5 мин.

Психология победы. Что это такое?

Владимир Сафонов в блоге на Sports.ru рассуждает о самом главном в спорте.

…Три дня назад встречаюсь с баскетбольной командой. По заданию тренера уже месяц занимаемся вопросами взаимопонимания и сплоченности. Через пару дней после каждой игры обсуждаем, что и как в ней происходило. Чем довольны, а чем нет. Что получилось, а что не удалось.

Каждый «в круг» (все члены команды сидят лицом друг к другу) высказывает свое мнение. Обсуждение идет с трудом. Основные комментарии — «нормально», «как обычно». Я поясняю, что такие формулировки не позволят нам добраться до истинных причин успехов и поражений. Оказывается недовольство всё-таки есть. «Да выиграли, но плохо играли в защите». «Играли хорошо, но могли лучше», — это оценка уже тренера. Кстати, после игры вся команда и тренер прыгали, поздравляли друг друга — море положительных эмоций.

Один стрелок 4 года не может выполнить норматив мастера спорта. Наступают очередные соревнования. Есть личный рекорд, но опять недобрал 2 очка. Недоволен…

Другой стрелок, мастер спорта международного класса в стендовой стрельбе, выиграл чемпионат России. Но радости нет: «С таким результатом нечего делать на мире».

Участник Олимпиады занимает 5 место и…расстроен. А ведь установил личный рекорд (!).

Это всё спортсмены, с которыми я работал или работаю. Проходит время и каждый из них назовёт те старты лучшими в сезоне или даже в карьере. Хотя результат остался прежним — изменилось отношение к себе и к этому результату.

Еще пару примеров. Стендовик 1-го разряда на чемпионате России выигрывает звание чемпиона, его включают в сборную и везут на чемпионат Европы и мира. Но на следующий год он вновь стреляет по первому разряду.

Легкоатлетка выполняет норматив мастера спорта международного класса, её приглашают в национальную команду, но на протяжении следующих двух лет бежать также быстро ей не позволяют травмы.

Фигурист в своем первом международном сезоне оказывается в призерах крупнейших соревнований, но после этого несколько лет не может подняться на этот уровень.

Что мешает? Ведь могли же!

Так что же такое психология победы? Этот вопрос меня занимает давно. Набрал в поисковике это словосочетание — миллион сайтов. Интересного много, но ответа так и не нашел. Один известный специалист как-то сказал: «Надо родиться чемпионом, а дальше борьба». Другие говорят о цели, мотивах, воли, надежных спортсменах и ненадежных.

Однажды я оказался на симпозиуме Европейской Ассоциации спортивных психологов (FEPSAC) и услышал, что собрались специалисты, работающие с «неуспешными спортсменами». Как так, почему? Собрались же психологи сборных команд европейских стран, а там чемпионов пруд пруди. Оказывается, 98% спортсменов, закончивших спортивную карьеру и 90% ещё выступающих, не удовлетворены своими спортивными достижениями. Потом я на собственном опыте убедился — психолог действительно работает с «неуспешными». Мастер спорта международного класса недоволен — он во второй десятке мировой элиты. Перворазрядник ставит задачу выполнить КМС — ну просто обязан…и опять не получается. А сколько раз спортсмену приходится объяснять публично и отвечать на вопрос, почему опять не выиграл. Что помешали: ветер, лыжи, вода, лёд, поле. И так далее.

В спортивной среде бытует мнение, что перед соревнованием нельзя говорить о вероятном месте и желаемом результате. Почему? Тренер знает, какой результат нужен, какое место его удовлетворит. Результат и место прописаны в индивидуальном плане спортсмена на сезон и утверждены федерацией. То есть спортсмен знает, что от него ждут, но его второе «Я» (опять сознание-подсознание) постоянно задает вопрос первому «Я»:  «Получится ли»? А ещё спортсмен видит, как выступают другие — соперники, партнёры по команде. И опять эти «Я» выясняют кто кого. А дальше…«Перегорел перед стартом», — как потом скажет опытный чиновник.

Итак, моё глубокое убеждение: психология победы формируется через результаты и отношение к ним. И первый вопрос, который здесь возникает — адекватность оценки своего уровня подготовленности.

За 8–10 дней перед соревнованием обсуждаем со спортсменом, какой результат следует считать удовлетворительным. Стрелок мне говорит: «196 из 200». Хотя личный рекорд 195 был установлен 5 лет назад. Перспективный гонщик (кольцевые гонки) отвечает: «Надо быть первым». И добавляет: «Только так можно стать настоящим гонщиком». Барьерист также называет время соответствующее личному рекорду: «Надо попадать в сборную». На вопрос «почему», они все дают один и тот же ответ: «А зачем тогда все это?»

Но непросто ломать амбициозность весьма успешного спортсмена. Каждый раз после соревнования, перед которым мы договорились о результате, который будем считать успешным, задаю вопрос.

— Доволен?

— Доволен, но если бы результат был таким (называется), был бы доволен больше, — отвечает.

— Так доволен или недоволен?

— Доволен.

Так от старта к старту спортсмен постепенно начинает осознавать значимость адекватной оценки своей подготовленности. И то, как это помогает ему в ее реализации. За 2–3 дня до старта в отношении удовлетворительной планки результата ставится твердая точка. Называется тот результат, те элементы программы, которые определяются как успешное выступление.

Когда-то оказался свидетелем как психолог сборной дает установку спортсменам на финал: «Ты сильнейший, отдай все, ты первый!». И так всем участникам финала. В следующий раз все так же, но добавляет при этом: «Слабаки в сборной не нужны!»

Так что первый и главный вопрос — определиться с уровнем результата, который следует считать удовлетворительным в предстоящих турнирах, а само выступление успешным. А дальше набирать статистику успешных стартов, которая должна составлять 50% и более.

Однажды фехтовальщик, член сборной, отправляется на турнир и ставит себе планку результата — финал. Но не попадает даже в первые 32. Это продолжается несколько раз. Ставлю ему условие: «Попадаешь в 32, я месяц работаю бесплатно, нет — с тебя двойной гонорар». В итоге дошел до полуфинала. Прошли годы, и каждый раз при общении с ним мы это вспоминаем.

Неожиданно высокий результат, прорыв из неизвестности в публичный спорт, невероятно часто ломает молодого спортсмена. Он начинает понимать всю социальную значимость своего успеха, а его второе «Я» сомневается в способности повторить подобное достижение.

Адекватность оценки своей подготовленности и формулирование планки удовлетворительного (успешного) результата — это первый шаг к психологии победы. А успешность выступления в 50% и больше случаев — залог уверенности в своих силах.

В спорте нет слабаков, а установка на победу только провоцирует диалог между двумя «Я».

Министр спорта проходит перед строем спортсменов: «Ну, что вы готовы достойно выступить на Олимпиаде?!». Глаза спортсменов смотрят куда угодно, но только не на него.

…Баскетбольная команда, с которой я занимаюсь, это 12-летние девчонки, занимающиеся баскетболом уже 5 лет. У них 6 тренировочных дней и один раз в неделю они играют в чемпионате России. В ту нашу встречу мы договорились, что будем радоваться своим, пусть пока и небольшим, но успехам.

P. S. О психологии победителя, если есть желание, можем поговорить отдельно.