Пиренейский «Финикс Санз»
В среду ЦСКА играет в Евролиге с французским «По-Ортезом». Матч этот пройдет в По. В принципе, проблем с французами возникнуть не должно, но я все же предлагаю детально проанализировать состав, тактику и отдельные персоналии «По-Ортеза». Чего ждать армейцам в этой встрече. Подобные обзоры я собираюсь делать регулярно, даже несмотря на несколько нейтральное отношение к первому моему материалу из этого цикла: «Тау» — «Динамо». Превью . Мне кажется, что подобных баскетбольных статей в русскоязычной прессе не хватает, посему буду делать, что считаю интересным, а желающие это читать, надеюсь, сами подтянутся.
Ну, а начну с лирики. Пару недель назад я шел по улице, думал думу, не помню уже про что конкретно. И тут вдруг, ни с того ни с сего, в голове прострелило заезженное в свое время словосочетание «карпатский Марадона». Помните, да? Играл такой румынский футболист, Георге Хаджи. Вот его так и называли. Несуразность и комичность этой клички настолько потрясла меня в тот день, что я прямо посреди улицы, ко всеобщему недоумению прохожих, рассмеялся во весь голос. Это же гениально! Карпатский Марадона! Почему же я раньше не видел всей красоты этих слов? Ведь здесь одновременно сочетаются величие имени выдающегося мастера и какая-то простота, близость, граничащая со стебом.
Вспоминая этот случай сегодня, у меня не было ни единого сомнения в том, как я назову эту заметку. Ну конечно же «пиренейский Финикс Санз»! Как все просто в этом мире. Почему «Финикс»? Об этом ниже. Начнем, пожалуй, с состава.
Задняя линия
В составе «По-Ортеза» два основных разыгрывающих: Аарон Майлз и Ксане Д’Алмейда. Признаться честно, в деле видел лишь второго. Майлз появился в команде в середине октября. Он заменил Джона Гелхриста. Я же пока видел лишь одну игру команды в новом сезоне, 1 октября, когда «По-Ортез» играл со «Страсбуром», где Майлза еще не было. В любом случае, этот разыгрывающий должен быть неплохим. Игра Гелхриста произвела на меня хорошее впечатление, и раз тренеры решили поменять его на Майлза, то Аарон должен быть как минимум не хуже. Если говорить о Д’Алмейде, то это классический первый номер. В игру он выходит со скамейки, но каши не портит. У него поставлен трехочковый бросок, которым он пользуется не столь часто, но если пользуется, то зачастую успешно. Д’Алмейда отличный ролевой игрок, который умеет начинать атаки. У него мало результативных передач, но это не значит, что он «жадина». Просто его роль в схемах «По-Ортеза» обычно ограничивается первым пасом.
Еще один крепкий ролевой игрок задней линии — Клинт Харрисон. Он играет на позиции атакующего защитника. Умеет и любит бросать из-за дуги, а также весьма неплохо действует в защите на перехватах. Он мне чем-то напомнил Лэнгдона, но конечно снайперские качества Траджана на порядок выше, чем у Харрисона. Отдельного рассказа заслуживает защитник, даже скорей свингмен, Рикардо Грир — один из лидеров «По-Ортеза». Несмотря на то, что он больше тяготеет к проходам, делается это обычно, чтобы отдать передачу на периметр. Впрочем, атаковать он любит и сам. Очень ценное качество Грира — умение побороться за отскок. Для баскетболиста с ростом 196 см 8,5 подборов в среднем за два матче Евролиги — фантастический показатель. В игре со «Страсбуром» я отметил этот навык в первой же атаке: Грир очень умело и агрессивно оттеснил гораздо более крупного соперника от кольца в борьбе под щитом после пробития штрафных бросков.
Последний игрок, относящийся к задней линии — это Майкл Бауэр. Он играет на позиции третьего номера, но в случае надобности может закрыть и позицию тяжелого форварда. Очень любит бросать трехочковые, но в целом не производит впечатления добротного и солидного баскетболиста. Впрочем, возможно сейчас он набрал форму и действует увереннее. В игре со «Страсбуром» он бегал в защитной маске на лице. Видимо, получил травму носа.
Передняя линия
Здесь снова вынужден сделать ремарку. В составе «По-Ортеза» выступает Майкл Райт, которого я не видел в деле. Самое обидное то, что, судя по статистике, в первых двух матчах Евролиги он являлся лидером по результативности в своей команде (14 и 22 очка). Но в матче со «Страсбуром» его не было даже на скамейке запасных. Так что игру этого форварда охарактеризовать не могу. Буду вместе с вами смотреть в среду баскетбол и наблюдать за Райтом.
А вот остальных игроков передней линии французского клуба с удовольствием представлю. Наиболее колоритно во всей темнокожей компании смотрится Бритон Джонсен. Американец с лицом настоящего англичанина. Очень белокожий, по-европейски дубоват и нескладен, но играет важную роль в команде. Игрок ролевой, я бы даже сказал чернорабочий. В основном действует в подыгрыше и борется за подбор. Впрочем, 8-10 очков он способен набрать. Может даже дальний бросок выполнить. Иногда забивает.
На фоне Джонсена совершенно по-другому смотрятся два темнокожих парня, которые играют на одной позиции и часто меняются: Ян Маинми и Тьерри Рюпер. Оба очень пластичны, хорошо прыгают, отчего могут быть весьма опасны в борьбе за отскок в нападении. В отличие от Маинми, который очень молод (20 лет), Рюпер уже опытный баскетболист (29 лет), поэтому тренеры чаще дают играть именно Маинми. Видимо видят за ним будущее и постоянно наигрывают. Серьезной опасности в нападении они не представляют, но посматривать за ними нужно обязательно.
Стартовая пятерка
Стартовая пятерка «По-Ортеза» обычно выглядит так. На позиции разыгрывающего выходит Аарон Майлз (раньше был Гелхрист), атакующего защитника играет Клинт Харрисон. Основной свингмен команды — Рикардо Грир, Майкл Райт выступает на позиции четвертого номера и Бриттон Джонсен — центровой. Здесь мы имеем двух «скореров»: Грира и Райта. Майлз, Харрисон и Джонсен — ролевые игроки. В целом, состав сбалансирован, но общий уровень пятерки не слишком высок. Есть еще один недостаток (на самом деле это скорей «фишка» Гордона Херберта) — в составе нет по настоящему мощного центрового. Джонсен, несмотря на свои 206 см, по сложению и по манере игры все же тяжелый форвард.
Тактика
А теперь объясню, почему «По-Ортез» — это «пиренейский Финикс Санз». Для этого нужно просто посмотреть на схемы нападения, которые использует Гордон Херберт. Как вам начальная расстановочка на первой? Команда играет без доминирующего центрового, абсолютно все игроки обладают трехочковым и средним броском. Логический итог каждого позиционного нападения — это бросок с дистанции. Классическая игра «на большого» используется очень не часто, скорей от безысходности.
Схема 1
Фаза 1. Игроки выстраиваются в линию на дуге. Двое «больших» (4,5) занимают позицию чуть выше штрафной линии, Харрисон (2) и Грир (3) стоят шире на трехочковой линии. Грир резким движением отрывается от защитника, и Майлз (1) отдает ему пас. Фаза 2. После передачи без промедления Майлз наводит своего защитника на заслон от Джонсена (4) и смещается на лицевую линию. После заслона Джонсен выходит под 45 градусов на трехочковую линию. В случае если защитники не разобрались при размене, Грир сразу же может делать передачу входящему в трапецию Майлзу. За счет высокой начальной расстановки, в трехсекундной зоне образуется пустое пространство, и такой вариант с быстрой передачей может пройти. Фаза 3. Грир отдает пас вышедшему на дугу Джонсену и смещается ближе к углу площадки. Одновременно с этим, движение к Майлзу делает Махинми. Здесь опять же возможен вариант, когда после заслона на Майлзе останутся два защитника. В этом случае Джонсен вполне может бросать трехочковый. Фаза 4. Махинми выпускает заслоном Майлза обратно на дугу, сам при этом остается на его месте рядом с кольцом. Фаза 5. Джонсен отдает передачу открывшемуся Майлзу. Маинми и Харрисон делают движение навстречу с целью помочь друг другу заслонами. Майлз в это время внимательно следит за разменом и всегда готов отдать передачу под кольцо. Фаза 6. Последняя фаза комбинации. Здесь Майлз должен отдавать передачу врывающемуся на дугу Харрисону под бросок. Если же защита сработала на отлично, тогда остается самый плохой вариант завершения — пас на «центрящего» Маинми и тот уже пытается обыгрывать самостоятельно. Это практически равносильно потере.
Схема 2
Несмотря на то, что начальная расстановка как бы предполагает вариант игры через «большого», все-таки «По-Ортез» играет эту комбинацию для вывода игрока на дальний бросок.
Фаза 1. Грир (3) занимает позицию ближе к углу площадки. Джонсен (4) и Маинми (5) стоят на нижних усах. Так называемый «лоу пост». Майлз (1) отдает передачу на Харрисона (2). Фаза 2. Еще до передачи Майлза, Грир начинает движение по лицевой линии, наводя своего защитника сначала на Джонсена, потом на Маинми. Грир должен выбежать в противоположный угол дуги как раз в тот момент, когда Харрисон получил передачу. В этой комбинации все пасы должны быть динамичными, без пауз. Иначе защита успевает. Фаза 3. Харрисон отдает Гриру передачу и тот должен моментально бросать. Фаза 4. Если защитник все же успел, то Майлз смещается влево, а Грир начинает проникающий проход в трехсекундную зону. Дальше уже по ситуации. Либо идет до конца, либо сбрасывает на периметр Майлзу или Харрисону. Вариант с передачей более правильный, так как на Грира в любом случае будет смещаться подстраховка и один из партнеров наверняка будет свободным.
Напоследок, хочу сделать одно замечание. Несмотря на довольно эффективные, но в то же время простые схемы «По-Ортеза», проходят они далеко не всегда. Как нужно играть против них в защите продемонстрировал «Страсбур» в чемпионате Франции. Если после последней фазы нападения вывести на бросок игрока не получается игрок с мячом чаще всего останавливается в замешательстве, после чего либо атакует корзину с сопротивлением, либо пытается идти в проход, часто теряя мяч. На мой взгляд, даже без Смодиша и Ван Ден Шпигеля (у них травмы) ЦСКА способен заставить «По-Ортез» не находить логического завершения своих атак. Также как и «Финикс» французский клуб очень зависим от броска. Альтернативный вид нападения, через «больших», у них не является сильной стороной по определению, в виду отсутствия мощного центрового. Поэтому любая атака НЕ с периметра будет успехом защиты ЦСКА.
В конце прикрепляю скриншот. Это схема бросков «По-Ортеза» в матче со «Страсбуром» в первой четверти. Зеленые точки — точные попадания, красные — промахи. Видите где расположена основная масса точек? И так в каждой четверти.