Славянская пятерка «Енисея»
«Обидно! Именно так. Обидно начинать сезон с необязательного поражения» – именно с этих слов начиналась статья после первого матча «Енисея» в текущем баскетбольном году. Тогда еще казалось, что эту команду будет ждать светлое будущее. Однако произнесенные первыми слова в итоге оказались пророческими. «Сезон упущенных возможностей» – именно так можно озаглавить резюме по итогам выступления команды. Причем начинать подводить итоги можно было бы уже сейчас. В Единой Лиге ВТБ сезон закончен де-юре, а в первенстве ПБЛ де-факто (избежать последнего места поможет только чудо).
Но в загашнике у команды остается еще Кубок России, и просто так отмахиваться от этого турнира не стоит. Все-таки это какой-никакой титул, в довесок к которому идет и неплохое денежное вознаграждение, и путевка в Еврочеллендж. Собственно для «Енисея» это единственная реальная возможность скрасить уходящий сезон. Благо шансы хлопнуть дверью у команды очень даже неплохие. В финальной пульке турнира нет ни одного гранда отечественного баскетбола. И даже самый титулованный участник и одновременно будущий соперник красноярцев питерский «Спартак» не выглядит такой уж непреодолимой преградой. Красно-белая дружина в весенний период далека от своей оптимальной формы и сейчас также, как и сибиряки, находится в полосе ощутимого спада.
Впрочем, решать судьбу полуфинала все равно придется игрокам «Енисея». И сейчас очень важно, в каком виде подойдет команда к решающим поединкам. Недавние матчи вновь дали пищу для размышления. Причем именно последняя встреча с УНИКСом стала индикатором происходящих внутри процессов. Как мне видится, будущее противостояние с питерским «Спартаком» в первую очередь станет схваткой характеров, а уже потом мастерства. Здесь и лежит возможный ключик «Енисея» к успеху. Как говорится, если мы не можем обыграть соперника в изящной манере, давайте попробуем его побороть.
К чему были сказаны такие высокопарные и помпезные слова… Мотивация – вот ключевой фактор, определяющий действия красноярской дружины в последних встречах. Вот почему поединок в Казани и стал лакмусовой бумажкой. Слишком уж явно здесь проявились различия в «желании» у славянской дружины (россияне + Киканович) и американских легионеров.
На исходе третьей четверти матча, когда разница в счете перешагнула 20-очковый рубеж, на паркете в составе «Енисея» появилась русская пятерка: Кривошеев – Губанов – Комаровский – Котишевский – Зайцев. Со стороны тренерского штаба гостей это выглядело капитуляцией, так в чисто отечественном варианте в нынешнем сезоне сибиряки выступают только в «мусорных» отрезках игры. На деле же такой вариант состава лично для меня стал неожиданным, но приятным открытием.
Нет, никакого чуда и не произошло. Да и не могло его произойти. Сырая несыгранная пятерка – ее слабости сразу стали видны невооруженным взглядом. Нападение выглядело слишком сумбурным. В отсутствие привычных американских заводил, игроки где-то терялись, да и не всегда могли и просто успевали решить, что же им делать с мячом. О какой-либо стройности говорить даже и не приходилось. За три с небольшим минуты отведенных чисто славянской пятерке на стыке третьей и четвертой десятиминуток сибиряки набрали 6 очков. Комаровский вынудил нарушить правила Каймакоглу, Губанов забил из-под кольца после перехвата в ходе прессинга, а Зайцев попал нелогичный мяч в безумном проходе. Никакого изысканного позиционного нападения не было и в помине, только трудовые мячи.
Но при всем при этом красноярцы с лихвой компенсировали нестабильность нападения безумной самоотдачей в обороне. Честно, я был поражен, с какой агрессией в эти минуты защищались баскетболисты «Енисея». Сдваивания, подстраховки, постоянное давление на мяч, неугасаемое движение – все это ставило нападение УНИКСа в жесткие тиски и рамки. В действиях россиян отчетливо виделись настоящая спортивная злость, желание доказать всем и вся, неугасимая жажда борьбы и истинный командный дух.
При этом особой статьей здесь стал прессинг. Пожалуй, впервые в сезоне я увидел, что этот элемент в руках игроков красноярцев может быть не только декоративным элементом, но и приносить реальный эффект.
В целом же следствием такой оборонительной свистопляски стало то, что при наличии на паркете Веремеенко, Эйдсона, Чэтмена и Шабалкина большинство бросков хозяев было отдано на откуп Сергееву, который при таком наборе исполнителей был лишь пятой опцией в нападении казанцев. Да и атаки свои Павел совершал либо под серьезным давлением через руки, либо с не слишком удобной дистанции.
В итоге за те же три с небольшим минуты «Енисей» пропустил всего 2 очка. Да и те стали следствием не просчетов в обороне, а все того же сырого нападения. На старте заключительной десятиминутки нерасторопность разыгрывающего в работе с мячом на дриблинге позволили Чэтмену совершить перехват и убежать в быстрый отрыв на чистое кольцо.
Но, пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией к славянской пятерке «Енисея» стал момент в самой концовке третьей четверти. Слава Зайцев снова потерял мяч на пустом месте, но при этом не выключился из игры и вместо формального сопровождения (как это в последнее время присуще нашим американцам) оказал реальный отпор атакующей стороне. Сначала он затормозил продвижение к кольцу Чэтмена, после чего помешал прицельному броску Эйдсона из-под кольца. В этом и была вся суть. Сырое нападение – безумная самоотдача в защите.
Понятно, что на постоянной основе использовать такой подход не имеет смысла. Однако для того, чтобы «взорвать» игру на коротком отрезке или же наоборот ее «заморозить» подобные варианты стоит взять на вооружение. Использовать их можно, скажем, в начале второй четверти и на стыке третьей и четвертой десятиминуток. К тому же успешным может стать и комбинированный вариант состава, когда к славянской братии (в число коих мы относим и Ризвича с Кикановичем) будет добавлять один и только один из американских баскетболистов. Этот прием уже неплохо себя показал в поединке с УНИКСом.
В последней четверти поединка Рич и Даудэлл вместе на паркете находились около двух минут, и «Енисей» этот отрезок проиграл со счетом – 2:4. После этого Забиан до конца встречи уселся на скамейку, уступив свое место заметно прибавившему в последних матчах Зайцеву. Как результат, финиш встречи остался за сибиряками – 13:6. При этом главной атакующей силой в их рядах был Рич, а его некоторые оборонительные слабости сполна компенсировались самоотдачей партнеров по команде.
Собственно наглядно посмотреть влияние американских защитников на игру «Енисея» в матче с УНИКСом можно в следующей таблице.
И здесь мы опять возвращаемся к давнему вопросу совместимости Рича и Даудэлла. Еще два месяца назад я отмечал, что эти защитники фактически дублируют друг друга. Время прошло, но ситуация по большому счету никак не поменялась. Джейсон и Забиан действуют лучше и продуктивнее тогда, когда они играют отдельно друг от друга. Неудивительно, что все три свои победы в последнее время «Енисей» одержал именно в тех поединках, когда складывалась подобная ситуация. В кубковых встречах легионеров развел лимит, а в матч с «Нимбурком» Рич пропустил из-за пищевого отравления. Ну и чтобы не повторяться и не быть голословным, предлагаю за подтверждением моих слов вновь обратиться к табличным цифрам.
Данные по последним трем встречам «Енисея» (за исключением матча с «Университетом», где был особый лимит) более чем красноречивы. С Ричем и Даудэллом у «Енисея» провисает не только нападение, но и заметно портится защита.
Все это, конечно, хорошо. Однако цифры цифрами, но реальность зачастую далека от этих статистических выкладок. В преддверии финальных матчей Кубка России тренерскому штабу «Енисея» предстоит изрядно поломать голову в поисках оптимальных вариантов состава. Делать ли ставку на братьев-славян? Есть ли резон разводить по времени Рича и Даудэлла? Как быть с Джефферсоном, который явно устал от игры за «Енисей»? Все эти вопросы, пока остаются без ответа. Но именно здесь и может скрываться тот самый «золотой ключик», который откроет дверцу для сибиряков к их маленькому триумфу.