5 мин.

Ощущение семьдесят второго. Почему Америка боится России?

ЛеБрон Джеймс овтечает на вопросы прессы. Фото: REUTERS/Stefano Rellandini

Отношение американцев к своей сборной довольно легко описать. У них есть одно кредо: мы придумали эту игру, мы вывели ее на следующий уровень, и именно мы должны жрать всех живьем. Планка требований нереально зашкаливает.

Взгляды на национальную команду проходят исключительно сквозь эту призму. В отличие от наших клоунов в Интернетах, средствах коммуникаций и антисоциальных сетях, они не разбрасываются громкими терминами в ее честь, они не называют свою сборную «Дрим-Тим». Любой, кто это делает за пределами США, сразу же расписывается в том, что ему нужно переходить на футбол, хоккей на траве или на ту муть, где азиатские спортсмены воланчик перебивают через сетку.

В стране с флагом из полос и звездочек до сих пор ругаются по поводу того, можно ли называть командой мечты олимпийских чемпионов Атланты, где к нескольким мировым героям Барселоны присоединились Хаким Оладжувон, Шакил О’Нил, Карл Мэлоун, Грант Хилл, Реджи Миллер и остальные. Даже для них этот статус не гарантирован, а уж после позорища середины следующего десятилетия, проигрышей Пуэрто-Рико с разницей в двадцать очков и Стэфонов Марбэри в ее форме, подобный ранг, кажется, уже навечно закрыт для сборной США того или иного разлива. По крайней мере, до тех пор, пока в ее составе вновь не будет одиннадцати членов Зала Славы и она не возьмет ни одного тайм-аута по ходу соревнований.

Каждый человек, который смотрит за их выступлениями на этом турнире, отмечает, что коллективу Кшишевски не хватает организации. Она не играет в такой баскетбол, которого от нее ждут. Она предпочитает дурачиться в режиме Матча всех звезд, сбиваясь на массу невменяемых трехочковых и не всегда оправданных проходов, за которыми следуют подборы в нападении и карусель заходит на следующий круг.

Никто в Америке не смел бы переживать по этому поводу, если бы их сборная умела перестраиваться и браться за ум тогда, когда их по чуть-чуть прижали. Однако ничего, кроме зонного прессинга «звездно-полосатые» не предлагают, а в сегодняшнем баскетболе его не способны разбить, наверное, только в украинской суперлиге. В атаке они же продолжают играть лицом к кольцу, когда самым большим преимуществом любой команды США является именно работа спиной, приносящая массу новых возможностей.

Есть четыре человека: ЛеБрон, Кобе, Кармело и Кевин Дюрэнт. Каждый из них умеет качественно этим пользоваться. Если вы не будете защищаться вдвоем – он забьет, затолкает или выйдет на линию. Только примените дабл-тим – выбросит на периметр, где пойдет движение мяча, передача на свободного и партнер либо получит достаточно пространства и пролетит под кольцо, либо похоронит с дальней или средней дистанции, а ты получишь в свой актив символический хоккейный ассист. Его не будет в протоколе, зато все будут знать, что именно ты создал эту возможность для броска. Это базовые вещи, которые должна играть сборная Соединенных Штатов без центровых, но эти компоненты напрочь игнорируются ею, как и многие другие.

Если присмотреться, можно увидеть, как Крис Пол хочет заиграть человека глубоко, но останавливается, когда видит, что все вновь открываются у трехочковой. Потом, уже после отчетных поединков, Тайсон Чендлер у себя в дневнике Олимпиады на сайте ESPN будет рассказывать о том, что даже после побед самый маленький игрок американцев нереально обозлен на всех партнеров. Это неудивительно, ведь человек по своей природе привык полностью контролировать свой коллектив, расставлять всех по позициям, направлять их, выжимать максимум из их сильных сторон и потенциального преимущества. Именно поэтому он станет лучшим крохотным баскетболистом в истории по окончании карьеры.

Американцы у своих экранов это видят. Им самим неприятно осознавать, что они побаиваются сборную России (да, именно их, а не испанцев). За то, чего не хватает их команде: за организацию, коллективизм, собранность, за то, что видно руку тренера на площадке. Они боятся повторения семьдесят второго года, для них это будет позор на века. Они публично отмечают еще и атлетизм, рост противников, их умение грамотно работать именно в этом баскетболе, с его правилами, условиями и требованиями и опасаются того, что в случае, если страна Сектора Газа и медведей за ядерными кнопками их прижмет, их собственная сборная просто не сможет перестроиться, ведь по ходу товарищеских игр и самого турнира, ни разу не показала склонность к тому, чтобы это сделать. Игра в защите от передней линии с треми легкими форвардами лишь укрепляет их сомнения.

Конечно, они кое-где поддаются панике, забывают о специфике игры Андрея Кириленко, являющегося сугубо оборонительным баскетболистом, который в атаке играет мыслью, а не умениями и забивает только то, что ему позволяют. То есть, при оказанном на него давлении от серьезного противника, он либо отдаст мяч партнеру в лучшем положении, либо будет форсировать события, ощутив груз ответственности на собственных плечах, чем ударит по собственной эффективности.

Но важен сам факт: главным противником в глазах американского сообщества является не Аргентина с двумя легендами, не Испания, не Франция с Паркером после лучшего сезона в карьере, а именно Россия с игроками, которых они же за людей в своей лиге не считали или с теми, о ком они же никогда не слышали. Тренер там добавка, тот самый, кого именитые журналисты уже прочат на скамейку одной из команд НБА в обозримом будущем.

Сборной США может вполне хватить ее циркового режима ведения боевых действий, особенно если сетка сложится так, что все самые интересные противники самоуничтожатся в борьбе друг с другом. Важнее другое: американцы показывают себя в роли сборной Испании от Скариоло. Ленивая, вальяжная, знающая о своем превосходстве команда. Иногда ей этого достаточно, а кое-где выскочит сильный тренер серб и забросит ее обратно на пляж. Сейчас они уже присматриваются к своему Ивковичу и к своим «сербам». Другое дело, сможет ли Блатт и его сборная совладать не только с давлением, но и сами с собой?

Ведь Россия при нем, по своей специфике – андердог, который бьет прямой в челюсть любому, кто подумал, что их можно повертеть на пальце и обыграть в два притопа, три прихлопа. Однако она не играет с позиции силы, она пользуется тем, что дает ей противник, как Кириленко в нападении. Но теперь первое место вынуждает это делать, по крайней мере, на пути к финалу.

Загадка.

Знаете, розыгрыш плей-офф, несмотря на все опасения, будет определенно очень интересным.