближе к середине сезона уже мог худо-бедно говорить. Причем как на английском, так и на итальянском – я играл за команду, которая базировалась на границе с Италией, и местное население активно использовало оба языка.

Хорошие впечатления у меня остались от Швейцарии, Эстонии и ВенгрииТам живут прекрасные дружелюбные люди, там очень приятная обстановка. Запомнилось, что в Швейцарии зал на 2500 тысячи мест всегда был битком набит болельщиками. Интересно, что для большинства игроков нашего клуба баскетбол был скорее увлечением, у каждого из них была основная работа. Связано это с тем, что зарплаты для доморощенных игроков были невелики, и им приходилось зарабатывать на жизнь другими занятиями.

- Все знают ситуацию с отравлением ЦСКА в Греции, это самая запоминающаяся история за время вашей игровой карьеры? Или было что-то не менее интересное, о чем всегда вспоминаете?

– Конечно, этот эпизод сразу всплывает в памяти, других таких же ярких я и не припомню. Это был показательный момент даже не самого отравления, а того, что мы хотели бороться за свою страну, несмотря ни на что. Сомневаюсь, что современные баскетболисты будут идти умирать на площадку. Я ведь только потом узнал, что исход для всех нас мог быть летальным. Как-то пытался своим ребятам показать этот матч, чтобы они увидели, какая там была самоотдача. Кажется, их это не очень впечатлило.

- Как считаете, за счет чего вам удалось провести такую успешную карьеру?

– Я никогда не был основным игроком команды, не набирал много очков, но всегда старался помогать партнерам на всех участках площадки. Был даже такой показательный момент моей работы: после еврокубкового матча в Москве с мадридским «Реалом» Арвидас Сабонис спросил у Валерия Тихоненко: «Где вы взяли этого молодого центрового? Он меня замучил!». Мне было очень приятно слышать эти слова.

Может быть, моя карьера могла сложиться более успешно, но где-то, наверно, я не дорабатывал. Поэтому теперь, когда сам являюсь тренером, стараюсь своим подопечным указывать на ошибки, которые допускал в молодости и которые мне впоследствии помешали. Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо выкладываться на тренировках и в играх. Тренеры не должны из-под палки загонять игрока в зал, игрок сам должен просить об индивидуальных дополнительных тренировках. И когда тренер говорит, в чем проблема, нужно прислушиваться, а не делать упрямо по-своему.

- Вас считают командным игроком, вам не кажется, что в современном баскетболе игроки действуют слишком индивидуально?

– Я действительно командный игрок, очков много не приносил, но помогал везде – и в защите, и в нападении. Никогда не просил мяч, зато делал черновую работу.

Молодым игрокам нужно найти золотую середину своей атаки и атаки партнера. Даже иногда  лучше отдать мяч, чем бросать самому. Нужно уметь создавать хорошую ситуацию для партнеров, и тогда атаки будут более легкими, быстрыми. Сейчас есть возможность наблюдать за игрой каждого баскетболиста, чтобы понять, когда он будет бросать. Поэтому, если ты можешь отдать хорошую передачу, то твои действия сложно предугадать. Игроков с такими навыками, таким чутьем момента, к сожалению, очень мало. К примеру, Джон Роберт Холден играл именно так.

- Почему после игровой карьеры решили стать тренером?

– Был момент, когда я готовился к игровому сезону, но интересных вариантов от команд не поступало. Зато я получил предложение пойти работать в детско-юношескую школу. Немного подумал и ответил согласием, о чем сейчас не жалею. Единственное, жаль, что я плохо знаю английский язык, потому что тренерского педагогического материала на русском очень мало, все выходит на английском.

- Что нужно спортсмену, чтобы после окончания карьеры суметь работать тренером? Сколько времени понадобится на адаптацию?

– Я не сразу стал главным тренером, год был помощником, за это время и привык. Конечно, было тяжело переключиться, потому что оценивал все действия со своей колокольни, все проецировал на себя, рассуждал так: а я бы в такой ситуации сделал по-другому! Поначалу это, конечно, очень мешало. Сейчас же восприятие поменялось, я перестал своих игроков сравнивать с собой. 

Яркий пример тренера и руководителя для меня – великий наставник Владимир Кондрашин. У него было чутье на замены, на игровые моменты. Достичь такого уровня понимания игры тяжело, но я к этому стремлюсь. От каждого тренера можно подчерпнуть что-то интересное для себя. Например, сейчас я работаю с литовским специалистом Роландасом Радвилой и от него почерпнул много интересного и полезного для тренерской работы.

У каждого тренера могут быть как ошибки, так и гениальные решения и находки. Нужно наблюдать за коллегами, брать лучшее и подстраивать под себя. Как говорил мой тренер: принимай любую информацию, но откладывай только ту, которая сможет дать результат именно тебе.

- Работа с центровыми отличается от работы с игроками на других позициях? С кем вам проще или интересней работать? Кто быстрее прогрессирует – маленькие или большие игроки?

– У каждого игрока своя работа на площадке, поэтому тренеру нужно уметь объединить игроков и сделать их единым целым, создать цельную команду. «Большие» значительную часть игрового времени находятся в «краске», поэтому они должны быть универсальными, играть как спиной, так и лицом к кольцу. Сначала мне было тяжело тренировать «маленьких», я не знал многих нюансов, но сейчас могу работать со спортсменами любых амплуа.  

Думаю, что гораздо быстрее прогрессируют защитники, так как они более поворотливые, да и по статистике раскрываются раньше. Но при этом игровая карьера «больших» длится дольше.

- Ваш сын  - Вадим Курашов – тоже занимается баскетболом, он сам сделал такой выбор? Даете ли вы ему советы или лучше, когда ему со стороны говорят, что нужно делать? Сложно тренировать своего ребенка? 

– Вадим  всегда хотел играть в баскетбол, но и я, не скрою, мечтал, чтобы он пошел по моим стопам и стал профессиональным баскетболистом. Но у меня к сыну много претензий и вопросов. В определенных моментах Вадим пытается показать характер и сделать по-своему, а не так, как я говорю. Часто прихожу к мнению, что своих детей лучше не тренировать. Это так непросто! Мой сын быстрее послушает кого-то со стороны, чем папу.

Поблажек ему никаких не делаю, да и не правильно это. Для меня все игроки родные, за всех переживаю всем сердцем. Очень хочу, чтобы они нашли себя, успешно играли, учились, прогрессировали и превращались в настоящих мастеров.

- Как считаете, изменилась ли подготовка баскетболистов с того времени, когда вы сами только начинали свой путь?

– У современных игроков немного другой подход к физической подготовке, они с первых тренировок учатся играть в скоростной и выносливый баскетбол. И если раньше из всех тренажеров у нас были только штанга и гантели, то у нынешнего поколения есть возможность тренироваться в лучших тренажерных залах. Да, сейчас у игроков есть значительное преимущество в технологиях, тренажерах и условиях, но в целом, на фундаментальном уровне, подготовка осталась прежней: на точность влияет количество бросков, больше работай – и все будет получаться.

Еще я замечаю, что у нынешнего поколения гораздо меньше патриотизма. Мы всегда хотели биться за страну, это была большая честь – надеть майку сборной СССР, затем России. Сейчас же, видимо, поменялся менталитет. Даже не знаю, с чем это связано.

- Вам нравится работать с молодежью? С ними проще, чем со взрослой командой или же наоборот?

– В работе с детьми и взрослыми есть свои нюансы, свои сложности. Но считаю, что подход можно найти к любому игроку, независимо от возраста. Мне нравится работать с молодежью. В те чудесные моменты, когда игроки показывают то, что требуем от них мы – тренеры, мне становится очень радостно.

- Кто из динамовской команды вас удивил своим прогрессом в этом сезоне?

– Заметно прибавили Родион Ардисламов, Сережа Балашов. Все данные для успешной игры есть у Егора Гонтарева, но ему пока не хватает уверенности в себе. Конечно, все игроки прогрессируют, только в разных игровых аспектах.

- А кого из центровых можете отметить в основной команде «Динамо»?

– Очень прибавляет Алимджан Федюшин, он много работает над собой, индивидуально занимается в тренажерном зале и на площадке. Он хорошо действует в нападении, старается в защите. Пожалуй, ему нужно еще прибавить в навыке «постановки спины», в борьбе в защите за подбор. Потенциал у Алимджана большой, Федюшин может и дальше успешно развиваться и радовать нас отличной игрой.

- Расскажите про ваше хобби – рыбалку. Что общего между рыбалкой и баскетболом?

– У меня отец – заядлый рыбак, он с детства учил меня ловить рыбу, и я полюбил это занятие. Когда играл в Эстонии, познакомился с соотечественниками, и они мне показали, что такое «нахлыст» -  рыбалка на искусственную приманку. С тех пор я на нее «подсел». Даже летом на сборах ездил на речку ловить рыбу.

Честно сказать, это своеобразная рыбалка, и у меня поначалу были проблемы с забросом. Но это же новый вызов – и нужно было тренироваться, много времени проводить на реке, пробовать раз за разом. Ведь на рыбалке как в баскетболе: чем чаще будешь повторять упражнение, тем лучше будет получаться.

- И завершим интервью вашим прогнозом на выступление резервных команд «Динамо» в этом сезоне. Насколько высоко сможет подняться в Лиге ВТБ наша молодежка, какое место займут в «Финале Восьми» юные динамовцы?

– Не люблю делать прогнозы, поэтому скажу, что все в наших руках. Если касаться молодежки, то  ребята очень хотят в «Финал Восьми», потому что сыграть лишние игры, например, с ЦСКА и попробовать обыграть их, – дорогого стоит.

Баскетболисты, которые сейчас играют в Самаре на Первенстве ДЮБЛ, также хотят занять высокие места. Там есть фаворит – команда «Химки», но я на собственном опыте знаю, что обыграть можно любую команду. Все зависит от ребят, если они будут  играть с желанием, то все у них получится. 

Фото: личный архив Игоря Курашова; МБК «Динамо»/Евгения Козлова

 

Официальный сайт: www.dynamobasket.com

«Динамо» в социальных сетях: 

vk.com/basketdynamo

facebook.com/basketdynamo

instagram.com/basketdynamo 

twitter.com/basketdynamo