9 мин.

Сезон Великого Прогресса. О главной индивидуальной награде года. Часть первая

1

В какой момент вы поняли, что в НБА кончилась эпоха «двоевластия»? Лично для меня всё это прошло как-то незаметно. То есть, когда-то я абсолютно точно понимал, что есть Дюрант, ЛеБрон, и все остальные. Но в один прекрасный день до меня дошло, что нет больше двух королей, теперь за власть борются самые разные персонажи. И если Джеймс (который ЛеБрон, а не Борода) ещё остаётся в гонке за MVP, то Дюрант просто-напросто самоликвидировался, пропустив почти треть сезона из-за различных травм.

Сейчас, на начало марта, есть четыре наиболее вероятных претендентов на звание Самого Ценного Игрока сезона – Харден, Карри, Уэстбрук и ЛеБрон. У каждого из вас, уверен, свой фаворит, кто-то, может быть, даже ставит Энтони Дэв…

Так, стоп-стоп. Вам что, действительно всё это интересно? Потому как для меня гонка за МВП стоит примерно на том же уровне, что и борьба за Лучшего Шестого. Ну, то есть, кто-то действительно следит за этим, делает ставки, анализируетслушает мнение Чарльза Баркли, но самый сок-то явно не в этом.

2

Безусловно, «true MVP» среди индивидуальных наград НБА в этом сезоне – это награда самому прогрессирующему игроку. Мы движемся к плей-офф, однако список претендентов на МИП не просто не сокращается, но постоянно расширяется. Оладипо, вон, в последних двух матчах набрал в сумме 71 очко с 59% попадания с игры. И таких готовых выстрелить на финишной ленте хватает.

Но, разумеется, защитник «Орландо» и иже с ним пока даже близко не приблизились к основным кандидатам. А их, надо сказать, немало.

Начало сезона 14-15, безусловно, осталось целиком и полностью за Голден Стэйт Уорриорс. К Стиву Керру здесь (да и, надо сказать, и в США тоже) относились достаточно скептично, однако все прогнозы стали опровергаться с первых матчей. Керр не стал производить глобальных реформ, он лишь продолжил строить команду на уже заложенном фундаменте. И лучших результатов Стив добился именно в раскрытии сильных сторон каждого игрока в отдельности.

Во-первых, разумеется, Дрэймонд Грин. Тут, думаю, за меня всё скажет статистика:

2013-14: 21.9 минут, 6.2 PPG, 5.6 бросков, 40.7%FG, 5 RPG, 1.9 APG, 1.2 SPG,0.9 BPG

2014-15: 32.3 минут, 11.4 PPG, 9.6 бросков, 44%FG, 8.3 RPG, 3.7 APG, 1.6 SPG, 1.4 BPG

3

Травма Ли позволила Дрэймонду попасть в стартовую пятерку, где он стал одним из ключевых элементов, в частности – в обороне. Грин является одним из лучших защитников в НБА, он способен сдержать практически любого игрока соперника. Дрэймонд занимает первое место в Лиге по защитному рейтингу и Defensive Win Shares – солидно, да? Всего год назад этот парень выходил со скамейки команды первого раунда. Многие высказывали мнение, что соперников за МИП у Дрэймонда не будет…

Однако Грин такой не один в Лиге. Более того, он не единственный Прогрессирующий Монстр даже в своей команде.

В Межсезонье-2014, пока ЛеБрон Джеймс возвращал свои таланты, а Хьюстон тщетно пытался подписать третью звезду, а не Тревора Аризу, Миннесота и Голден Стэйт пытались договориться по поводу большого трейда, который должен был включать в себя Кевина Лава. Руководство Уорриорс грезило убойной атакующей связкой Карри – Лав, однако за один год Кевина Тимбервулвс запросили атакующего защитника Клэя Томпсона.

У этого трейда было достаточно большое количество защитников, однако оклендцы не пошли на сделку. Из-за Томпсона.

И не зря.

Из хорошего шутера и неплохого защитника на периметре, Клэй превратился в Олл-Стара (причем из Западной Конференции) и лучшего игрока на своей позиции в НБА после Джеймса Хардена (который, как мы знаем, уверенно идёт за МВП). Система Керра, безусловно, способствовала раскрытию Томпсона, постоянное движение мяча дало Клэю больше бросков с открытых позиций. Увеличив количество бросков с игры (с 15.5 до 17) и с трехочковой дистанции (6.6 – 7.1), он лишь прибавил в реализации (45.8% и 43% соответственно).

На своей половине площадки защитник Уорриос действует не менее уверенно. Рост в 6-7 футов и хорошая подвижность позволяет Томпсону защищаться против любого игрока на позициях от разыгрывающего до легкого форварда.

#Прямосейчас Клэй представляет собой идеального атакующего защитника для роли второй-третьей звезды в команде-контендере. Он не имеет ярко-выраженных слабых мест, за его плечами есть три серии плей-офф и большой опыт игры в клатче.

И, да, ему 25.

Говоря о Уорриорс, мы, безусловно, вспоминаем в первую очередь Splash Brothers. Однако система Керра не может работать без помощи эффективных ролевых игроков.

4

Одним из них и является Моррис Спейтс. Не сказать о нём в контексте борьбы за МИП просто невозможно, так как его прогресс по сравнению с прошлым сезоном поражает воображение. Из-за травмы «фактора Богута» Спейтс чаще всего в этом сезоне выходит играть на позиции центрового и, надо сказать, делает это успешно. Не проваливаясь в защите, Моррис приносит ощутимую помощь в атаке. По сравнению с прошлым сезоном, Спейтс бросает лучше со всех дистанций, кроме трехочковых. Особенно хорошо прогрессирует средний бросок Спейтса – с 35% в прошлом сезоне до 48% в этом.

Работяга-Спейтс, пожалуй, ярче всего олицетворяет Уорриорс-2015. В межсезонье он поставил перед собой цель – улучшить свою игру – и он это сделал.

Рассматривая Голден Стэйт, мы отмечаем, что прогресс отдельных исполнителей во многом обусловлен приходом Керра и его тренерского штаба, которые серьезно потрудились над тем, чтобы усилить все лучшие качества подопечных и свести к минимуму эффекты от слабых сторон.

Однако мы видим множество примеров, когда сильно прогрессирующий игрок выступает в не особо прогрессирующей команде. Это означает лишь то, что причинами улучшений в игре является именно нераскрытый до сих пор потенциал самого игрока. И здесь мы отмечаем двух похожих игроков с драфта-2013, которые не смогли раскрыться в свой первый год. Теперь же они наводят страх на всех, кто решается идти против них в «краску».

Об одном из них небезызвестный Артём Панченко недавно сказал, что это лучший игрок с ярмарки талантов 2013 года. Не трудно догадаться, что титул этот был присвоен украинцу Алексею Леню. И, надо признать, для этого есть все основания.

6

В сезоне 2013-2014 Лень играл не особенно много. Летнюю Лигу он пропустил целиком, затем, сыграв всего в двух матчах, травмировал колено. Потом внезапно оказалось, что Майлз Пламли – это баскетболист и что он даже может играть в старте команды НБА, в связи с чем Лень получает очень мало игрового времени.

 Но в этом году украинец, наконец, дорвался до минут и своей игрой добился того, что Пламли сослали в Милуоки за ненужностью.

Все показатели Леня закономерно рванули вверх. В том числе и проценты попаданий –как с игры (на 10%), так и со штрафной линии (на 7%). Прямосейчас Лень занимает 4 место в лиге по Block Percentage (процент заблокированных бросков).

Однако Алекс не единственный рим-протектор с драфта 2015 года, который в этом сезоне прогрессирует семимильными шагами.

Знакомьтесь – его зовут Руди Гобер, его родина – Франция, его любимое занятие – доминировать.

7

Лень и Гобер действительно удивительно похожи. И всё же, отбросив симпатии к почти родному украинцу, стоит признать, что Руди пока впереди. Француз и блокирует, и подбирает, и забивает больше (и с лучшим процентом). Фолы, при этом, Гобер хватает гораздо реже.

Ради Гобера, так же, как и в случае с Ленем, Юта, фактически, выбросила Энеса Кантера. И так же, как и у украинца, первый сезон получился для француза удручающим. В прошлом сезоне он казался, скорее, Хашимом Табитом, чем Дуайтом Ховардом.

Сейчас же француз занимает первое место в НБА по тому же Block Percentage, третье по блокам за игру (2.3) , 6-ое по проценту подборов,  7-ое по защитному рейтингу (99 пропущенных очков на 100 владений) и 9-ое – по атакующему (127 набранных). Ого-го.

Посмотрите еще раз на эти цифры и подумайте вот о чём – этот парень не рассматривается как основной претендент на МИП. Он даже не на втором месте. И не на третьем.

И, опять же, мы говорим о тех, кто сейчас находится на первом плане. А как вот, например, вам Шабазз Мухаммад?

8

Шабазз был настолько бедовым, что его взяли лишь 14-ым на худшем драфте всех времен и видов спорта. При том, что все понимали безусловно высокий потенциал парня из Лос-Анджелеса.

В 2013-14 году Миннесота еще пыталась доказать, что команда с Кевином Лавом во главе может быть дееспособной. В попытках удержать истекающего Лава, Волки вложили все усилия в то, чтобы показать максимально хороший результат.

Усилий Лава, Пековича, Мартина, Рубио и Шведа хватило лишь на 10-ое итоговое место в Западной Конференции (и меньше 50% побед). Шабазз, при этом, в основном раздавал пять во время таймаутов игрокам старта.

Как только стало понятно, что Кевин Лав перевозит свои таланты в Огайо, политика команды изменилась. Пришедшие в команду Уиггинс, Беннет, ЛаВин подарили новую надежду на то, что в будущем всё будет хорошо.

Ну а пока можно выпускать всяких Шабаззов Мухаммадов. И внезапно оказалось, что Шабаззы Мухаммады могут быть не так уж и плохи.

Как только тренерский штаб стал доверять молодому защитнику, возросли не только количественные показатели Шабазза, но и качественные. Выбрасывая вместо 3.4 бросков за матч 10.4, Мухаммад увеличил процент попадания с 46% до 49% (а также с 27% до 39% - из-за трехочковой дуги).  Соотношение передач к потерям выросло и стало больше единицы, PER возрос с 13.1 до 20-ти пунктов, что является 49-ым показателем в НБА. 50-ый – Пол Милсеп.

Да, и этот парень совершенно  точно не получит МИП. Но такие игроки нужны НБА, они добавляют остроты, заставляют верить во вчерашних бастов и Хассанов Уайтсайдов.

Именно этим так увлекательна гонка за наградой Самому Прогрессирующему Игроку в этом году. Именно эти парни заставляют нас задаваться вопросами вроде «Насколько же он может быть хорош?», или «Где, черт возьми, он был год назад?!». Именно они добавляют новых красок Игре, переворачивая Картину Ожиданий с ног на голову.

Сегодня я рассматривал только игроков Западной Конференции, даже не упоминая Дамиена Лилларда, ДеАндре Джордана и Энтони Дэвиса. Да, они и так были чертовски хороши…  Но кто будет отрицать, что они стали ещё лучше?

В следующей части я расскажу об особенностях ливанского баскетбола и клонировании Раджона Рондо, то есть – о Восточной Конференции.