5 мин.

Синдром Штурмовика. Эпитафия для «Шарлотт Бобкэтс»

конец эры леброна

В 2011 году была издана и поступила в продажу книга «Блудница Акрона» про ЛеБрона Джеймса. Ее автор, Скотт Рааб, журналист, работавший в GQ и ныне публикующийся в американском журнале Esquire, вообще-то специализируется на интервью со знаменитостями. Выход той книги  сопровождался многочисленными скандальными высказываниями, в которых автор, например, желал Джеймсу получить серьезную травму и называл его воплощение зла. Шумиха поднялась приличная, Рааба лишили права допуска на матчи «Хит», и часть даже самых лютых хейтеров признала что, мол, «это уже слишком».

Но, как и большинство произведений и событий, опутанных туманом «скандал, интриг и расследований», книга оказалось совсем не о том, о чем все думали.

Книга повествовала о городе Кливленд и его непростой спортивной судьбе, о его жителях и их надеждах, о горечи поражения и усталости от болезненной привязанности к родному городу. И история ЛеБрона Джеймса – местного мальчика, который подарил надежду всем спортивным болельщикам города и затем прилюдно, на национальном телевидении, смыл ее в унитаз – стала лишь последней каплей в чаше терпения города-неудачника.

Кливленд считается проклятым в спортивном плане городом США. Ни одна из крупных профессиональных команд города Кливленд не побеждала в своем чемпионате с 1964 года. С командами из Кливленда связано по несколько известнейших событий (те самые которые называют с определенным артиклем, подчеркивая их значимость: The Fumble, The Drive, The Catch, The Shot, The Move, The Decision, The Streak) каждое из которых обернулось не в пользу кливлендской команды и стало шрамом на сердце любого болельщика из этого города. И сегодня легко себе представить уровень отчаяния болельщиков в Кливленде, когда видишь выбегающего на площадку домашнего матча «Кавалиерз» против «Майами» паренька одетого в футболку с надписью «Леброн, мы скучаем по тебе».

Но к чему это я. Книга Скотта Рааба (до сих пор, кстати, обиженного на Джеймса) была очень горькой, но уморительно смешной и любопытной, но не имеет никакого отношения к теме данного блога.

***

Как говорится, третьего дня прочитал книгу «The Breaks of the Wind» (отсылка к «Breaks of the Game» Дэвида Хэлберстама, но с подтекстом), автором которой стал Blogcat, один из ведущих блоггеров и болельщиков «Бобкэтс» обитающий на сайте BobcatsPlanet.com. Этот 80 страничный труд представляет собой поэтапную субъективную хронику сезона 2011/2012, который «Бобкэтс» закончили с худшим процентом побед в истории лиги и получили клеймо худшей команды в истории лиги.

Из-за локаута команды в том сезоне провели всего по 66 игр, но трудно представить, что произошло бы с автором книги, если бы ему пришлось пережить полный и цельный сезон в исполнении той безобразной команды. Почти каждая из описанных игр (7 побед плюс игры, которые автор не смог увидеть из-за того, что они не были показаны по телевизору ввиду конфликта внутри телевизионной компании, транслировавшей матчи) достойна того, чтобы сниться ее свидетелю в кошмарных снах. Ведь, по словам автора, «наша команда была так ужасна, что даже победы было легче оправдать ошибками соперников, а не успехами самих игроков «Бобкэтс»».

«Игроки «Бобкэтс» так плохо «стреляют» по кольцу, что мне иногда кажется, что я болею за Штурмовиков из «Звездных войн» или нацистов из «Индианы Джонса»

Но помимо стенаний (примерно 90% текста) о том, что «Бобкэтс» были так мучительно ужасны, что просмотр их игр помог бы Джиму Кэвизелу войти в роль для фильма «Страсти Христовы», автор также успевает пройтись по ряду достаточно любопытных феноменов, которые как ничто другое характеризуют сегодняшнюю лигу.

«Одна из немногочисленных радостей боления за «Бобкэтс» проявляется тогда, когда видишь, какой серьезный уровень паники поднимается в стане соперника каждый раз, когда «Бобкэтс» все-таки выигрывают. Для команды вроде «Нью-Йорк Никс» поражение от команды вроде «Шарлотт» может стать причиной настоящего экзистенциального кризиса»

Непомерно раздутые контракты, которые рано или поздно в большинстве случаев становятся обузой для команды (в данном случае потоки ненависти обращены на Гану Диопа и Тайруса Томаса); актуальная для американцев проблема выбора в пользу удаленного просмотра игр по телевизору или через League Pass, нежели похода на арену для непосредственного присутствия; неистребимый потолком зарплат конфликт большого игрока и маленького рынка; унылые, надоедливые и, порой, раздражающие комментаторы и разительный контраст между местными и национальными комментаторами;  – все эти вещи находят отражения даже в «дневниковых» впечатлениях рядового болельщика.

И, конечно же, критика идеи слива сезона и тактики «сиюминутного проигрыша ради будущих побед». Этому в книге уделяется не так много внимания, ведь автор с самого начала ощущает себя поставленным перед фактом грядущего тотального слива.

«Если клуб поставил своей целью не только поражения, но и смерть главного тренера от остановки сердца, то такой состав – это именно то, что нужно»

Но лично меня как читателя задел вопрос о том, что сегодня команды, даже уже не помышляя ни о каком спортивно принципе (глядите какой инфантилизм) готовы войти в историю, как худшая из организаций, ради повышения шансов (без гарантии) на высший пик на драфте. Ведь, как справедливо заметил в своей заметке Рик Боннелл, обозреватель НБА для Charlotte Observer, ни ЛеБрон, ни Кармело, ни Крис Бош так и не принесли выбравшему их на драфте клубу ни одного чемпионства (с 1996 года только три два игрока выбранных в первой пятерке привели команду, выбравшую их на драфте, к чемпионству – Дуэйн Уэйд и Тим Данкан + Дарко Миличич) и уже давно сменили место работы. Пока вопрос о целесообразности «танкинга» (намеренного слива) остается открытым.

Но остается также вопрос о том, что именно эта книга, хоть и местами уморительно смешная, но практически целиком сконцентрированная вокруг убогости организации под названием «Шарлотт Бобкэтс» в связи с неумолимо приближающимся возвращением к культуре «Хорнетс» может стать эпитафией всего периода клуба с 2004 по 2014 год. Ведь грядущий ребрендинг больше похож на бегство руководства от собственных ошибок и попытку за ностальгией спрятать прошлые неудачи. В рекламной компании, приуроченной к возвращению к старой цветовой гамме атрибутики команды предлагается «снова раскрасить город» из чего следует вывод, что пока еще текущий, но уже отживший свое проект признан бесветным, бесхарактерным и, собственно, бесполезным.

Хотя в успехе проекта возрождения «Хорнетс» в родном городе сомневаться нет ни единого повода. Даже без преемственности истории (хотя и об этом идут разговоры) новые «Хорнетс» будут олицетворять продолжение старых.

Как будто и не было никаких «Бобкэтс».

***

Купить книгу The Breaks of the Wind можно здесь