Базовые навыки тренера: обучение юных игроков
Этторе Мессина в своем блоге начинает рассказ о базисе тренерской профессии, делая акцент на методах работы с молодежью, работах над ошибками и переходах от общего к частному.
Фото: Михаил Сербин (cskabasket.com)
Хотелось бы начать эту тему с определения работы тренера, который обучает юных баскетболистов. Главная цель его деятельности развитие этих игроков. Иногда эта цель входит в конфликт с необходимостью побеждать в матчах. К примеру, молодые «большие» не так хорошо развиты, как защитники (вообще говоря, невысокие игроки готовы к выступлениям в гораздо более юном возрасте), потому если их использовать чаще, если полагаться на «больших», вероятность уступить повышается. Но именно терпение и обеспечение игровым временем позволяет развиваться высоким баскетболистам.
Тому, кто работает с молодежью, следует фокусироваться на развитии индивидуальных качеств игроков, а не на победах. В особенности об этом нужно помнить молодым тренерам и их супервайзорам. Каждому хочется получать результат в том, чем он занимается. И результатом для них должны быть полноценно развитые игроки, а не количество побед.
Мы уже говорили о важности обладания методом обучения, особенно для тренеров, обучающих молодежь. Это краеугольный камень профессии. Позвольте сегодня более подробно остановиться на этой теме.
Обладание тренерским методом означает, что тренер в точности знает, какие знания он способен передать своим игрокам. Есть только один способ убедиться, что ты можешь передать кому-то немного знаний. Это умение применять обучающую прогрессию. Обучающая прогрессия это система передачи знаний. Ты начинаешь с какой-то точки и добавляешь препятствия по нарастающей, чтобы помочь баскетболистам достигнуть определенного уровня в некоем аспекте игры.
Это похоже на обучение ребенка подниматься по ступеням. Первая ступень не должна быть слишком низкой или слишком высокой. Постепенно ступени должны становиться выше, чтобы подтягивать на тот же уровень умения и опыт ребенка. Если шаг слишком прост, он преодолеет его легко и ничему не научится. Если препятствие слишком сложное, и он не сможет его преодолеть, он разочаруется и перестанет заниматься. Потому ключевой момент для хорошего учителя предложить игроку такую последовательность шагов, которые достаточно сложные, но в то же время не слишком разочаровывающие.
В наши дни при наличии Интернета и тонн DVD и книг знания могут быть гораздо шире, чем десять лет назад. Каждый может разыскать множество специфической информации по технике и тактике. Но определяющими в работе тренера являются те знания, которые он может передать игрокам. Либо у вас есть мозгу эта прогрессия, либо ее нет.
Другая важная часть обучающей прогрессии способность легко переходить с одного уровня на другой между целым и частным. Следует точно знать, на какие составные части делится общее и как его собрать из этих частей.
Баскетбол похож на музыку. Молодые игроки, кто только начал тренироваться, вырабатывают представление, хоть и смутное, о том, что такое игра. Они начинают с глобальной идеи о том, что в баскетбол, как правило, играют гармонично. Потом вы даете им упражнения, чтобы отработать специфические аспекты. А затем снова объединяете все вместе. Баскетбол не похож на математику. В ней вы начинаете с элементарных арифметических операций и к тому моменту не представляете, что такое математика. В музыке, в спорте мы имеем представление, к чему придем. Это означает, что тренер всегда должен держать в голове метод общего-частного-общего.
Нельзя вырастить хороших игроков, уделяя внимание только частному. Ваши подопечные могут великолепно выполнять упражнения, но оставаться совершенно неспособными играть в баскетбол. В то же время, вы не сможете развить молодежь и только методом общего всегда гоняя ее 5 на 5. У ваших игроков просто не будет четких фундаментальных навыков. Следует разработать свой метод, сочетая оба компонента в соответствии с вашим пониманием. Это ключ к профессии наставника.
Еще одна часть методики преподавания развитие понимания того, как люди учатся. Лучше всего это выходит при помощи работы над ошибками. Вы пробуете, совершаете ошибки и учитесь на них. Ошибки огромная часть процесса обучения. Это означает, что вы, как наставник, должны выработать некий уровень толерантности по отношению к ошибкам. Быть слишком агрессивным или слишком нейтральным плохо. Нужно найти некий баланс, четко зная, какие ошибки вы можете позволить, а какие нет. В работе над ошибками главное не ошибка, а то, как к ней относятся тренер и игрок. Ведь ошибка интегральная часть процесса.
По-моему, разработать такой метод важнее, чем узнать многое о технике и тактике. Суммируя, у вас может быть целая библиотека книг и DVD, но ваша команда будет исповедовать примитивный баскетбол. Это зависит только от вашей методики и знаний, которые вы можете действительно передать ученикам. При этом не важно, чему вы учите литературе, математике или баскетболу всему вы научить не сможете. Нужно быть очень мудрым и аккуратным в выборе тех частей, которые следует передавать с использованием обучающей прогрессии.
Все начинается с тренировок. Они дают вам простор для эксперимента, для ошибок и для внедрения нового знания методом проб и ошибок. Во время тренировок вы больше давите на игроков, чтобы добиться их понимания и вывести на следующий уровень. Когда дело доходит до игры, единственное, на что вы можете полагаться, так это на то, что было выучено на тренировках. Сам матч, особенно когда соперник силен, не может быть использован для эксперимента и метода проб и ошибок. Вы стараетесь поддерживать команду, использовать ее способности лучшим возможным способом. Иногда игрокам сложно осознать, что тот человек, который так давил на них во время тренировок, так поддерживает их во время матча. Но, как только вы приспособитесь к собственной методике, все станет на свои места. Так все срабатывает в моем случае.
То же можно сказать и про музыкантов. Они упражняются, упражняются и упражняются, прежде чем выйти на сцену, и в день концерта они абсолютно уверены, что способны на то, чего от них ждут.
Когда вы в точности осознаете, чему вы собираетесь учить, это и есть ваша программа. Она может включать броски, передачу и ловлю мяча, упражнения на время, пространство, видение площадки, игру один на один, защиту и так далее. Программа сама по себе не так важна. Кроме того, программа не должна быть абстрактной. Сперва вам нужно оценить ваших игроков и решить, какие качества следует улучшить. Так что программа не может существовать в отдельности. Она всегда сочетается с уровнем и нуждами команды и зависит от используемого вами метода.
Я всегда ожидаю, что мои игроки имеют хорошие базовые навыки. Потому, если хочешь подготовить команду, ты обычно начинаешь с защиты, потому что с ее помощью вы получаете владение мячом. Как только вы убедились, что ваша команда знает, как добыть мяч, можно научить ее быстрому отрыву. После этого можно переходить к нападению. Таков мой взгляд на игру. Я всегда начинаю с обороны, потому что это правильно настраивает игроков. Если бы я начинал с нападения, они всегда недооценивали бы ключевую часть баскетбола получение владения.
В следующий раз мы поговорим о некоторой специфике руководства профессиональными командами.
Нам очень повезло, что вы у нас есть.
Вы чего? А где английский вариант? Блог Мессины тем и приятно всегда было читать, что он на английском!!! Английский же вариант в сто раз точнее доносит то, что хочет сказать Этторе, при переводе всегда немного теряется...если не главный смысл, то ньюансы.
Верните пожалуйста English!!!!
Я думаю для профессиональных тренеров в этой статье Мессины ничего особо нового не открывается. Их тому же самому в университетах учат.
«Все начинается с тренировок. Они дают вам простор для эксперимента, для ошибок и для внедрения нового знания методом проб и ошибок». С этим сложно не согласиться, но, в то же время, если человек делает слишком много ошибок (упражнения для него слишком сложны), то он теряет интерес к занятиям. А если человеку слишком легко, то ему тоже будет неинтересно. Поэтому хочется задать любопытный вопрос: Насколько сложны должны быть упражения, иными словами, каков процент ошибок считается оптимальный в тех упражнениях, которые даёт тренер? Понятно, что всё зависит от игроков, но всё равно было бы интересно, если бы вы поделились своим опытом.
Понимаете, чтобы от статьи был толк, надо писать подробно о маленьких деталях и секретах, которые составляют суть работы тренера, а общие положение читать очень скучно - и так все их знают.
Ты читал статью? :-)
Тезис про ступеньки прогресса помнишь?
Мессина и говорит - при слишком легких заданиях игрок ничему не научится. При слишком сложных - может потерять интерес.
Про отношение к ошибкам тоже написано.
Ну старую статью почитай: http://www.sports.ru/blog/messina/1694161.html
З.Ы. А вообще согласен - слишком много общих слов. Этторе готовится вести клинику для европейских тренеров и отрабатывает методику на нас? :-)
Было бы гораздо интереснее, если Мессина рассказывал не только теорию, но и приводил примеры из своей практике. Было бы гораздо красочнее и понятнее.
Пусть не стесняется применять метод «общего-частного-общего» и к нам, его благодарным читателям :-)))
Тезис про ступеньки прогресса помнишь?
Мессина и говорит - при слишком легких заданиях игрок ничему не научится. При слишком сложных - может потерять интерес».
А вы читали, что я написал?
Предположим, вас ставят на какую-то ступеньку и дают вам задания. Но задания могут быть слишком сложными - это плохо. Задания могут быть слишком сложными - это тоже плохо. Как найти золотую середину? Каков процент ошибок оптимален для того или иного игрока? Иными словами,что лучше, дать человеку 10 заданий, из которых он решит 10 без вашей помощи, или лучше дать более сложные задачи, из которых он решит только 7?
kondratiy, понимаете суть моего вопроса?
Вот цитата из статьи: «Потому ключевой момент для хорошего учителя – предложить игроку такую последовательность шагов, которые достаточно сложные, но в то же время не слишком разочаровывающие». - Я не понимаю этого предложение - написано слишком общими словами, а потому непонятно. Где грань между не слишком сложными и не слишком простыми? Что под этим понимается конкретно?
Мне кажется, что любой человек понимает, что задания не должны быть слишком сложными и слишком простыми, но как найти эту грань, как найти золотую середину, вот в чём вопрос. Интересны подробности, подробные описания примеров из своей практики, а не общие темы. Какой смысл Мессине писать об общих вещах, о которых знает каждый? Уникальность Мессины в том, что он более глубоко входит в тему, но, к сожалению, об этом ни слова.
Я понимаю, что вы хотите спросить.
Но не понимаю, какой ответ вы хотите получить :-)
Возможно, что пользователь Zhirs, который прочитал много теоретических книжек, и сможет вам ответить.
Кстати, а чем вас не устроили 70 процентов успешных действий, которые вы сами и вывели? ;-)
Я же предлагаю вспомнить, что каждый человек уникален.
И соответственно, к каждому ученику нужен индивидуальный подход.
Вот вы, Lyn, можете обьяснить, почему вполне перспективного Курбанова держат в команде, а Понкрашова отдали в аренду?
Хотя и Курбанов в другой команде, получая больше игрового времени, смог бы заметно прогрессировать.