8 мин.

Как падал мост. Часть первая

На сегодняшний день, но целых пять лет тому назад, была назначена пресс-конференция, на которой Кевин МакХэйл должен был нахально врать о том, каких замечательных игроков он получил в обмен на Гарнетта и как они подарят клубу новое начало. Это обещало быть эпическим представлением, разобранным на цитаты, но знаменитый обвал моста не только помешал ее проведению, но и фактически стер это представление с лица земли. Не до него было.

Трейд КГ в «Бостон» уже тогда воспринимался судьбоносным. Публика нагло выискивала факты, строила теории заговоров, пыталась разоблачить каждого, кто был причастен к этой сделке. Постепенно на суд общественности стали просачиваться те или иные факты: Кевин не хотел ехать к Полу Пирсу ни под каким предлогом,  ведь считал, что это ничего не даст. Тут же выяснилось, что приобретение Аллена было на самом деле ходом имиджевым, а затем игровым: второе большое имя повышало шанс на согласие «Биг Тикета», а то, что Рэй пережил операции на обеих лодыжках, после которых он уже никогда не будет прежним, как-то замалчивалось. Фамилия на майке была важнее, там уж как-то справимся. Это затем, уже опосля, нарисовались объяснения о продуманных заранее ролях, как будто кто-то действительно верил в то, что Рондо способен так сильно прибавить, а «Иисус» после лучшего сезона в карьере больше никогда не выпрыгнет выше чем на пятнадцать сантиметров.

Как бы там ни было, но уже в день сделки было ясно, что обмен изменит ход истории, внесет в него новые грани, но мало кто мог представить, что лиге суждено столь кардинально преобразиться, когда менеджеры начнут войну между собой за право сборки команды, способной противостоять «Селтикс». Выстроенная цепочка и стала причиной появления цикла этих материалов.

Волна первая: «Гонка Вооружений»

«Бостон» начал с места в карьер, выступая агрессивно, качественно, с задором.

Еще бы, ведь все эти люди, за исключением некоторых ребят, вроде Джеймса Поузи, горели всем подряд на протяжении серьезных отрезков времени и голод до побед там был развит на восьмидесятом уровне. Отдача в защите, умение решить исход эпизода за счет не столько коллективных действий (они тогда находились в зародыше и развивались вместе с прогрессом Рондо и увеличением показателя коэффициента сыгранности), сколько благодаря индивидуально сильным игрокам на правильных позициях, в сумме с неготовностью противников к преодолению комплекса из сильной обороны и трех впечатляющих звезд в нападении, заставили говорить о «Селтикс» как о команде, которую можно, но очень сложно обыграть на ее пути к титулу.

Team to beat – волшебный статус для вчерашнего аутсайдера, роль организации, на которую все равняются, пытаясь при этом хоть в чем-то ее пересилить.

Менеджеры, видевшие то, что их программа формирования команд-претендентов вокруг одного-двух игроков экстра-класса и набора солидных ролевых трещит по швам, поддались агонии и бросили все силы на преодоление «кельтов». Серьезные имена стали на некотором этапе важнее командной химии, звеньев, модели. Гонка Вооружений, бессмысленная и где-то беспощадная, официально стартовала.

Обмены:

  • Пау Газоль в «Лейкерс» – Куоми Браун, Джаварис Криттентон, права на Марка Газоля в «Мемфис»

  • Шакил О’Нил в «Финикс» – Шон Мэрион в «Майами»

  • Джейсон Кидд, Антуан Райт и Малик Аллен в «Даллас» – Дэвин Харрис, Трентон Хасселл, Кит Ван Хорн, ДэСагана Диоп, Морис Эйгер, два пика первого раунда и 3 миллиона долларов «Нью-Джерси»

  • Бен Уоллес, Джо Смит, Уолли Зурбияк, Делонте Уэст и пик второго раунда в «Кливленд» – Дрю Гуден, Ларри Хьюз, Седрик Симмонс, Шеннон Браун в «Чикаго» – Айра Ньюбл, Дониэлл Маршалл, Эдриан Гриффин в «Сиэттл»

  • Майк Бибби в «Атланту» – Энтони Джонсон, Шелден Уильямс, Лоренцен Райт, Тайрон Лу и пик второго раунда в «Сакраменто»

  • Курт Томас в «Сан-Антонио» – Франсиско Элсон, Брент Барри и пик второго раунда в «Сиэттл»

Первыми слово взяли «Лейкерс». Безнадежная команда, Кобе Брайант и генетический мусор, сборная венского леса... Каких только эпитетов не заслужил перед тем чемпионатом коллектив Фила Джексона, чудом сохранивший в межсезонье своего лидера, публично обложившего Эндрю Байнэма и просившего обмен хоть куда-нибудь.

Серенький старт продемонстрировал то, что славный великими победами клуб по-прежнему находится в прострации, однако резкий скачок в уровне мастерства основного центрового, какая-никакая уверенность в собственных силах от вчерашних третьесортных резервистов, изменение стиля игры Черной Мамбы, в кои-то веки доверившейся главному тренеру и продемонстрировавшей элементы благосклонного отношения к партнерам, придали калифорнийцам дозу свежего дыхания, глоток чистого океанского воздуха. Они ощутили, что способны бросить вызов «Бостону». Да, те люди, которыми за три месяца назад хотели удобрять сельхозземли для повышения урожая.

Когда всем нам начало казаться, что будущее у них опять появилось, колено Байнума вновь вернуло «Лейкерс» в состояние грогги. Митч Купчак долго ждать не стал и обокрал «Мемфис».

Впоследствии ходило много легенд о том, что руководство «Гриззлис», то самое, которое выбрало Хашима Табита, долго наблюдало за Марком Газолем и поэтому пошло на эту сделку. Любой, кто видел в те дни уровень игры младшего из братьев, прекрасно понимает, что это понты для приезжих.

Сами же представители солнечной Калифорнии выбирали его по простому принципу: фамилия, семь футов, испанская школа – достаточно для того, чтобы когда-то использовать в обмене как мелкую добавку, типа приправы на любителя.

Тогдашний центровой «Барсы» и «Жироны» воспринимался как очередной высокий парень из Европы, права на которого – курортная интрижка, не более, как было с Сергеем Лищуком, Фредериком «Винс-не-надо-через-меня-больше-перепрыгивать» Вайссом или Робертасом Явтокасом. Ни о каком игроке уровня «Матча всех Звезд» речь тогда не шла. Да что можно говорить мне, если сами испанские специалисты, работавшие с ним, не могут дать логичного объяснения его рывку. Кроме аргумента «он работал со многими методиками и впитывал», у них в головы больше ничего не лезет. И это те, кто видел его каждый день, а не один раз после обеда, как заокеанские скауты.

Приход старшего Газоля дал толчок «Лейкерс», команда с, прости Господи, Владимиром Радмановичем в стартовой пятерке, выбралась в финал НБА, где о нее вытерли ноги. Любая стадия выше первого раунда до старта того чемпионата выглядела подвигом. Сейчас же предстояла работа совсем иного ключа. И пускай те самые вчерашние третьесортные ролевые ребята вернулись на этот же уровень завтра, но калифорнийцы сумели еще дважды заползти в главную серию сезона и закончить каждую из них победной поступью на чемпионском параде.

К превеликому сожалению многих поклонников «Финикса», неизвестная добрая душа отсыпала Стиву Керру, продемонстрировавшему невероятную глупость и суетливость. Увидав «Бостон», новую переднюю линию извечных противников и соседей и держа в уме «Сан-Антонио», он прогнулся под угрозами Мэриона, возомнившего слишком много о себе.

Генеральный менеджер «Санс» решил избавиться от парня, не выяснив ничего о рыночных условиях.

Шон считал себя френчайз-игроком, баскетболистом, способным привести команду к завоеванию главного трофея всей карьеры в ранге первой скрипки. В его контракте была опция, он спекулировал тем, что выйдет на рынок свободных агентов, чтобы выискать для себя условия для лучшей жизни. Горе-руководитель не стал предлагать форварда всем подряд, чтобы узнать интерес к нему и понять, может ли «Матрица» претендовать на серьезное соглашение или он просто пускает пыль в глаза. Он не подумал над тем, что его команда шла второй в своей конференции, применяя невероятно сложную систему игры, в которую тяжело интегрировать любого баскетболиста по ходу сезона, но Керр взял не любого, он подобрал самого неподходящего, разлагающего всех и вся Шакила О’Нила.

Это стало провалом эпических масштабов.

Скоростная модель Д’Энтони была вынуждена адаптироваться в боевых условиях, пытаясь сохранить позиции в сильнейшей конференции за всю историю баскетбола. Он был вынужден передвинуть Стадемайера на позицию четвертого номера, заставить его исполнять часть функций Мэриона, игравшего там раньше. Он лишил Нэша пространства под кольцом, команда перестала быстро переходить из обороны в атаку, а сам Шак, находившийся на тот момент в разобранном состоянии, оказался неготовым к тому, чтобы вдруг воспрянуть духом и стать 20+10 игроком. Для этого не было предпосылок. Параллельно, Керр забыл об эго О’Нила, о подготовке почвы по его приземлению здесь, о нескольких обязательных месяцах, необходимых команде для того, чтобы притереться к столь противоречивой персоне.

«Финикс» скатился в подвал восьмерки, сгорел «Сан-Антонио» в первом же раунде, а Данкан показательно размазал того, кто должен был стать главным оружием, способным помочь «Санс» преодолеть своего извечного противника.

Майку указали на дверь, со Стивом же Керром вновь поделились, и он провозгласил акцент на защитный баскетбол, взяв Терри Портера. При нем «Финикс» продолжил бороться в середине видоизменившейся  до неузнаваемости турнирной таблицы. Запад на тот момент стер все грани. Раньше 50-ти побед хватало для одного из трех первых мест в посеве, сегодня это была лишь гарантия выхода в плей-офф, не более. «Санс» расстались с главным тренером, доверили команду Элвину Джентри, который благодаря травме Стадемайера нашел достаточно свободы для Шакила О’Нила, и его новые подопечные худо-бедно забегали.

Нэш воскресил эпического центрового, клуб из Аризоны бросился в погоню за восьмым местом, но к тому моменту было потеряно слишком много. «Дизель» продолжал разлагаться в раздевалке команды, в результате чего эпический генеральный менеджер был вынужден избавиться от того, кого считал супергероем.

«Финикс» воспрянул духом, собрался с мыслями и дал свой последний поход времен Нэша и Амаре. Финальный залп был эффектным. Коллектив, проповедовавший интересный баскетбол, акцентированный не только на двух звездах, но и на балансе между стартом и скамейкой запасных, позволил им запрыгнуть в еще один Финал Запада. Но не стадия была главным достижением: ноги, вытертые о «Сан-Антонио» в том розыгрыше плей-офф, не мылись еще три месяца, слишком долго они ждали этой победы.

Да, они проиграли «Лейкерс», но сделали это более чем достойно. Скорее всего, причины были на поверхности: неспособность подобрать мяч под собственным кольцом, наличие ряда неподходящих под зонную защиту игроков, которые не могли противостоять сопернику следующего, суперзвездного уровня и сумасшедшее попадание Рона Артеста. Все это слилось воедино, героизм был уже неэффективен.

Ирония судьбы: «солнечные» выбросили О’Нила в обмен на...

... контракт Бена Уоллеса.

Стив Керр никогда не был жадным парнем, даже когда получал по физиономии от Майкла Джордана на тренировке «Чикаго». К ужасу поклонников «Кливленда», он подбросил свое снадобье Дэнни Ферри, именно он сделал следующий шаг.

Продолжение следует