12 мин.

I Believe I Can Fly

Как уже писал в своем предыдущем посте (он же заявка на участие в проекте «Международная школа спортивной журналистики»), интерес к НБА у меня, по сути, начался с покупки журнала для наклеек «Баскетбол НБА», выпущенного к сезону 1996-97. Это так. Но не только! Сейчас мне хотелось бы рассказать о не менее знаковом для меня творении. Произведению, благодаря которому мой зарождающийся интерес к НБА разгорелся с еще большей силой.

На секунду вернусь в далёкий 1996 год… Пока я с упоением погружался в мало знакомый для меня мир, принадлежащий невероятным заокеанским атлетам, знакомясь с ними посредством вклеивания их фотокарточек в специально предназначенный для этого журнал и тратя на это новое увлечение деньги, выделяемые моими родителями мне на покупку чая и булочек в школьной столовой… Где-то, в практически параллельной Вселенной, завершался монтаж одного интересного, с многих точек зрения, фильма. Или, скороее, мультфильма. Для наибольшей точности буду называть его мульто-фильмом. Главную роль в нем играл не какой-то там голливудский сурок Билл Мюррей, а самый что ни на есть настоящий, великий и ужасный Майкл Джордан! Царь, просто Царь. А также любимые мультяшки Looney Tunes, во главе с Багзом Банни. Да-да, речь сейчас пойдет о всем вам хорошо известном, нетленном «Космическом джеме».

space jam cover

Так вот. В 1997 году ко мне в руки попала, как сейчас помню, ярко оформленная видеокассета, на обложке которой красовался Майкл и его друзья по несчастью. На тот момент, в моей коллекции было всего две-три кассеты, на которых было записано не по два фильма, как тогда было принято, а всего по одному. Этот факт, вкупе с красочными обложками подобных кассет, заставляли относиться к ним с каким-то особенным трепетом.

В общем, ознакомился я с ним… Хотя, нет! «Ознакомиться» тут не совсем верный термин, ведь этот фильм я совсем скоро затер до дыр! Уже в самом его начале, когда под вступительные титры демонстрировалась нарезка ярких моментов в исполнении Воздушного Майкла, я впадал в транс и не мог оторваться до финальной песни «I Believe I Can Fly» в исполнении R. Kelly. Кстати, этот отличный мотивирующий трек в 1998 году взял премию Грэмми. Если кто не знал.

Уверен, фильм этот видели если и не все местные пользователи, то уж точно большинству из вас он отлично знаком. Во всяком случае, все мои знакомые, даже не интересующиеся баскетболом, этот фильм знают. Я проводил опрос. Поэтому сюжет описывать не стану. Идея данной публикации состояла совсем вдругом: найти и проанализировать статистику данного матча.

Статистику, слава Гуглу, я пробил моментально. За картинки с этой статистикой спасибо сайту www.wired.com. Сразу оговорюсь, картинки эти там сопровождает качественная аналитика от The Harvard College Sports Analysis Collective, но моя совесть чиста: их статью я сознательно прочитал только после того, как провел свой анализ. Так что если вздумаете прочитать их материал и обнаружите в нём какие-либо сходства и совпадения, то моей вины в этом нет. Плагиат я категорически не приемлю.

Собственно, что мы видим? А видим мы, помимо яркого видеоряда, множество великолепных, довольно точных и очень тонких мелочей, которые волей-неволей заставляют проводить параллели с миром НБА.

Сначала рассмотрим светлую сторону силы:

tunes boxscore
  • Майкл набирает более половины очков своей команды. Этот факт совсем не удивляет. А удивляет 100%-реализация бросков! Но вы же понимаете, что это не какой-то там финал НБА, здесь на кону стояла свобода мультяшек и самого Майкла. А за свободу любой чернокожий способен на удивительные подвиги, что хорошо продемонстрировал нам Квентин Тарантино в своем последнем фильме (да простит меня Спайк Ли, которого этот фильм очень уж задел за живое). Так что этот перфоманс Эм Джея можно объяснить. Кстати, как и в Чикаго, без помощи своего «Пиппена» и ролевиков, Джордан бы не справился. Мораль ясна и показана на примере одного из ярчайших индивидуалистов в истории игры. А еще, именно благодаря «Джему», я узнал, что Майк под игровые шорты надевал свои счастливые университетские.

  • Багз Банни - опередил время, явив миру первого разыгрывающего нового формата (Кевин Джонсон, прости), каковых сейчас пруд пруди. Игровые прототипы: Роуз и Уэстбрук. Почему опередил время? Да потому что все свои очки он набрал бросками сверху! Ну и соотношение передач к потерям довольно показательное: 3 к 4. Не исключено, что Саша Фирс постигал основы мастерства и вырабатывал свой уникальный стиль, глядя на старину Багза. Чем не учитель? Ну а 5 из 5 с игры у кролика здесь более объяснимы – он, все-таки, не хомо сапиенс, а мультгерой. Хотя, он таки более сапиенс, чем тот же Уэстбрук. Ведь, будучи второй скрипкой в команде, он додумался не перетягивать на себя одеяло и даже сделал одно великое дело: напоил упавших духом игроков своей команды обычной водой из под крана, выдав его за волшебный напиток. Своей хитростью в роли второй опции команды он мне напомнил Ди-Уэйда. А еще почему-то, может и не к месту, вспомнился Рон Харпер, который являясь звездным игроком в Кливленде и Клипперс, набирая там по 20 очков за игру, перейдя в Чикаго, спокойно принял функцию ролевого игрока, ориентированного в первую очередь на защиту, а затем, наряду с другими теневыми героями, помог и Лейкерс завоевать два титула, попутно занимаясь воспитанием Коби. Просто вспомнил я эту его альтруистичность. Замечательный был игрок, к слову.

  • Лола Банни - все броски тоже точно в цель. И тоже одними только данками. Ни дать, ни взять - Шерил Миллер… Только сексапильная :) Никогда не забуду ее короткие шортики и длинные ресницы... И снова, если говорить о роли в команде, напрашивается игрок из Чикаго 90-х – Тони Кукоч. Такой же мягкий и женственный, но, при этом, третий, как и Лола, по значимости, игрок.

  • От Даффи Дака вреда больше, чем пользы. Как и всегда, в прочем. Но надо признать: свои мячи он забил очень вовремя. Этим напомнил Роберта Орри времен Сан-Антонио, когда те в 2005 году играли финал с Детройтом. Это тогда, когда в принципе лень, но руки сами собой творят историю. Везучий селезень, в общем.

  • Тасманчик - трудяга. 2 из 2. И никаких ошибок. Почему-то Карл Лэндри на ум пришёл. Может еще кого-нибудь более подходящего вспомните? Буду рад услышать.

  • Скамейка ничем примечательным не запомнились. 8 очков на 9 игроков, но при этом 7 потерь. Более знающие завсегдатаи, надеюсь, предложат в комментариях свою параллель на этот счет, у меня туго по части никчемных скамеек.

  • 56 очков очков из общих 78 забиты данками. Напомнило Клипперс последних двух сезонов. Но, при этом, все 39 командных бросков достигли цели! Клипперс любого сезона такое не снилось. 

На тёмной стороне силы:

monstars boxscore
  • Игра в два больших и их полное доминирование. МонСтары в этом опередили Сан-Антонио времен «двух башен», и даже переплюнули их, прокачав себе «трёшку» - 9 из 9 с дальней дистанции на двоих. И плевать, что эти трёхи они клали данками! Но отчетливо заметное превосходство в физике было нивелировано отсутствием скамейки. Этим они подтвердили аксиому: одной физухой, но без мозгов и скамейки выиграть невозможно. Тем более, играя вчетвером… Но об этом чуть позже.

  • Pound (он же Сэр Чарльз) - 37 очков, 16 из 16 и 6 перехватов. Продемонстрировал свой уровень сезона 1992-93, когда вывел Финикс в финал. Как и тогда сыграл блестяще, но, как и тогда, личную дуэль Майклу проиграл. Джордан взял характером и длиной одной руки.

  • Bupkus (Патрик Юинг) – вторая звезда в команде. И хотя в целом сыграл блестяще, он является единственным игроком в обеих командах, промахнувшимся в данном матче. Помните, как упрекали Патрика в том, что он сдувается в решающие моменты важных матчей? Здесь этот момент обыграли очень тонко, по-моему. Хотя, вряд ли это было задумкой авторов.

  • Nawt (Маггси Богз) сыграл в своем стиле, т.е. крайне альтруистично: только передачи и перехваты. Жаль только, что набранными очками не отметился.

  • Bang (Ларри Джонсон) оказался довольно полезен, как и свой прототип. Но без искорки. Этим напомнил Блейка Гриффина в последнем ПО. Возможно, наряду с промахом Bupkus’а и отсутствием замен, это и стало важнейшей причиной поражения команды MonStars. Хотя нет, вру…

  • Главной причиной поражения, на мой субъективный взгляд, стало то, что команда играла, по сути, вчетвером! Хотя пятый игрок у них был. И сыграл он с первых минут и до конца матча. Только вот пользы от него – ноль. Blanko (он же Шон «поставьте через меня, пожалуйста» Брэдли) отметился и здесь! Как пишут на том же wired.com: это – самый реалистичный аспект фильма. Я согласен! Респект сценаристам, это - моя любимая параллель в фильме.

На экраны этот мульто-фильм вышел в ноябре 1996 года (из чего я сейчас делаю вывод, что ознакомиться я с ним мог, в лучшем случае, году в 1997). Бюджет составил 80 млн. зеленых, в прокате собрали 230,5 млн. Провалиться он не мог по определению, т.к. все составляющие были беспроигрышными. Но рейтинги у данного творения, при этом, довольно низкие: на кинопоиске - 7.5, а на imdm.com и того ниже – 5.9. Что, кстати, довольно странно, учитывая гораздо больший интерес западного общества к баскетболу, божественный статус самого Майкла тех лет и 72-10 от его Чикаго в том сезоне. С художественной точки зрения данное произведение действительно слабовато, и в этом плане оно действительно уступает своим собратьям по жанру - «Кто подставил кролика Роджера» и «Параллельному миру», с которыми его обычно сравнивают. Но это никоим образом не умаляет достоинств данного мульто-фильма! И чуть ниже, в своих выводах к данной статье, я постараюсь объяснить, почему его ни в коем случае нельзя оценивать, основываясь на рейтингах данных уважаемых источников. И вообще, я надеюсь, что после данного, хоть и довольно шутливого, анализа, те из вас, кто склонен давать оценку чьему-либо творчеству, руководствуясь стандартными критериями, поймут, что критериев, на самом деле, гораздо больше и что на все ситуации можно и нужно смотреть со всех сторон, оценивая их комплексно. Без этого, ни о какой объективности не может быть и речи.

А теперь по всем канонам должны следовать выводы. Вот мои, немного сумбурные, как и основной текст:

  • Не стоит доверять рейтингам, т.к. фильм снимался для детей, а оценки выставляли взрослые. Уверен, что своей целевой аудитории этот фильм пришелся по душе. Естественно, никакой адекватный взрослый человек не станет заморачиваться и специально проводить такой вот анализ для того, чтобы оценить истинную значимость фильма. На это попросту жалко времени. Сия миссия ложиться на плечи таких больных баскетболом персонажей, как я. Поэтому рейтинги эти, зачастую, основываются на оценке сугубо художественной составляющей, а она, как уже говорилось чуть выше, действительно не ахти какая. Хотя, по мне, так и в этом плане у фильма всё в порядке. Для 1996 года вообще шедеврально.

  • По-моему мнению, в данном фильме вместо Ларри Джонсона гораздо гармоничнее бы смотрелся Деннис Родман. Плохой парень из него ничуть не хуже. Но он сам по себе настолько колоритный персонаж, что его даже не обязательно было бы анимировать. Просто вставить таким, какой есть. Никто бы и не заметил! Этим бы, заодно, спасли актерскую карьеру Червяка, которую он через год загубил в зачатке, снявшись «Колонии» с Ван Даммом.

  • Вместо Бредли можно было бы взять Рика Смитса. А в идеале подошел бы Лэймбир, который более соответствует образу злого монстра, но он к тому времени уже, к сожалению, завершил свою карьеру. Но тогда бы мультяхи точно проиграли. И корячился бы Майк до сих пор в парке аттракционов на далекой планете. И не было бы у него еще 3 титулов, молодой жены-модели, своего спортивного бренда, статуса лучшего игрока всех времен и своего собственного парка аттракционов (читай Шалротт Бобкэтс). Хотя, я не уверен, что отсутствие последнего факта многих бы сильно огорчило. Вообще, немного поразмыслив, я пришел к выводу, что в первую очередь Шона добавили в ростер из расовых соображений. Его образ лузера всея НБА – дело второе. Просто даже у монстров должен быть свой «белый» чувак. Его имя в фильме нам на это, между прочим, недвусмысленно намекает. Такая завуалированная политкорректность.

  • Air Jordan XI в расцветке «Space Jam» (да и в любой другой расцветке) – крутейшие баскетбольные шузы всех времен. По сей день. Мечтал о них с 97-го. Несколько лет назад приобрел. Счастлив.

AJ11
  • Никто и подумать не мог, но, возможно, именно этот матч вернул баскетболу Майкла Джордана, заставив его поверить в себя, после неудавшейся бейсбольной отлучки. Спасибо Багзу и остальным мультяшкам))

  • Гольф – чрезвычайно опасная игра. Играя в него, можно запросто угодить в нарисованный мир, где придется сражаться за свободу. А я родился и вырос в России, и слово «свобода» для меня не пустой звук. Я к ней привык))

P.S.

Текст этот был окончательно готов еще вчера. Но я не хотел его выкладывать, пока ramays не объявит результаты отбора в МШСЖ. Отбор я благополучно не прошел. После прочтения текстов победителей отбора, я пришел к выводу, что жюри остановилось на действительно достойных кандидатурах.

Девочек включать нужно обязательно. Во-первых, это - благородно. А, во-вторых, их восприятие мира и реакция на инфоповоды, кто бы там что не говорил, отличаются от мужского, и этот взгляд будет всегда интересно узнать.

Больше всего понравились тексты Kerkeros (обожаю графики и цифры и жду теперь обещанной всесторонней аналитики от него), the biggest fan (потому что его история «заражения» очень похожа на мою и да - потому что ЛАЛ)) ), Вити Свэгера (потому что нравится подход, в целом, и потому что Одесса) и katrin_yours (просто чувствуется, что человек хороший и интересный).

Ребята все молодые, амбициозные. И я желаю всем им успехов!

За собой же оставляю лучшее название блога в адресной строке и неутолимую жажду саморазвития. Через год, когда будет объявлен новый набор в МШСЖ (а в этом я не сомневаюсь), я надеюсь пребывать в статусе одного из самых популярных и уважаемых блоггеров «Трибуны».

P.P.S.

Так как в Школу я не прошел, то вся надежда на вас, на тех, кто читает мой блог. Подписывайтесь, комментируйте, указывайте на недочеты и ошибки. Буду стараться делать этот блог интересным.

Всем спасибо! Ждите эксклюзива!