8 мин.

Просто такая сильная любовь

Я никогда не скрывал своих симпатий или антипатий, ведь просто не видел смысла обманываться самому и пытаться играть в объективность перед другими ради каких-то дешевых вещей. Это был мой сознательный выбор перед стартом каждого из проектов, и, несмотря ни на что, я ни разу об этом не пожалел. Однако, есть особенно острые вещи, которые в моем понимании всегда переходят границу личных предпочтений: односторонние судейские ошибки, непосредственно влияющие на результат матча.

Я никогда не проигнорирую их, вне зависимости от того, пошли ли они на пользу или во вред для тех, кому отданы мои предпочтения. Причина здесь не в каких-то потусторонних обидах или в желании что-то разжечь на ровном месте, а, скорее, в элементарном нарушении баланса сил: узнать, кто сильнее, кто лучше подготовился, кто круче проявил тактическую гибкость, кто полноценее выполнил установку тренера, чем его оппонент — становится крайне проблематично. В такие моменты этот матч с баскетбольной точки зрения для меня заканчивается. Это как открыть протокол после игры и посмотреть на пустые цифры. Эффект сопоставимый. То, что происходит в последнее время в борьбе за плей-офф, как раз и превращает ее в набор пустых мероприятий с заранее предрешенным исходом.

Противостояние добра и зла, которое мы видели в серии «Далласа» против «Майами», приобретает другой окрас и сознательно (подчеркиваю это!) провоцируется лигой. В качестве армии радости, любви и миролюбия выступает каждый из соперников или конкурентов «Лейкерс», ниша самой «Империи Зла» уже давно занята. Беспредел в играх с «Миннесотой» и «Сакраменто» раскалил градус, однако уверенная победа калифорнийской команды над «Далласом» - его заметно снизила. Казалось, что гостевые истории были ничем иным, как лишь сиюминутными попытками подтянуть заглохшую команду к более-менее интригующему финишу сезона, чтобы хорошо продать то, что уже обычно никому не интересно. Возникло подозрение, что после того, как «Маверикс» были переиграны по всем статьям, мы опять вернемся к баскетболу, ведь образовалось ни что иное, как уровень. Ни одного выхода на линию штрафных бросков за последние восемнадцать минут для «Мемфиса» четко продемонстрировали, что это было крайне наивное предположение.

В игре с техасцами «желтые» показали тактически грамотный баскетбол калибра плей-офф, четко продемонстрировав, что они всерьез готовились к этой схватке. Подопечным Д'Антони удалось минимизировать свои слабые стороны. Они стали активно отсекать больших «бродяг» от кольца и от подборов в нападении, не отдав сопернику привычных тринадцати. Лишь Мэрион периодически наказывал зевак, но он, как и многие в этом противостоянии, воспринимал игру уж слишком как личное. «Лейкерс» активно водили мяч по периметру, делились им, забрасывали врага подготовленными трехочковыми, постоянно оказывали давление в борьбе на чужом щите, сбивая сопернику темп, вынуждая его концентрироваться на сохранении отскока, а потом уже на быстром переходе из одной фазы в другую, не позволяя команде Карлайла использовать в полной мере ее перевес в скорости и ширине ротации. Они прекрасно закрыли трехсекундную зону, не давали противнику занимать позицию «на усах». Большие «Маверикс», весьма продуктивные с линии штрафных и в игре спиной к кольцу — остались без легких очков, а отсутствие в составе оппонента хотя бы троих острых проникающих исполнителей привело к весьма сырой и дезорганизованной игре в нападении. По сути, сбив противника на высокие средние и атаки с дальней дистанции без надлежащего ритма, и сократив при этом количество легких очков до минимума, калифорнийцы прекрасно справились с оборонительной частью, что для них — вселенский подвиг. Да и объективно лучший игрок марта на Западе в лице Дирка явно подкачал.

На чужой половине паркета великолепно отыграл Брайант, который правильно заигрывал партнеров, активно брал на себя в моментах, когда можно было продраться к кольцу и отлично разбивал высокие ловушки на себе через передачу ближнему или через низко посаженного Газоля, который с одной стороны зарывался внутрь, с другой — открывал максимально большое количество пространства для снайперов, позволяя им и открываться под бросок, и под проход. В такой ситуации минусы «Лейкерс», такие как потери, штрафные Ховарда, Стив Блейк, не способный перевести мяч на чужую половину под давлением активного быстрого негра, были уже не так ощутимы. Никаких вопросов по самому исходу, его легитимности и по качеству баскетбола здесь не возникло и возникнуть просто не могло.

Следующую игру они также начали весьма приятно, активно набросившись на «Мемфис», удачно закрываясь в обороне и качественно работая на щите, даже несмотря на то, что поддались чужому баскетболу. У калифорнийской команды был ощутимый бонус в дальней артиллерии, да и внутренный заряд того же Кларка долгое время был определяющим. Конечно, сколько бы они не попадали, но проблему с потерями хозяева не могли бы решить априори, как из-за качества командной защиты гостей, так и из-за индивидуальных особенностей Конли, младшего Газоля, Принса и Тони Аллена, всегда активно форсирующих возможность перехвата мяча. Да и тот факт, что у калифорнийского коллектива просто нет запасных игроков задней линии как вида, на фоне получившего свободу после обмена Руди Гея Бэйлиса, наверняка оставлял бы клуб из Теннесси в игре в практически любой ситуации в первой половине. Когда же «Гриззлис» после перерыва наконец-то разобрались с тем, как правильно остановить противника в нападении, нас ткнули носом в то, что уже успело приестся.

Подопечные Холлинза провели образцовые шесть минут, на таких детей учить можно. Они играли на получение против больших, используя как активную заднюю линию, так и быстрые руки Марка и Зака. Они форсировали исключительно высокие средние или тяжелые броски из под страхующего Газоля-младшего из невыгодного для атаки положения. Глупые фолы Ховарда и статус тактически безграмотной команды, приобретенный «Лейкерс» благодаря тренерской чехарде и пятнадцати не работающих системам за один сезон - сделали все остальное.

Как только «Мемфис» стал полностью управлять игрой, судьи просто прекратили свистеть пробивные фолы на гостях. Зак Рэндольф набрал «два+один» в отрыве за 6:09 до окончания третьей четверти и с тех пор клуб из Теннесси не пробил ни одного штрафного, имея только, как минимум - пять очевидных и без повтора ситуаций (спасибо привычно убогой трансляции от NBA TV), в которых можно было выводить гостей на линию. Особенно удивительным был момент, когда Эрл Кларк накрывал в отрыве Куинси Пондекстера, толкал находящегося в воздухе противника одной рукой, а блокировал — другой, причем если два арбитра не могли видеть ситуацию в полной мере (один опоздал, другой занял невыгодный ракурс), то третий — Беннет Сальваторе (#15) — смотрел прямо на этот эпизод без каких-либо помех. Clear angle, как принято говорить. Бенни особо любим мной, за то, что обслуживал знаменитый пятый матч серии между «Маверикс» и «Рокетс» (уже приговор), а тот факт, что именно он, находясь у лицевой, показал, что заступивший на метр Майкл Финли все сделал по правилам — предопределил отношение многих к нему на века.

Все, что было дальше уже сложно назвать баскетболом, который мне интересен. С точки зрения игры, ее динамики и человеческого фактора, ни одна баскетбольная команда, начиная от двора и заканчивая НБА, не может не выйти на линию штрафных в течении восемнадцати минут. Даже когда сборные из непонятных стран выходят играть против звезд из США — они все равно так или иначе умудряются выползать на линию, причем делали этот как в 92-ом, так и в 2012-ом. Это полноценная составляющая игры. Высокий темп — скорость, пространство, увеличение количества проходов, ведущие к попыткам лишить соперника легких двух из под кольца, низкий, позиционный — увеличение контакта и количества подборов в нападении, физическая борьба, рубка за позицию, возможности добавить в кольцо, будучи под прессом троих находящихся в воздухе противников, не говоря уже про то, какую роль в такой ситуации играет резкий переход из одной фазы, в другую, вырывающийся из общей картины, который нужно всеми силами срывать и пресекать.

Исход борьбы за плей-офф становится все более и более очевидным, а «Юта», как и сначала «Даллас», оказывается под невероятным прессом: они одерживают победы, их конкуренты играют гораздо хуже, но отрыв от них не увеличивается и увеличиваться не собирается. Как спортсмен, вы просто не видите результата от собственных стараний. Причем, самое смешное в этой ситуации то, что с одной стороны «Лейкерс» доказывают, что не способны без помощи арбитров обыграть не только сильные команды, но и аутсайдеров, сделав это «чисто», но при этом все равно кое-где могут играть в весьма хороший баскетбол, если соберутся с мыслями. Класс команды уровня плей-офф как раз определяется умением взять не одну игру из четырех, а как минимум три из пяти. Стабильность его признак. У калифорнийцев этого класса в этом сезоне не было практически ни на одном из этапов чемпионата, но я не вижу никаких шансов у «Джаз» на то, чтобы их обогнать. Не видел ни месяц назад, ни сегодня, потому что нынешняя ситуация — предсказуема донельзя.

Особенно забавляет овчинка, ради которой Стерн и компания зачудили такую выделку. «Лейкерс» выходят на «Тандер» или «Спёрс», команды с продуктивными и агрессивными первыми номерами, которые всегда делают им бо-бо. На одной чаше весов нереальная задача по тому, как остановить Уэстбрука, Дюрэнта и оставить силы Брайанта на то, чтобы их перестрелять со всеми его травмами и минутами, на другой — принципиальное противостояние со «Спёрс», где уже изначально известен результат каждой «крепкой» концовки, вспоминая то, как Грегг Попович в сериях с «Финиксом» открывал пачку «Принглс» и нагло жрал ее прямо на скамейке, а ведь та команда была даже более управляемой, сам тренер-долгожитель менее гибким. За эти годы Поп продолжил развиваться, а его визави объективно остановился в росте.

Зачем все это?

Просто такая сильная любовь. Ну, и деньги. Других объяснений я не вижу.