7 мин.

Ответы на вопросы

Этторе Мессина в своем блоге отвечает на вопросы читателей Sports.ru, предлагая методы излечения российского баскетбола, принимая сравнение ЦСКА с «Сан-Антонио» и оценивая сезон футбольного «Милана».

– У вашей команды появляются сложности в Российском первенстве из-за лимита игроков.Как думаете, если бы у вас было в распоряжении 2 иностранца из 12 игроков. Смогли бы вы бороться за первое место? (geraska)

– Если бы правила изменили, их изменили бы для всех. Если бы нам было разрешено иметь всего двух иностранцев, мы бы постарались получить лучших российских игроков. Но и с теми, кто у нас есть сейчас (при здоровом Алексее Саврасенко), мы бы поборолись.

– Чем российская система подготовки юных баскетболистов отличается от Испании, Сербии, Греции, Италии? (geraska)

– Системы очень похожи. Сербские тренеры с самого раннего возраста стараются настроить умы молодых игроков на желание сражаться. Они также уделяют большое внимание физической подготовке. У нас в Италии нет столько талантливых ребят, как в России, и выжить помогает опыт тренеров. С испанской и греческой системами не знаком.

– Почему в России нет игроков высокого уровня? Общаетесь вы по этому поводу с руководством клуба, волнует ли их эта проблема? (geraska)

– Мы постоянно обсуждаем эту тему. В России много талантливых ребят, но большинству из них недостает желания сражаться, чтобы прогрессировать. При существовании правила, заставляющего выпускать на площадку минимум двух российских игроков, едва они становятся достаточно хороши, они практически получают гарантированное место в составе. Поначалу мне очень нравилось это правило. Но теперь я понимаю, что оно, скорее, защищает ветеранов. Они могут играть хоть до 40 лет. Если мы хотим защитить молодых баскетболистов, нам, вероятно, следует выпускать на площадку одного игрока без возрастного лимита, другого не старше 25 лет. Таким образом команды будут вынуждены использовать хотя бы одного молодого баскетболиста в ключевые мгновения.

– Смог бы ЦСКА на равных бороться с лучшими клубами НБА? (Din)

– С лучшими – нет. Если бы мы играли по европейским правилам, мы бы могли бороться с командами низшего уровня. Многое зависело бы от правил. Если бы длительность матча составляла 48 минут, и нам пришлось играть по американским правилам, нам потребовалось бы серьезно перестроиться.

– За кого вы болеете в итальянской Серии А? (МаЗаХаКа)

– За «Милан». Я был фанатом «Милана» с очень-очень ранних лет. В этом сезоне команда хорошо играла до Рождества и даже выиграла клубный чемпионат мира. С того момента все превратилось в кошмар. Миланцы потеряли из-за травм нескольких ключевых игроков, и качество игры резко упало. Их выбил из Лиги чемпионов «Манчестер Юнайтед». И, хуже всего, что не удалось победить в чемпионате Италии. Третий или четвертый год подряд. «Милан» даже не квалифицировался для участия в Лиге чемпионов, поскольку стал пятым в Серии А. Как болельщик я думаю, сейчас самое время перестроить команду.

– Признаете ли вы за баскетболистами право на импровизацию и как вы используете ее при игре команды? (Dr_Stein)

– Импровизация – очень важная часть игры. Для игры на нашем уровне нужен определенный уровень креативности. Но он должен сочетаться с уважением к организации и товарищам по команде. Быть креативным – значит делать что-то, что могут понять одноклубники. Иначе ты будешь выглядеть сумасшедшим. Это, пожалуй, лучший способ понять предел. Импровизация хороша до тех пор, пока она приносит пользу команде.

– Будет ли Зисис играть лучше в следующем сезоне? (KG91)

– Безусловно. Ему нужно время. Никос – человек, очень уважительно относящийся к одноклубникам, тренерам и другим людям из его окружения. Иногда ему недостает агрессивности, чтобы побороться за большее количество игрового времени и более важную роль в команде. Он просто очень хороший человек. И потому ему нужно больше времени.

– Все ли ваши тренерские намерения нашли воплощение и понимание команды? (лав)

– Нет. Кое что я изменил по ходу дела. Я даже сделал кое-что, на что, казалось, был неспособен. В течение сезона я похож на портного, шьющего костюм. В начале появляется общая идея, но потом нужна подгонка. Приходиться пробовать разное, чтобы проверить, что сработает. Важно, что в конце концов команда сплотилась, как я и ожидал, как и надеялся.

– Если бы вы были президентом РФБ, что бы вы сделали для повышения уровня чемпионата России? (СтанИслав Еле Жилец)

– Прежде всего, я нанял бы постоянный тренерский штаб для молодежной, юниорской и кадетской сборных. У меня был бы один главный тренер и пять-шесть ассистентов. Я организовал бы ежемесячные трехдневные тренировочные лагеря и приглашал бы лучших игроков, чтобы они подготовились к летним турнирам. Если это возможно, я бы попросил помощи Олимпийского комитета в организации матчей молодежной сборной в США – по примеру тех, что в 70-е и 80-е устраивали для национальной команды Александр Гомельский и Владимир Кондрашин. Я бы также ввел правило, требующее, чтобы один из двух российских игроков на площадке был не старше 25, а то и 24 лет.

– Чем отличается работа тренера европейского клуба от работы коллеги из НБА? (СтанИслав Еле Жилец)

– Не представляю. Я не работал в НБА.

– За счет чего Россия победила на чемпионате Европы? (A1rosik)

– Она играла лучше всех. Я имею в виду, что команда играла умнее. У нее был отличный тренер. Сборная всегда использовала позиционное нападение, что снижало нагрузку на 7-8 ключевых игроков, всегда находившихся на площадке. Хряпа и Кириленко проявили универсальность. У Джей Ар Холдена начался превосходный сезон на позиции разыгрывающего защитника.

– Почему иностранные специалисты в России более удачливы, чем местные? (A1rosik)

– Не представляю. Было бы интересно услышать ответ от россиян.

– Тяжело ли вам в России в бытовом плане? (A1rosik)

– Нет. Клуб помогает мне во всем. Но, что самое важное, мои жена и сын здесь, со мной. Супруга учит русский, сын ходит в детский сад. Мы много времени проводим вместе. Мы семейные люди и нечасто куда-то выходим. Иногда можем встретиться с друзьями за пиццей. Этого более чем достаточно. Если честно, самое сложно переносимое – это погода, но нельзя желать всего.

– Недавно в интервью вы упомянули об отсутствии прогресса российских молодых игроков, за то время, пока вы находитесь в России. С чем это связано? (ZhirS)

– Очень рискованно использовать их в важных матчах. Ты всегда хочешь иметь на площадке опытных российских игроков, потому что не хочется проигрывать, особенно такой большой команде, как ЦСКА. Даже Хвостов из «Динамо», получавший немало минут в прошлом году, в этом играл лишь от случая к случаю. Именно поэтому мы должны подумать о передаче одного места в пятерке молодому игроку.

– Существуют ли в современном баскетболе национальные школы или же произошла глобализация баскетбола и скоро последние границы будут стерты? (ZhirS)

– Думаю, баскетбол становится все более глобальным, хотя влияние литовской, сербской и американской школ все еще сильно.

– Как происходит выбор игровых комбинаций нападения при подготовке к сезону? (ZhirS)

– Прежде всего, я анализирую умения игроков. Начинаю с этого и много экспериментирую в предсезонке. Затем стараюсь сфокусироваться на том, что лучше работает. Плюс, стараюсь перенять что-то у других команд. Вообще говоря, наши планы должны подходить всем баскетболистам, поскольку мы не можем иметь две команды. Нужно найти то, что подойдет всем.

– Как вы помогаете игрокам при возвращении в строй после травмы? (ZhirS)

– Самое важное – помочь баскетболисту в восстановлении уверенности. Во время тренировок нужно создавать ситуации, когда он может столкнуться с трудностями и преодолевать их. Во-вторых, важно, чтобы игрок чувствовал уверенность в нем товарищей по команде. Я выпускаю его на площадку с четырьмя хорошими игроками, чтобы он чувствовал себя комфортно и не рискованно. В-третьих, стараюсь не давить на игрока, потому что обычно в этот период очень сложно играть под давлением. Стараюсь не торопить события. Очень немногие способны после серьезных травм сразу быть эффективны. Почти все боятся вновь получить травму. В-четвертых, нужно доверять докторам.

Что касается сменщика, занимавшего место «стартера», пока тот восстанавливался, я могу выказывать поддержку, но ведь в этом и есть работа профессионала. Сменщику приходится смириться с фактом, что, даже если он играет здорово, мне нужно уважать «стартера» и дать ему шанс.

– Рациональную манеру игры ЦСКА часто сравнивают с «Сан-Антонио». На какую команду прошлого или настоящего вы бы хотели равняться? (ДВбаскет)

– Принимаю такое сравнение как комплимент. Мы следим за «Сперс» и стараемся что-то у них перенять. К тому же, у нас на некоторых позициях есть игроки, которые напоминают коллег из «шпор».

Что касается любимых команд за все времена, мне нравился «Варезе» в 70-е с Профессором Николичем в качестве тренера. Мне также нравился «Милан», возглавляемый Дэном Питерсоном с Д’Антони, МакАду и Менегином. Естественно, мне нравились многие команды из Югославии. Я любил свою команду в «Киндере» из Болоньи – оба ее варианта, выигравшие Евролигу, были превосходны. В США мне нравились «Лейкерс» и «Селтикс» 80-х. Сейчас мне нравятся «Сперс», за то, что они грают умно и всегда показывают умение играть как команда. Мне по душе их моральная устойчивость.