И все-таки они разные
Без сомнения, оборона в современном баскетболе играет существенную роль. Как известно, нападение выигрывает матчи, а защита титулы. И все-таки одной защиты для того, чтобы достичь серьезных успехов, недостаточно. Громких побед добиваются те коллективы, которые умеют не только обороняться, но и хорошо атаковать. В баскетболе это правило актуально как ни в каком другом виде спорте. Сегодня в продолжение разговора о сравнении прошлогоднего ЦСКА с нынешним мы остановимся именно на атакующих действиях команд.
Перемены в игре армейцев в нападении в этом сезоне произошли существенные. Евгений Пашутин, потеряв в «качестве» игроков, тем не менее, сумел сохранить на прежнем уровне «количество» набираемых очков. Для этого новый наставник красно-синих частично позаимствовал лучшее от мессиновского ЦСКА и добавил к этому немало своих тактических новинок.
Нападение прошлогоднего ЦСКА базировалось в первую очередь на индивидуальном превосходстве армейцев над соперниками. Многочисленные пик-н-роллы провоцировали со стороны обороняющихся неравноценные размены, которые армейцы очень успешно реализовывали. Обилие проходов в «краску» заканчивались либо точным попаданием из-под кольца, либо скидкой на периметр на свободного партнера. Выбегания из-под заслонов Шишкаускаса или Лэнгдона с последующим броском были фирменной чертой игры армейцев. Ну а умение любого из основных игроков ЦСКА обыграть своего оппонента один на один стало ключевым фактором успешной игры красно-синих в нападении.
В действиях армейцев частенько угадываются взаимодействия и схемы, привнесенные и отработанные до блеска их прежним наставником
Все это в той или иной степени присутствует и в действиях нынешнего ЦСКА. Успешные пик-н-роллы с участием Саши Кауна, взрывные проходы под кольцо Зорана Планинича, все те же выбегания игроков задней линии из-под заслонов да и индивидуальное мастерство лидеров никуда не исчезло. Задняя линия ЦСКА по-прежнему является одной из сильнейших в Европе. Было бы глупо отказываться от использования тех моделей, которые уже не один год приносят успех. Евгений Пашутин и не стал от них отказываться. В действиях армейцев частенько угадываются взаимодействия и схемы, привнесенные и отработанные до блеска их прежним наставником. И все-таки в игре красно-синих в нападении появилось немало нового.
Первое, что приходит на ум, в разговоре о различиях атакующих действий двух команд, это, конечно же, игра обоих коллективов в «краске». Понятно, что действия той или иной команды под кольцом полностью зависят от того, какие баскетболисты собраны в передней линии. Мессиновский ЦСКА обладал целой россыпью «больших» с хорошим поставленным броском (Лорбек, Смодиш, Моррис), но не слишком любящих толкаться, бороться и давить. Действительно, зачем тратить лишние силы на возню возле кольца, если те же два очка можно забить и с дистанции 3-4 метров. На этом постулате и строилась игра ЦСКА в трехсекундной зоне. Направленных передач на центровых в «краску» было довольно мало, «большие» стремились открываться на дуге и завершать атаки с дистанции. Один из высоких игроков постоянно дежурил на периметре, а второй оставался в районе трехсекундной зоны, чтобы побороться за возможный отскок.
Значительные перемены в передней линии, произошедшие в ЦСКА в межсезонье, вынудили Евгения Пашутина серьезно скорректировать действия всей команды в атаке. Отсутствие «больших» с поставленным, а самое главное стабильным броском поставили российского наставника красно-синих перед необходимостью более активно играть в «краске». Перед началом сезона главной ударной силой в трехсекундной зоне виделся новичок команды Дмитрий Соколов. Он очень удачно провел предыдущий год в казанском УНИКСе, где ярко себя проявил именно в качестве доминирующего центрового. Но этим надеждам не было суждено сбыться. Соколов на требуемом уровне отыграл лишь пару матчей, а затем прочно осел на скамейке запасных. Зато в новом свете раскрылся другой игрок сборной России. Возвращение в строй после полученной летом травмы Александра Кауна придало уверенности игре ЦСКА и стало одной из основных причин, позволившей армейскому клубу выйти из того ступора, в котором команда оказалась в начале сезона. Преображение молодого центрового для многих стало неожиданностью. Игрок, которого еще не так давно награждали только эпитетами вроде «старательный», «трудолюбивый» и «перспективный», буквально за несколько месяцев превратился в одного из лидеров команды, без которого игра армейцев становится на порядок слабее.
Присутствие на площадке таких игроков как Саша Каун и его сменщиков в лице Попса Менса-Бонсу и Дмитрия Соколова заметно влияет на игру ЦСКА в атаке. С этими баскетболистами красно-синие способны и бросать, и оказывать давление возле кольца. Армейцы становятся опасными не только на подступах к трехсекундной зоне, но и внутри нее. Каждый матч начинается с атак, направленных на то, чтобы по максимуму задействовать Сашу Кауна. Александр отличается уникальной способностью оказываться в нужное время в нужном месте. Партнерам остается лишь вовремя отдать Кауну передачу. Оборона противника вынуждена стягиваться к кольцу, давая больше свободы остальным игрокам ЦСКА, которые вступают в дело обычно, после того как отзвучит первая канонада в исполнении Кауна.
Наличие давления из-под кольца позволило разнообразить атакующую игру ЦСКА. Первым в полной мере оценить бонус в лице Саши Кауна сумел Зоран Планинич. Хорват, главным оружием которого является проход, в прошлом сезоне регулярно терялся на площадке. Его попытки просочиться в «краску» нередко останавливались еще на подступах к кольцу, причем зачастую Зорана тормозили центровые соперничающей команды, вышедшие на подстраховку. Дело в такой ситуации заканчивалось либо потерей, либо же вынужденной передачей назад на дугу, где атаку приходилось начинать заново. Сейчас же у Планинича есть новое продолжение для своих проходов. Его скидки за спину «большим» соперника на свободного Кауна доставили немало проблем противникам ЦСКА. Теперь обороняющимся в «краске» приходится решать новую дилемму выдвигаться на подстраховку проходов хитрого хорватского разыгрывающего или же караулить под кольцом молодого российского центрового.
Перемены в индивидуальной игре коснулись не только Зорана Планинича. Другие лидеры ЦСКА тоже стали действовать по-новому. Вообще в команде Мессины большинство игроков были ограничены некими рамками и схемами. Итальянский специалист стремился использовать только лучшие стороны своих игроков, не давая тем особых возможностей для самостоятельных экспериментов. Если Лэнгдон лучше всего умеет бросать, то пусть он только бросает. Если Хряпа лучше всего действует вблизи кольца, то пусть он там и играет. Таким образом, многие игроки ЦСКА становились предсказуемыми и несколько ограниченными в своих действиях.
Новый наставник армейцев дал своим игрокам больше свободы. И как оказалось, сделал он это не зря
Новый наставник армейцев дал своим игрокам больше свободы. И как оказалось, сделал он это не зря. Лидеры ЦСКА показали, что они способны на большее, чем требовал от них Мессина. Единственным «неизменившимся» остался Рамунас Шишкаускас. Литовский форвард действует в той же манере, что и в прошлом сезоне. Даже комбинации с участием Рамунаса выглядят практически идентичными. Все те же выбегания из-за заслонов и тягучие проходы в «краску». Единственным изменением выглядят разве что участившееся передачи внутрь трехсекундной зоны. Так что недавние слова Шишкаускаса о том, что с уходом Мессины тактика ЦСКА нисколько не изменилась, по отношению к собственной игре выглядят чистой правдой.
Зато все остальные «ветераны» сумели привнести в свою игру что-то новое. Траджан Лэнгдон, к примеру, избавился от клише просто бросающего игрока. Теперь американский защитник проводит с мячом намного больше времени, чем ему требуется на бросок. Традж показал себя разносторонним игроком. Он оказался способен пойти в результативный проход, обыграть любого соперника и отдать хорошую передачу. Его партнер по команде Виктор Хряпа проявил себя отличным организатором атак. О том, что российский форвард умеет классно пасовать с периметра в трехсекундную зону, было известно давно. Вот только в ЦСКА реализовать подобную возможность долгое время было проблематично. Сейчас же у Виктора есть достойные адресаты для передач как с периметра в «краску», так и из «краски» на периметр, что не замедлило сказаться на его статистических показателях. Хряпа является лучшим ассистентом в ЦСКА.
Самые большие же изменения коснулись игры Джона Роберта Холдена. Джей Ар провел невзрачный предыдущий сезон, в котором он вынужден был больше играть на партнеров. В обновленном ЦСКА Холден сосредоточился сугубо на атаках кольца. Отточенные за прошедшее межсезонье бросковые навыки стали давать положительный эффект с первых же матчей. Джей Ар, хоть и числится номинально разыгрывающим, по сути же является типичным вторым номером эдаким «шутером». В его задачу входит только набор очков, а розыгрыш комбинаций и все остальные диспетчерские функции отданы на откуп Планиничу и Хряпе. Сейчас Джей Ар является лучшим снайпером команды и все чаще в концовках напряженных матчей партнеры стараются нагружать мячами именно Холдена.
Изменились и акценты в нападении против «зоны». Как известно, такой способ коллективной защиты позволяет компенсировать индивидуальные пробелы игроков в обороне. «Зона» также снижает количество получаемых в защите фолов и что наиболее важно в матчах именно против ЦСКА менее уязвима против комбинаций из заслонов, которые армейцы очень любят использовать. Чтобы успешно противостоять такой обороне одного индивидуального мастерства недостаточно, необходимо хорошее командное взаимодействие. Нападение против «зоны» это чистой воды тактика. Противостоять такой защите можно только с помощью многократно отработанных на играх и тренировках специальных комбинаций, успех которых напрямую зависит от четкости и правильности их исполнения.
В прошлом сезоне красно-синие в основном старались разбивать оборону противника бросками издали и со средних дистанций. Армейцы сжимали «зону» передачами на линию штрафного броска и в центр с последующими скидками мяча снайперам, а также за счет движения и быстрой перепасовки, пытались найти передачей свободного партнера на дуге. Роль центровых при этом сводилась лишь к борьбе за отскок на чужом щите и в качестве распасовщика в районе линии штрафных бросков. Остальные приемы против зонной защиты у Мессины были в меньшем почете.
Нынешний ЦСКА использует совершенно другие способы борьбы с зонной защитой. Евгений Пашутин делает большую ставку на проходы, а также на целенаправленные передачи в трехсекундную зону на своих центровых. Красно-синие пытаются разбивать «зону» изнутри. Армейцы предварительно стараются максимально растянуть защиту соперника передачами мяча по периметру с обязательными угрозами бросков по кольцу издали, а затем отдают мяч под кольцо или же идут в проход. В случае же, если центровым из-под кольца атаковать неудобно, они всегда могут найти передачей свободного партнера на дуге.
Сравнивая прошлогодний ЦСКА с нынешним, можно отметить, что, несмотря на то, что новый главный тренер команды Евгений Пашутин является учеником предыдущего наставника красно-синих Этторе Мессины и то, что армейцы сумели сохранить в своем составе в межсезонье большинство лидеров, эти команды хотя и имеют много общего, но при этом заметно отличаются друг от друга. Так же, как и в предыдущем сезоне, в нападении ЦСКА по-прежнему все решает задняя линия. Прекрасный набор уникальных исполнителей делает армейцев грозой для любого соперника. Приход Евгения Пашутина не нарушил гармонии в игре лидеров ЦСКА, даже наоборот задняя линия команды, получив больше свободы и возможностей для экспериментов, стала действовать еще продуктивнее.
Игра ЦСКА в нападении в новом сезоне перестала быть сухой и академичной и, наконец-то, приобрела какую-то живость и задор
Наибольшие же перемены произошли в действиях 4-5-х номеров команды. Да, «большие» в прошлогоднем ЦСКА были более мастеровитыми и самостоятельными. Они чаще получали мяч и много атаковали. Вот только большинство передач их находило за пределами «краски». И они стремились решать эпизод за счет броска, а не путем продавливания соперника под кольцом. Нынешние «большие» красно-синих, хотя и не столь знамениты как их предшественники, но тоже смогли найти себе достойное место на площадке. И если уровень Виктора Хряпы не подлежал сомнению, то вот прогресс Саши Кауна стал откровением для многих специалистов и простых болельщиков. Молодой российский центровой сумел привнести в действия ЦСКА некую изюминку. Теперь в «краске» соперников армейского клуба частенько загорается пожар, который погасить с каждым следующим матчем становится все тяжелее и тяжелее.
Игра ЦСКА в нападении в новом сезоне перестала быть сухой и академичной и, наконец-то, приобрела какую-то живость и задор. Да, неудачные матчи теперь случаются чаще. И нападение и защита порой дают сбой. Случаются всплески и провалы. Но при всем при этом нельзя не отметить один бесспорный факт.
Смотреть матчи армейского клуба в новом сезоне стало гораздо интереснее.
И ещё. Я не соглашусь с тем, что Пашутин потерял «в «качестве» игроков». Он, скорее, потерял в количестве «качественных» игроков. И это одна из причин почему он играет короткой скамейкой и почему нанешний ЦСКА отличается от Мессиновского. Играй сейчас хотя бы Смодиш и мы запросто, пусть и эпизодически, могли бы увидеть тот самый «мессиновский» стиль ЦСКА. Просто Пашутин лишён возможности иметь в обойме подобных игроков и поэтому выжимает максимум возможного из «имеющихся ресурсов». И, как говорит Матеранский, вопрос в том, насколько этих ресурсов хватит.
Чем мне нравится нынешний ЦСКА - прекратилась игра «если не знаешь, что делать с мячем - отдай его Смодишу». Хотя, возможно поэтому, в концовке ряда атак чувствуется некоторая нервозность.