5 мин.

Базовые навыки тренера: обучение юных игроков

Этторе Мессина в своем блоге начинает рассказ о базисе тренерской профессии, делая акцент на методах работы с молодежью, работах над ошибками и переходах от общего к частному.

Фото: Михаил Сербин (cskabasket.com)

Хотелось бы начать эту тему с определения работы тренера, который обучает юных баскетболистов. Главная цель его деятельности – развитие этих игроков. Иногда эта цель входит в конфликт с необходимостью побеждать в матчах. К примеру, молодые «большие» не так хорошо развиты, как защитники (вообще говоря, невысокие игроки готовы к выступлениям в гораздо более юном возрасте), потому если их использовать чаще, если полагаться на «больших», вероятность уступить повышается. Но именно терпение и обеспечение игровым временем позволяет развиваться высоким баскетболистам.

Тому, кто работает с молодежью, следует фокусироваться на развитии индивидуальных качеств игроков, а не на победах. В особенности об этом нужно помнить молодым тренерам и их супервайзорам. Каждому хочется получать результат в том, чем он занимается. И результатом для них должны быть полноценно развитые игроки, а не количество побед.

Мы уже говорили о важности обладания методом обучения, особенно для тренеров, обучающих молодежь. Это краеугольный камень профессии. Позвольте сегодня более подробно остановиться на этой теме.

Обладание тренерским методом означает, что тренер в точности знает, какие знания он способен передать своим игрокам. Есть только один способ убедиться, что ты можешь передать кому-то немного знаний. Это умение применять обучающую прогрессию. Обучающая прогрессия – это система передачи знаний. Ты начинаешь с какой-то точки и добавляешь препятствия по нарастающей, чтобы помочь баскетболистам достигнуть определенного уровня в некоем аспекте игры.

Это похоже на обучение ребенка подниматься по ступеням. Первая ступень не должна быть слишком низкой или слишком высокой. Постепенно ступени должны становиться выше, чтобы подтягивать на тот же уровень умения и опыт ребенка. Если шаг слишком прост, он преодолеет его легко и ничему не научится. Если препятствие слишком сложное, и он не сможет его преодолеть, он разочаруется и перестанет заниматься. Потому ключевой момент для хорошего учителя – предложить игроку такую последовательность шагов, которые достаточно сложные, но в то же время не слишком разочаровывающие.

В наши дни при наличии Интернета и тонн DVD и книг знания могут быть гораздо шире, чем десять лет назад. Каждый может разыскать множество специфической информации по технике и тактике. Но определяющими в работе тренера являются те знания, которые он может передать игрокам. Либо у вас есть мозгу эта прогрессия, либо ее нет.

Другая важная часть обучающей прогрессии – способность легко переходить с одного уровня на другой – между целым и частным. Следует точно знать, на какие составные части делится общее и как его собрать из этих частей.

Баскетбол похож на музыку. Молодые игроки, кто только начал тренироваться, вырабатывают представление, хоть и смутное, о том, что такое – игра. Они начинают с глобальной идеи о том, что в баскетбол, как правило, играют гармонично. Потом вы даете им упражнения, чтобы отработать специфические аспекты. А затем снова объединяете все вместе. Баскетбол не похож на математику. В ней вы начинаете с элементарных арифметических операций и к тому моменту не представляете, что такое – математика. В музыке, в спорте мы имеем представление, к чему придем. Это означает, что тренер всегда должен держать в голове метод общего-частного-общего.

Нельзя вырастить хороших игроков, уделяя внимание только частному. Ваши подопечные могут великолепно выполнять упражнения, но оставаться совершенно неспособными играть в баскетбол. В то же время, вы не сможете развить молодежь и только методом общего – всегда гоняя ее 5 на 5. У ваших игроков просто не будет четких фундаментальных навыков. Следует разработать свой метод, сочетая оба компонента в соответствии с вашим пониманием. Это ключ к профессии наставника.

Еще одна часть методики преподавания – развитие понимания того, как люди учатся. Лучше всего это выходит при помощи работы над ошибками. Вы пробуете, совершаете ошибки и учитесь на них. Ошибки – огромная часть процесса обучения. Это означает, что вы, как наставник, должны выработать некий уровень толерантности по отношению к ошибкам. Быть слишком агрессивным или слишком нейтральным плохо. Нужно найти некий баланс, четко зная, какие ошибки вы можете позволить, а какие – нет. В работе над ошибками главное – не ошибка, а то, как к ней относятся тренер и игрок. Ведь ошибка – интегральная часть процесса.

По-моему, разработать такой метод важнее, чем узнать многое о технике и тактике. Суммируя, у вас может быть целая библиотека книг и DVD, но ваша команда будет исповедовать примитивный баскетбол. Это зависит только от вашей методики и знаний, которые вы можете действительно передать ученикам. При этом не важно, чему вы учите – литературе, математике или баскетболу – всему вы научить не сможете. Нужно быть очень мудрым и аккуратным в выборе тех частей, которые следует передавать с использованием обучающей прогрессии.

Все начинается с тренировок. Они дают вам простор для эксперимента, для ошибок и для внедрения нового знания методом проб и ошибок. Во время тренировок вы больше давите на игроков, чтобы добиться их понимания и вывести на следующий уровень. Когда дело доходит до игры, единственное, на что вы можете полагаться, так это на то, что было выучено на тренировках. Сам матч, особенно когда соперник силен, не может быть использован для эксперимента и метода проб и ошибок. Вы стараетесь поддерживать команду, использовать ее способности лучшим возможным способом. Иногда игрокам сложно осознать, что тот человек, который так давил на них во время тренировок, так поддерживает их во время матча. Но, как только вы приспособитесь к собственной методике, все станет на свои места. Так все срабатывает в моем случае.

То же можно сказать и про музыкантов. Они упражняются, упражняются и упражняются, прежде чем выйти на сцену, и в день концерта они абсолютно уверены, что способны на то, чего от них ждут.

Когда вы в точности осознаете, чему вы собираетесь учить, это и есть ваша программа. Она может включать броски, передачу и ловлю мяча, упражнения на время, пространство, видение площадки, игру один на один, защиту и так далее. Программа сама по себе не так важна. Кроме того, программа не должна быть абстрактной. Сперва вам нужно оценить ваших игроков и решить, какие качества следует улучшить. Так что программа не может существовать в отдельности. Она всегда сочетается с уровнем и нуждами команды и зависит от используемого вами метода.

Я всегда ожидаю, что мои игроки имеют хорошие базовые навыки. Потому, если хочешь подготовить команду, ты обычно начинаешь с защиты, потому что с ее помощью вы получаете владение мячом. Как только вы убедились, что ваша команда знает, как добыть мяч, можно научить ее быстрому отрыву. После этого можно переходить к нападению. Таков мой взгляд на игру. Я всегда начинаю с обороны, потому что это правильно настраивает игроков. Если бы я начинал с нападения, они всегда недооценивали бы ключевую часть баскетбола – получение владения.

В следующий раз мы поговорим о некоторой специфике руководства профессиональными командами.