А был ли мальчик?
В прошлом году мне не раз приходилось то тут, то там слышать/читать, что, мол, российское первенство сейчас второе по силе после НБА. На первый взгляд, вроде да. В ростерах пестрят именами европейские звезды, клубы берут все еврокубки, которые только возможны. Зарплаты, контракты, все такое. Но сердце ведь не обманешь. Вот не верило оно в этот тезис и хоть ты тресни. И вот, сейчас, я, пожалуй, попробую сформулировать, что именно смущало меня в такие минуты. Во-первых — предсказуемость. Чемпион известен заранее. Одно это убивает интерес к первенству напрочь. Да, в сезоне получается целый ряд довольно интересных со всех точек зрения матчей. Да, лидеры иногда (я бы даже сказал «очень иногда») проигрывают аутсайдерам. Но исключения лишь подтверждают правила. Суперлига предсказуема до мозга костей. Испания и Италия в этом отношении гораздо более привлекательны для зрителей, чем российский чемпионат. Это проблема. Но, думается, проблема временная. При условии, что богатые спонсоры не потеряют интерес к баскетболу, конечно. Но это уже другая тема.
Второй момент — показ. Точнее его отсутствие. Этот фактор едва ли не важнее, чем все остальное. Все баснословные деньги смываются в унитаз, если матчи команды не идут по «ящику». За примерами далеко ходить не нужно. Уже неделю как начался новый чемпионат России. За это время было сыграно довольно серьезное количество матчей. Я специально посчитал — 16. Вы почувствовали начало чемпионата? Я — нет. Ну глянул я послематчевую статистику. Вот Ершов отжог, а Шпигель не играл. Ну и что? Это не баскетбол. Баскетбол — это 40 минут чистого времени. Баскетбол — это игра со своей драматургией, тактикой, психологией. Только увидев это, можно прочувствовать сезон. Простыни цифр лишь помогают лучше вникнуть в суть. Картинка первична. А ее нет. Знаете, есть такая задачка: если в горах прогремел гром, но его никто не услышал, был ли гром на самом деле? Вот так и у нас. А был ли мальчик?
Какие рецепты можно предложить в создавшейся ситуации? Насколько я понимаю, сейчас с правами на трансляции дело обстоит примерно так: клубы сами распоряжаются правами, времени, сил и желания на активное продвижение их на каналы у клубов нет, поэтому дело с мертвой точки не двигается. Если это так, то сделать нужно вот что. Необходимо создать специальную промоутерскую компанию, которой все клубы Суперлиги передадут права на трансляции своих матчей. Главной и единственной задачей этой компании будет активное продвижение баскетбольного продукта на телевидение.
Почему это выгодно клубам? Во-первых, исчезает лишняя головная боль с поиском, куда бы приткнуть трансляции. Во-вторых, компания сможет продавать матчи не только на внутрироссийском рынке, а и на европейском. А это гораздо большие деньги, чем, если бы клуб действовал в одиночку. Компания сможет предлагать целый пакет под названием «Чемпионат России», а не разрозненные матчи отдельных команд. Сама же компания, естественно, работает за свои проценты. Такая система уже второй год внедряется в футбольном чемпионате Украины. Футбола реально стало больше на ТВ. Такая же система, если я не ошибаюсь, начала работать в НХЛ после локаута. Наверняка она же используется и в других европейских странах.
У показа, кстати говоря, есть еще один аспект. Даже если вышеописанная компания начнет работать, то дела у нее пойдут далеко не так хорошо, как хотелось бы. Причина тому — качество картинки. В Европе не захотят смотреть темную и мутную трансляцию с ограниченным количеством камер. А у нас, к сожалению, не московские трансляции особым качеством не блещут. Да и московские тоже есть куда улучшать. Совсем недавно я смотрел чемпионат Испании. «Барса» играла с «Памесой». Кайф от картинки был неимоверный. Испанские ребята используют возможности телевидения по максимуму. Титровка, статистика, повторы, крупные планы — все по делу и на высоте. Наверняка вы сами замечали разницу в показе во время трансляций Евролиги из Испании.
Подытожив вышесказанное, отмечу, что популярность любого вида спорта в любой стране всегда будет лежать на трех китах: уровень спортсменов/команд, ТВ-трансляции, освещение в СМИ (анализ). И если со спортсменами в клубном российском баскетболе вроде бы все довольно неплохо (осталось только подождать годика два, пока подровняется уровень игры основных команд), то с ТВ-показом нужно что-то делать. Самое главное, что дело-то реальное. Почему-то уверен, что менеджеры, способные продвинуть баскетбол на экраны, найдутся.